Формирование и оценка универсальных учебных действий Хазова Елена Ивановна МБОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Advertisements

Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
L/O/G/O Реализация программы формирования универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК Вершинина Татьяна Александровна, заместитель.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
Семинар – практикум « Формирование и развитие универсальных учебных действий ( УУД ) обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности : организация работы.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте». Карягина Александра Алексеевна учитель высшей категории МОБУ «НОШ 75» города.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Транксрипт:

Формирование и оценка универсальных учебных действий Хазова Елена Ивановна МБОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа»

Что является ведущим типом деятельности младшего школьника?

Психологическая структура учебной деятельности учащегося 2.цель/задача 3. действия и операции 4. самоконтроль 5. самооценка 1.мотив

Изменение парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Как достичь этой цели? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

В широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

ВИДЫ универсальных учебных действий Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие) Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания Личностные УУД Действия самоопределения

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Оценка развития личностных УУД первоклассников Самоопределение и смыслообразование Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера) Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Методика «Незавершенная сказка» Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьников. Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (По Г.Ю. Ксензовой) Цель: определение уровня сформированности учебно- познавательного интереса школьника. Методика выявления атрибуции успеха/неуспеха Цель: выявление адекватности понимания причин успеха/неуспеха в деятельности

Оценка развития личностных УУД первоклассников Нравственно-этическая ориентация Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Задание на учет мотивов героев в решении моральных дилемм Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Цель: выявление способности к соотнесению трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи.

Познавательные УУД общеучебные логические Постановка и решение проблем

Оценка развития познавательных УУД первоклассников Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. (УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план) Методика «Кодирование» (Д. Векслер в версии А.Ю. Панасюка) Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. (УУД: знаково-символические действия кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.) Построение числового эквивалента или взаимно- однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества. (УУД: логические)

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка

Оценка развития регулятивных УУД первоклассников Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. (УУД: регулятивное действие контроля.) Выкладывание узора из кубиков Цель: выявление развития регулятивных действий. (УУД: умение воспринимать и сохранять задачу, планировать свое действие, осуществлять контроль, оценивать правильность выполнения и вносить коррективы.) Анализ сформированности целеполагания, контроля и оценки учителем с использованием индикаторов (Пособие для учителя «Как проектировать УУД» под редакцией А.Г. Асмолова)

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Разрешение конфликтов Лидерство и согласование действий с партнером

Оценка развития коммуникативных УУД первоклассников Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника. Методика «Рукавички» Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Примеры учебной деятельности Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Примеры учебной деятельности Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего начального образования Формирование установок на здоровый образ жизни Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД

Формирование УУД – это путь повышения качества образования. Я знаю … Я умею … Я способен …