Феномен «сталинизма» в отечественной историографии Автор – А.Е. Чельцова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс по выбору тема: "За страницами учебника истории России ХХ века« Хачатуров Вартан Гургенович - учитель истории Курс по выбору тема: "За страницами.
Advertisements

Изменения политической системы 1953г. – 1964г.. Берия Л. П. Народный комиссар внутренних дел 1938г. – 1945г. Министр внутренних дел СССР 5 марта 1953.
Презентация магистерской работы Прицева Дмитрия Александровича Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.И. Меньковский.
Руководство СССР и РСФСР в условиях роста национальных движений и сепаратизма. ( историко-сравнительная характеристика на основе анализа первоисточников)
Тема: Политическая система сталинизма.. Советский тоталитаризм. Советский тоталитаризм. Биография И.Сталина. Биография И.Сталина. Возвышение Сталина.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Экономические процессы Экономические процессы Политические процессы Политические процессы.
Политические программы преемников И.В. Сталина в борьбе за власть в 1953 году. Урок – практикум Работа с документами и первоисточниками.
ПЕРЕСТРОЙКА ( гг.) ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: гг гг гг.
Наследие Ленина. В.И.Ленин.Глава СНК,первый руководитель советского государства.
СССР в г.г Ищенко А.Е., моу сош 4, ст. Кущёвская Краснодарского края.
Достоверность трактовки исторических фактов и научной обоснованности выводов и оценок : проблемно - поисковое научное исследование ( на примере материалов.
Государственный контракт П366 от 07 мая 2010 г. «Власть и общество в советской истории: взаимодействие региональной власти и населения» (на материалах.
Первые попытки реформ XX съезд КПСС Киященко А.А. Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат 11 А класс история России.
РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Кадровая революция Кадровая революция Кадровая революция Кадровая революция Политическая реформа 1988 года Политическая реформа.
Первые попытки реформ XX съезд КПСС Подготовила Зотова Алина.
Изменения политической системы СССР в 1953 – 1960-х гг. «Оттепель» в духовной жизни.
Политология как наука ПредметМетоды Основные категории.
Транксрипт:

Феномен «сталинизма» в отечественной историографии Автор – А.Е. Чельцова

Этап I Возникновение термина «сталинизм» и предпосылки его изучения конец 1920-х – 1960-е гг.

Феномен «сталинизма» в концепции Л.Д. Троцкого Лев Давидович Троцкий (1879 – 1940) Теоретик марксизма Нарком по военным и морским делам в советском правительстве Деятель международного рабочего и коммунистического движения, один из основателей и идеологов Коминтерна С 1923 г. лидер внутрипартийной левой оппозиции В 1929 г. выслан за пределы СССР Основные работы: –Троцкий Л.Д. История русской революции. В 2 т. М., –Троцкий Л.Д. Моя Жизнь: опыт автобиографии. Берлин, –Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., –Троцкий Л.Д. Преступления Сталина. М., 1994.

Л.Д. Троцкий о сталинизме Сталинизм – враждебное и прямо противоположное большевизму понятие Причина сталинизма – явление «разложения» партии Сталинизм – продукт реакционной эпохи в противоположность революционной Единственный способ предотвращения сталинизма – скорая победа мировой революции «Массы пали духом. Бюрократия взяла верх. Она смирила пролетарский авангард, растоптала марксизм … Сталинизм победил» Л. Д. Троцкий

Значение концепции Л.Д. Троцкого для дальнейшего анализа феномена Введение в оборот термина «сталинизм» Поднят вопрос истоков сталинизма, его связи с большевизмом Учет внешних и внутренних факторов возникновения сталинизма Тезис о тесной связи сталинизма с бюрократией

История и политика после 1953 года Изъятие из газет имени И.В. Сталина Критика отсутствия специальных теоретических учебников по истории Требование «творческой, научной работы» от историков Появление термина «культ личности»: –10 мая 1953 г. – статья в «Правде» о негативном отношении к культу личности К. Маркса и Ф. Энгельса –Июнь 1953 г. – статья в «Правде» определяет «культ личности» как «кампанию восхваления лидера партии» «Считаю обязательным прекратить политику культа личности» Г.М. Маленков

ХХ Съезд и проблема сталинизма Ошибки И. В. Сталина, оглашенные в докладе Н. С. Хрущева на ХХ Съезде КПСС 25 февраля 1956 года: –вред, нанесенный сельскому хозяйству –ущерб международному авторитету СССР –отрицательное влияние на «морально-политическое состояние партии» –вина за «вредные» репрессии, наносившие вред государству и партийным кадрам –И.В. Сталин – «тиран», который был физически болен и неспособен к управлению огромной страной

Этап I. Выводы Доклад Н.С. Хрущева критиковали за «ограниченность и недоговоренность», чрезмерную сосредоточенность на личности, а не на феномене «сталинизма» Ссылки на «культ личности» были универсальным объяснением всех проблем Преступления И.В. Сталина не должны были выглядеть преступлениями системы Разоблачение И.В. Сталина не сопровождалось глубоким осмыслением его фигуры и порожденной им модели развития В конце 1960-х гг. тема была выведена в своеобразную «резервацию»

Этап II Изучение феномена «сталинизма» в период перестройки 1985 – 1991 гг.

Социально-политическое значение перестройки Апрель 1985 г. – доклад генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева Перестройка – «качественно новый подход» к построению социализма Ведущая роль в обсуждении отводилась публицистике Шел процесс научного осмысления поднятых проблем «Перестройка – революционный процесс. Термин революция … совершенно точно выражает цели и средства перестройки»

Значение исторической науки в перестройку Интерес к истории стал «знамением времени» Главный лозунг – «историю надо писать по-новому» Задача – развитие нового исторического мышления «История и перестройка практически идентичны в целях – практическом решении конкретных задач» И.И. Минц

Значение феномена «сталинизма» в перестройку Первый «открытый» вопрос, поставленный на обсуждение общественности Обсуждение феномена перерастало в споры о путях наилучшего построения социализма «Наследие сталинизма – не проблема далекой истории» Л. Гордон

Направления изучения феномена «сталинизма» в перестройку I. Марксистское II. Антимарксистское

Марксистское направление Задача: реабилитация марксистко-ленинской концепции, выведение из нее сталинизма Тезисы: –сталинское насилие не было непосредственным продолжением революционного насилия –причина возникновения сталинизма – курс на ускоренное развитие –сталинизм – «деформированный социализм с определенными чертами»

Антимарксистское направление 1. сталинизм – это тоталитаризм «Цель выше человека, средства выше цели, цена выше средств» 2. сталинизм – это режим личной власти «Сталинизм – одна из разновидностей … политического режима, при котором деятельность всех демократических институтов сводится к выполнению решений, принятых единолично» 3. сталинизм – это культ личности «Человек, волею обстоятельств оказавшийся во главе государства, автоматически становится единственным толкователем и пророком великого учения» 4. попытка социального и психологического взгляда на феномен «Культ личности – один из аспектов целостной и стройной религиозно-догматической системы, сложившейся во время Сталина»

Этап II. Выводы Работы носили преимущественно публицистический характер с высокой степенью эмоциональности Невозможность доступа широкого круга исследователей к архивным документам Марксизм оставался основой методологии исторического анализа, диалектический метод – ведущим методом исследований «Этап поисков», за которым должен следовать этап фундаментальной проверки и обоснования идей

Этап III Изучение феномена «сталинизма» в 1990-х – 2010-х гг.

Социально-политические изменения в 1990-е гг. Открытие архивов Публикации документов о периоде 1930–1950-х гг. Ослабление общественного внимания к проблеме сталинизма Актуальность темы перешла из общественного в научно-исторический контекст

Основные направления изучения феномена «сталинизма» в 1990-х – 2010-х гг. I. Марксистское II. Апологетическое III. Школа тоталитаризма

Марксистское направление Тезисы: –ошибочно ограничивать сталинизм определениями авторитарной власти, репрессиями, мировоззрением –феномен «сталинизма» – это целое, включающее политический режим, экономическую систему, идеологию, методологию –главная функция сталинизма – политика, режим личного неограниченного господства

Апологетическое направление В центре исследований – фигура И.В. Сталина Стиль работ – хроника с художественными элементами (описаниями, диалогами) и сильно выраженной авторской оценкой Отсутствие серьезной доказательной базы Сталин – «собиратель великой России и продолжатель идей русского православия и самодержавия»

Школа тоталитаризма Сталинизм – тоталитарный государственный режим, административно-командная система Предпосылки тоталитаризма следует искать в событиях 1918–1920 гг. Причины возникновения тоталитарного режима: ошибочная экономическая программа индустриализации и коллективизации, свертывание НЭПа Исследуются отдельные темы: партийная политика, деятельность верховных государственных органов, механизмы принятия решений, бюрократия

Этап III. Выводы Термин приобретает более обобщенный характер – под ним подразумевается вся совокупность событий, явлений и фактов 1930–1950-х годов. Значительная дифференциация темы, объединяемой термином «сталинизм»; направления – история личности, социальная, экономическая, политическая история, история повседневности Начало профессионализации проблемы сталинизма в научно-историческом пространстве

Литература Историография сталинизма: сб. ст. М., Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России: современная историография. М., История сталинизма: итоги и проблемы изучения: материалы международной научной конференции, Москва, 5–7 декабря 2008 г. М., Чельцова А.Е. Феномен «сталинизма» в отечественной историографии // Проблемы российской историографии середины XIX - начала XXI века: сборник трудов молодых ученых / отв. ред. А.С. Усачев; Рос. гос. гуманит. ун-т; Ист.- Арх. Ин-т. М.; СПб.: Альянс-Архео, С