Автор : учитель биологии МОУ Комсомольская СОШ Старкова Н. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В. А. Сухомлинский.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Проект по теме: Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2011 год Стимулирование познавательной деятельности как средства самовыражения конкурентноспособной личности. Гнилицкая Е.Б. декабрь 2010г.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Транксрипт:

Автор : учитель биологии МОУ Комсомольская СОШ Старкова Н. Н.

В последнее время с горечью констатируешь факт, что значительная часть школьников теряет интерес к самому процессу учения. В. А. Сухомлинский говорил : « Страшная это опасность - безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли » Да, сегодня есть из чего выбирать лучшее для себя и своих учеников. Есть возможность попробовать, сравнить, хорошенько обдумать, от чего - то отказаться, к чему - то обратиться вновь. На мой взгляд есть такое, что можно считать универсальным. Это развитие познавательной самостоятельности в группах. Самостоятельность приучает школьников к стремлениям заниматься учебным предметом без принуждения. У ребят возникает потребность к знаниям, а значит посещать школу они будут.

Обучить - значит развить этот мозг. Наполнить его - значит передать ученику готовые знания, задействуя память. В этом корень зла. Память, сама феноменальна - предельна. Беспредельно мышление. Истина сама по себе не нова, но сколь упорно мы следуем ей ? Память - это « родовое » ( К. Маркс ) свойство человека, « одно из условий психической жизни » ( И. М. Сеченов ). Действительно хочется ли ребенку брать от учителя готовые, « разжеванные » знания ? Конечно, же нет. На таких уроках ему скучно, неинтересно, он погружается в дремоту с открытыми глазами « отключается » ( так называемое охранительное торможение ) или начинает вертеться, тормошить соседа ( охранительное возбуждение ) Как же заинтересовать его приохотить ; какой должна быть тактика, т. е. какими методами и способами достичь главных целей - развитие биологического мышления Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. ( Монтень )

Учение - путь к умению ( народная мысль ) Каждое умение формируется на основе учебных приёмов, т. е. приёмы трансформируются в умения. Изучив проект усовершенствованной программы по биологии, я постаралась приблизить преподавание к этой программе. В усовершенствованной программе этот материал определяется разделом « требование к знаниям и умениям ». Посредствам логики построения урока, постановки проблемы, стараешься пробудить мысль учеников, заставляешь их размышлять, сопоставлять, учить их анализировать, сравнивать, развиваешь способность к мышлению. Мышление – это процесс направления на овладение учениками новыми умственными действиями. С моей точки зрения необходим и процесс мотивации т. к. им можно управлять. Важно не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей, обучающихся в 5-8 классах

Традиционная форма урока Обучение в малых группах сотрудничества

- Наличие изучаемых объектов ( способствует вовлечению учащихся в разнообразную, познавательную деятельность в которой ребенок проводя наблюдение и опыты сам добывает знания, делает выводы, высказывает свои мысли и впечатления - Простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности детей ( ученик должен почувствовать, что на уроке он может спорить с учителем, с текстом учебника, выдвигая свои доказательства и опровержение. - Учитель должен постоянно направлять активную деятельность учащихся, т. е. путь один - сотрудничество учащихся и учителя

Цель : - Сформировать единую естественнонаучную картину и повысить интерес не только к предмету, но и к процессу обучения в целом.

1. Устанавливает уровень интеллектуальных и практических знаний и навыков, подготовку учащихся к различным приёмам самостоятельной работы и выполнения всех требований учителя.( выяснения какие умения работы с книгой у них сформированы, как они работают с учебником ) 2. Формирование самостоятельного умения учащихся в группах. ( минимальная доля самостоятельности ; подробная карточка - инструкция ) 3. Увеличение дозы самостоятельности действия учащихся в группе. ( достигается тем, что задание и инструкции, кроме решений требовавших поиска, это и осознанное применение логических операций ) 4. Развитие познавательной самостоятельности. ( изучение материалов в группах с максимальной самостоятельной и практической нагрузкой учащихся )

Сегодня, когда изменился социальный заказ общества школе, ее выпускник должен быть всесторонне развитой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. Значит необходимы кардинальные изменения. Требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, умений осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельности. В моей же первоначальной работе : 1. не достаточно полно учитывалась психологическая подготовленность учащихся к поставленной работе ( проблеме ). 2. не отслеживалась индивидуальная траектория каждого ученика.

- создать условия для обобщения информации ( в том числе с использованием ИКТ ). - заинтересовать ученика, побуждая его к учебной деятельности ( сочетая элементы различных технологий ). - способствовать развитию творческого мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Обучение должно способствовать : - принятию решения на основе анализа информации - взвешиванию альтернативных суждений. - определять причины возникновения проблемы, разрешать конфликты. - добывать информацию из различных источников ( в том числе и интернет ).

Во - первых, содержание обучения представляет законченные самостоятельные блоки, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Во - вторых, меняется форма общения учителя и ученика,( учитель - партнер ; учитель - наставник ). В - третьих, ученик работает в течении урока по своей индивидуальной траектории самостоятельно, а это максимум трудолюбия. В - четвертых, ученики достаточно времени общаются между собой, а значит формируется активное построение знаний – творческое мышление.

Данный блок позволяет каждому ученику испытать попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований через различные приёмы - конструирование - создание объёмных моделей - имитация движения Данный блок позволяет каждому ученику испытать попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований через различные приёмы - конструирование - создание объёмных моделей - имитация движения Данный блок настраивает школьников на серьёзный кропотливый труд, на глубокое осознание полученной информации, на её осмысление и стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Включает такие приёмы - мини сочинение - краткий конспект - логические схемы Вся работа детей данного блока проходит под знаком безусловной ценности каждого растения и животного, уважения и любви ко всему живому. Представлен следующими приёмами: - коллекционирование - наблюдение - экскурсия

Данная технология позволяет создать хороший психологический климат, познается объект или явление сообща. Обеспечивает соответствующую « подкормку » и предоставление школьникам расти самим по себе при конструктивной поддержки учителя. Дети эффективно, слаженно, продуктивно ищут решение, сильный помогает слабому. Малые группы работают сплочённо, быстро продвигаясь вперёд. Развиваются коммуникативные навыки у учащихся при самостоятельной работе. Осуществляется тесное взаимодействие при работе каждого ученика с другими членами группы. Проявляется заинтересованность в успехе всех участников, поскольку успех группы зависит от вклада каждого члена группы в отдельности.

Разработка уроков и дидактического материала Участие в конкурсах и семинарах разного уровня Разработка творческих проектов Публикации

Учебный год Районная олимпиада Зональная олимпиада Областная олимпиада место – Захаров Алеша ( 11- в кл.) 4 место – Маслов Владимир ( 9- б кл.) 3 место – Захаров Алеша ( 11- в кл.) участник место – Захаров Павел ( 10 кл ) 2 место – Карелина Юля ( 11- а кл.) 2 место – Захаров Павел ( 10 кл.) 3 место – Карелина Юля ( 11- а кл.) 5 место - Захаров Павел (10 кл.) участник место – Захаров Павел ( 10 кл.) 4 место – Разживина Настя (8- б кл.) Участник 3 место – Ломова Елена ( 9- а кл.) участник

Учебный год Научно практическая конференция и ее участники Уровень конференции Место 2006« Энергетический источник » Попов Р., Варганова С., Прокофьев М. (9 кл.) областнойучастник 2007« Зелёный друг » Пчелинцева М. (7- а кл.) школьныйучастник 2007« Наш воздух - наше здоровье » Петров А., Неподкосов А. (10 кл.) областной лауреаты 2008« В поисках чистой воды » Петров А. (11 кл.), « Примеси воздуха » Неподкосов А. (11 кл.) областной I место III место 2008« Витамины » Леонова А., Суворина И., Волкова А. (8 кл.) школьныйучастник 2008« Загрязнение среды тяжелыми металлами » Баркатин И. (10 кл.) Областной ( работа отправлена на всероссийский конкурс ) II место 2009« Тайна полновесного клубня » Сидорова К. (9- б кл.) районный II место

Данная система вовлекает обучающихся в познавательную деятельность, расширяет кругозор и формирует научное мировоззрение.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М., Бондаренко С. М., Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье. М., Байярд Джин, Байярд Роберт. Ваш беспокойный подросток. М.,: Просвещение Дубровский Н. В., Круглова Б. С. Особенности обучения и психического развития школьников лет / Под ред. М., Брунов Е. П., Бровкина Е. Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся / Е. П. Брунов, Е. Т. Бровкина - М.: Педагогика, 1981 г. Рубинштейн С. Л. Психологическая природа мыслительного процесса./ Основы общей психологии : В.2 т.- М.,1939- Т.1. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ,1984 г. Кабанова - Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова - Меллер,- М.: Просвещение ; 1968 Сайт в интернете