Урок-практикум «Решение задач по генетике» Яснова Л.В.,учитель биологии МОУ «Соболевская СОШ» Первомайского района Оренбургской области село Соболево 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Руднев Алексей Николаевич Урок-практикум по решению задач по генетике. Учитель биологии МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской.
Advertisements

Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов Наследственность - свойство организмов передавать свои признаки и свойства.
Генеалогический метод тема: «Методы изучения наследственности человека» Биология. 11 класс.
Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Проверка знаний: 1. Назовите три закона Г. Менделя? 2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов? 3. Сформулируйте закон чистоты.
I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ То, что мы знаем - ограничено, то чего мы не знаем - бесконечно. (П. Лаплас)
«Повторение и обобщение «Основы генетики»» Тема:.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Тема урока: Законы Менделя Учитель биологии Осинцева Т.М.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом.
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Транксрипт:

Урок-практикум «Решение задач по генетике» Яснова Л.В.,учитель биологии МОУ «Соболевская СОШ» Первомайского района Оренбургской области село Соболево 2011 год Г.Мендель

Это единственная сохранившаяся страница расчетов Менделя. К каким опытам, и над какими растениями она относится - пока не установлено

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Закономерности наследования признаков», обоснование места и роли биологических знаний в практической деятельности людей Задачи: - развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей. - воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем

Законы Менделя I закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения или правило доминирования ) – при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически единообразно II закон Менделя (закон расщепления) – в потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: четверть особей из гибридов второго поколения несёт рецессивный признак, три четверти – доминантный III закон Менделя (закон независимого расщепления или закон независимого комбинирования признаков) – при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания. Образуются фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1 (расщепление по каждой паре генов идёт независимо от других пар генов)

Терминологическая разминка 1. Сущность гибридологического метода заключается в а. скрещивании организмов и анализе потомства б. получении мутаций в. исследовании генеалогического древа г. получении модификаций 2. Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют а. гетерозиготнымиб. гомозиготными в. рецессивнымиг. доминантными 3. Гомозиготными орга­низмами называются такие, которые а. несут в себе либо только доминантный, либо только рецессивный ген б. образуют только один сорт гамет в. при скрещивании с себе подобными не дают расщеп­ления г. верны все ответы 4. Моногибридное скрещивание - это получение а. первого поколения гибридовб. стабильных гибридов в. гибридов, родители которых отличаются друг от друга по одной паре признаков г. ни один ответ не верен 5. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут различаться по а. числу хромосомб. фенотипу в. генофондуг. генетическому коду 6. Закон Моргана касается а. дигибридного скрещиванияб. чистоты гамет в. неполного доминированияг. сцепления генов 7. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается а. множественное действие геновб. промежуточное наследование в. явление полного доминированияг. сцепленное наследование признаков

Наследование признаков Аутосомное: доминантное наследование, рецессивное, промежуточное Сцепленное Сцепленное с полом Множественный аллелизм

Аутосомно- доминантный тип наследования Веснушки Раннее облысение Синдактилия

Шестипалость Увеличенная деталь "Сикстинской мадонны" - Папа Сикст II.

Аутосомно- рецессивный тип наследования Альбинизм- отсутствие пигментов

Биологический диктант 1 вариант 1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма……………….. 2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК…………. 3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………… 4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости……………………….. 2 вариант 1.Совокупность всех признаков, свойств организма……………….. 2. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида……………. 3. Местоположение гена в хромосоме……………… 4. Признак, который не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 5. Основоположник генетики………………………..

Биологический диктант Проверь себя! 1 вариант 1.Генотип 2.Ген 3. Аллельные 4. Доминантный 5. Генетика 2 вариант 1.Фенотип 2.Изменчивость 3. Локус 4. Рецессивный 5. Г.Мендель

Моногибридное скрещивание Вариант 1 У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения. 1.Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4 2.Сколько разных генотипов может образоваться во втором поколении? А) 1Б) 2 В) 3 Г) 4 3.Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96 4.Сколько во втором поколении гетерозиготных растений? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96 5.Сколько растений во втором поколении будут высокого роста? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96 Вариант 2. У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений. 1.Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения? А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4 2. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения? А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4 3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов? А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7 4. Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений? А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7 5.Сколько разных генотипов будет у гибридов? А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4

Ответы к заданию 2 Проверь себя! Вариант 1- 1.б 2.в 3.а 4.б 5.в Вариант 2- 1.б 2.а 3.в 4.в 5.б

Неполное доминирование

Анализирующее скрещивание

Анализирующее скрещивание – скрещивание исследуемого объекта с гомозиготой по рецессивному признаку Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Решите задачу, проведя анализирующее скрещивание, установите, какое ожидать расщепление, если коровы в обоих случаях – белые, а быки – рыжие: 1-вариант: бык гомозиготен 2-вариант : бык гетерозиготен

Проверь себя! Задание 3 1 вариант 2 вариант Генотип Гаметы Генотип FРасщепление ааААаААаНет- 100% рыжие Генотип Гаметы Генотип FРасщепление ааАааА, аАА, аа 1: 1- 50%рыжих- 50% -белых

Сцепленное наследование генов Объект исследования: плодовая мушка дрозофила диплоидный набор = 8 хромосом А – серое тело а – тёмное тело В – нормальные крылья в – рудиментарные крылья Вывод: Гены признаков А и В находятся в одной хромосоме АаВв аавв АВ ав ав АаВв аавв 1 : 1

«Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуется сцеплено» Закон Томаса Хант Моргана Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и наследующиеся совместно.

Нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенной тайной природы и выяснить, где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к развитию зародыша определенного пола Мальчик? Девочка? Наследование признаков, сцепленных с полом.

Наследование генов, сцепленных с У-хромосомой Ихтиоз- заболевание кожи. Рыбья чешуя Термин: Лицо «оборотня» Гипертрихоз- излишняя волосатость

Цветовая слепота – неспособность различать красный и зелёный цвет (дальтонизм), красный и синий или синий и зелёный. Так видят светофор: дальтоник человек с нормальным зрением

Рисунки из коллекции профессора Е. Б. Рабкина.

Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых Виктория Алиса Людовик IV Гессен – Дармштадский Николай II Алиса (Александра Федоровна) ОльгаАлексей ???? ТатьянаМарияАнастасия здоровая женщина носительница гена гемофилии здоровый мужчина гемофилик Альберт

У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания: кошки с черепаховой окраской с рыжим котом (1 вариант) кошки с черной окраской с чёрным котом (2 вариант)

Наследование, сцепленное с полом Дано: А – черный окрас а – рыжий окрас F 1 - ? ХАХАХАХА ХХ – кошка ХУ - кот Черная кошка Х а Рыжая кошка ХАХаХАХа Черепаховая кошка ХАУХАУ Черный кот Х а УРыжий кот ? ? ? ? ? Черепаховые коты – отсутствуют, т.к. у котов только одна Х-хромосома

Проверь себя! Задание Генотип Гаметы Генотип FФенотип F Х А Х а Ха YХа YХ А, Х а Х а, Y1- Х А Х а 2-Х А Y 3-Х а Х а 4-Х а Y 1-черепаховая 2-черный 3-рыжая 4-рыжий 1 вариант 2 вариант Генотип Гаметы Генотип F Фенотип F ХАХАХАХА ХАYХАYХАХА Х А, Y1- Х А Х А 2-Х А Y 1-черная 2-черный

«Множественные аллели». Задачи на наследование групп крови. - Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови? - Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О? -У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей? Группа кровиАгглютиногеныАгглютинины I(O) отсутствуют а и в II(A) А в III(B) В а IV(AB) А и В отсутствуют

Проблемы генетики-проблемы жизни. Как с помощью методов генной инженерии «научили» бактерии синтезировать инсулин, гормон роста? Что надо знать о генно-модифицированных продуктах питания? Почему у кареглазых родителей родился голубоглазый ребёнок? На эти и другие вопросы вам поможет ответить наука – ГЕНЕТИКА.

1. Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено 2. Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом 3. Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом 4. Множественный аллелизм – пример взаимодействия генов 5. Анализирующее скрещивание проводится для определения генотипа исследуемой особи. 6. При наследование признаков проявляется определенная закономерность

Удачи в изучении биологии Л.В.Яснова Благодарю за работу на уроке!