Докт. техн. наук, проф. Ю.А. Чернегов (РАЕН) ЗНАНИЕ КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Advertisements

Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Ученическая конференция. «Современный этап научно- технической революции».
Интегрированные структуры как новая фаза развития региона Г.Я.Белякова, д.э.н., профессор.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Производительность труда. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА продуктивность производственной деятельности людей; измеряется количеством продукции, произведенной.
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Слово «экономика» происходит от греческого «oikonomia»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
1 Мирный, 2010 г. Программа инновационного развития.
«Научно-технический прогресс». Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века? Чем грозит обществу разрушение природной среды? Научно-технический.
РОЛЬ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОКА РОССИИ.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Концентрация производства и пути повышения производительности труда Выполнила: Мифтахова Алина 212 группа.
Основы экономики здравоохранения. Подготовила: Пономарева О.Ю. ОП-506 Подготовила: Пономарева О.Ю. ОП-506.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
г. Андреев Илья Александрович, преподаватель-методист Роль и значение технологических инноваций фирмы «1С» для развития научных школ.
Региональная экономика в системе наук.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
1. Определение ОТЭ. 2. Объект ОТЭ. 3. Предмет ОТЭ. 4. Задачи ОТЭ. 5. Субъекты экспертной деятельности. 6. Структура ОТЭ.
Транксрипт:

Докт. техн. наук, проф. Ю.А. Чернегов (РАЕН) ЗНАНИЕ КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА 2012 г.

ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТЕХНОЛОГИЯ ПО ВИДАМ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Аспекты технологии Виды цивилизаций Ведущий продукт АграрнаяИндустриальнаяНаучно- информационная Первичный фактор производства ЗемляКапиталЗнания и навыки человека- торговца Ключевые технологии Ручные и орудийные МашинныеНаучно- информационны е Роль человекаМастеровойОператорТорговец Ключевой результат образования Опыт, навыкиНаучные знанияМетодология……..творчества 2

ВИДЫ (ТАКСОНЫ) ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (по Р.Коллеру) ПО ДАННЫМ б. ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ ЗА 1989 г.: - на долю i и ii таксонов приходится 5% изобретений, - на долю iii таксона приходится 95% изобретений, - преобразовния iv таксона как изобретения не рассматриваются. При этом суммарный экономический эффект от изобретений i и ii таксонов превышает суммарный экономический эффект от изобретений iii таксона. видсодержание рост эффективности IСоздание новых функциональных структур. Обнаружение новых областей применения раз и более IIИспользование новых принципов2-10 раз IIIНовые конструктивные решения10-50% IVРасчет и оптимизация параметров2-10% 3

НАУКОЕМКИМИ (высокими, постиндустриальными) ТЕХНОЛОГИЯМИ НАЗЫВАЮТ ИМЕЮЩИЕ СЛЕДУЮЩУЮ СОСОКУПНОСТЬ ПРИЗНАКОВ: 1.малооперационность, поточность, возможность самонастраивания режимов, кратчайший путь от сырья до конечного продукта; 2.использование знаний о различных видах преобразований и методологии творчества, о новых эффектах в различных видах движения материи; 3. расходование в нескольно раз больших, чем обычно, средств для обретения и использования новых знаний; 4.опережающее по сравнению с ростом затрат на ниокр сокращение затрат живого,овеществленного и общественного труда, повышение экологичности производства и комфортности труда одновременно; 5.самообеспечение расширенного воспроизводства всеми видами ресурсов.ю, включая затраты на ниокр и освоение новых процессов. 4

НОВОЕ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ: Т. Кун - ввел понятия «нормальная наука», «научная революция» и «парадигма развитой науки», компонентами которой являются собственные предметы изучения; 2) методы получения результатов; 3) принципы; 4) критерии оценки результатов и их достоверности; 5) база и методы проведенияэкспериментов; 6) законы и 7) теории. Г. Саймон – лауреат нобелевской премии, ввел понятия «артефакт (artefact)» и «науки об искусственном (scitnses ab0ut artificiel)». Дж. Арган - искусствовед и сенатор италии, показал, что парадигма искусствоведения, созданная в италии в XVI-XVII веках, сходна с парадигмой технических наук. акад. Ж.И. Алферов, лауреат нобелевской премии, считает неверным деление наук на фундаментальны и прикладные. НОВОЕ В НАУЧНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ акад. Н.Л. Добрецов, председатель СО РАН, инициировал соединение научных результатов институтов различных профилей что позволило быстро и дешево получить коммерчески значимые результаты и формировать фирмы с паевым участием научных организаций. акад. В.А. Садовничий свидетельствует о наличии нового состояния материи - глюонной плазмы. росатом ведет исследования химического и биологического профиля, соединяя их результаты с физическими разработками. Проф. М.Х. Салахов сообщает, что в казанском университете интегрированы учебный и исследовательский процесс. проф. С.П. Капица видит перспективы интеграции гуманитарных и естественно-научных разработок. акад. АН СССР И.Р. Пригожин, лауреат нобелевской премии, показал, что в диссипативных структурах неоднозначно проявление законов сохранения. акад.н.н. моисеев показал, что наблюдатель влияет на результаты эксперимента. : 5

МЕТОДЫ В НАУКАХ ОБ ИСКУССТВЕННОМ (на примере методов инженерного творчества) 6 ТаксонМетодАвтор IИнтуитивный искусственного интеллекта. Система стратегий эрилогии- феноменологический подход Повсеместно, Объединение искусственного интеллекта Г.Я Буш II (технолог.)Экспертной оценки концептуального проектирования синтеза минералов О.Л. Кузнецов, Н.В.Дронов, В.В. Попов, П.М. Вольфсон, А.Г. Мержанов II (техника)Морфологического анализа и синтеза синектики Ф Цвики, У. Гордон IIIСоздание и эксплуатция банков знаний. Выявление и использование приемов создания изобретений. Изобретающая машина. А.И. Половинкин, М.Ф. Зарипов, А.И Каравайко, Г.С. Альтшулер, АН Белоруссии IVОптимального проектирования аналитических расчетов Л.В. Канторович, Т.Ч. Кумпанс, Дж. Нейман, Д. Гейл. Повсеместно.

6 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПО ЭТАПАМ (по В.С. Мучнику) ЭТАП I 1.Мануфактурное разделение труда. 2.Механизация основных производственных операций 3.Повышение мощности и быстродействия основных машин при сохранении ручных работ на вспомогательных и связующих операциях. 4.Механизация вспомогательных, транспортных и связующих операций. 5.Предельный рост мощности машин, гигантские предприятия, рост надежности систем, автоматические линии. 6.Комбинированные, агрегированные машины на механических, электронных элементах программного управления. 7.Высоконадежные технологические блоки с распространением комбинированных машин на электронных приставках, автоматические поточные линии. 7

7 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИ ПО ЭТАПАМ (по В.С Мучнику). ЭТАП II. 8.Малооперационная и одностадийная технология. 9.Малооперационная технология высокой надежности в автоматическом управлении. 10.Технологические системы, базирующиеся на последних достижениях и открытиях науки. 8

8 ЧЕРТЫ II ЭТАПА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1)развитие малооперационных поточных технологий в направлении создания метатехнологий, охватвающих несколоко отраслей народного хозяйства. 2)вовлечение в технологические использование все более сложных форм движения материи и их комбинаций в целях создания технологически более замкнутых систем, в том числе региональных технологий. 3)возрастание роли преобразований в технологиях непосредственно связанных с получением конечного продукта вплоть до качественного изменения состава самого конечного продукта. 4)увеличение возможности извлечения особо ценных химических элементов за счет глубокой переработки концентратов и отходов производства на разных стадиях технологического передела сырьевых материалов. 5)изменение ведущих факторов в развитии технологий, интеллектуализация производства, возрастание роли физически и нравственно здорового, образованного и социально активного человека. «ПРИНЦИПЫ В НАУКЕ ЭТО ОБОБЩЕННЫЕ ОПЫТНЫЕ ФАКТЫ» 9

9 С.И. Вавилов КРИТЕРИЙ В.А. ТРАПЕЗНИКОВА Где: b - годовая производительность труда, руб/чел; а- коэффициент пропорциональности, характеризующий природно- технологические условия выполнения работ в отдельных отраслях; У - коэффициент, характеризующий «уровень используемых знаний и умения». Коэффициент оценивает уровни совершенства управления, конструктивного совершенства применяемых технических средств, технологических, организационных и управленческих решений; Ф - фондовооруженность труда, руб/чел. Введено понятие темпа инженерных преобразований как скорости перехода от одного уровня используемых знаний к другому. Статистическими выкладками доказано, что показатель темпа инженерных преобразований практически совпадает по величине с показателем темпа роста уровня жизни населения как в странах с рыночной, так и с плановой экономикой, что делает критерий социально- экономическим. Разработаны способы перехода в расчетах от уровня национальной экономики на уровни отрасли и предприятия. 10

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДИЕЛЬНОСТИ ЖИВОГО И ОВЕЩЕСТВЛЕННОГО ТРУДА ПО ЭТАПАМ И СТАДИЯМ ………ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (по В.С. Мучнику) ТЕМП ИНЖЕНЕРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ:ПРИ ПЕРЕХОДЕ С I СТАДИИ НА ВТОРУЮ 200%, СО II СТАДИИ НА III -3,4%, С III НА IV - 45%, С IV СТАДИИ НА V -52%, С VСТАДИИ НА VI 1,2%, С VI СТАДИИ НА VII 83,5%, С VII СТАДИИ НА VIII 200%, С VIII СТАДИИ НА IX 275% И С. IX СТАДИИ НА X 207%. ЭтапыIII СтадииIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXX Производител ьность живого труда в от-до, сред. 1 н.д.н.д , , , Более 200 Фондоотдача Фо 1 н.д.н.д. 0,06 0,090,13Более 0,16 11

ВСЕ КОМПОНЕНТЫ НАУК ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИМЕЮТ ВЫРАЖЕННУЮ СПЕЦИФИКУ - СТОХАСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИМЕЮТ ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТЫХ НАУК И МОГУТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА НАЗВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ 12 РАЗДЕЛЫ НАУКИХАРАКТЕР ЗАКОНОВ НАУКИ ЕСТЕСТВЕННЫЕВ МАКРОМИРЕ- ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ, В МИКРОМИРЕ- СТОХАСТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕННОМСТОХАСТИЧЕСКИЕ БЩЕСТВЕННЫЕКАЧЕСТВЕННЫЕ

ФРАГМЕНТЫ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ 1.Резервы повышения эффективности преобразований 2.Преодоление дефицита минеральных ресурсов 3.Диверсификация производства 4.Способ снижения риска венчурных компаний 5.Применение редких земель в смежных отраслях экономики 6.Метод калькулирования затрат в комплексных и мнономенклатурных производствах 7.Прогнозирование развития отрасли на основе историко- технического анализа 8.Эффективность использования гироскопической мельницы для извлесения алмазов из кимберлитов 9.Управление инвестициями в человеческий капитал 13

Если в голове нет мысли, глаза не видят фактов» И.П. Павлов «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности» А. Эйнштейн «Чтобы в процессе исследования достигнуть чего-либо стоящего, необходимо пойти против мнения коллег» Ф.Хойл «Столь многое считают невозможным, пока оно не осуществится». Плиний «Научное мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигается человеком постепенно, долгим и трудным путем» В.И. Вернадский «Научная идея редко внедряется путем постепенного убеждения и обращения противников, редко бывает, что Савл становится Павлом. В действительности дело происходит так, что оппоненты постепенно вымирают, а растущее поколение с самого начала осваивается с новой идеей». Макс Планк Таково уж свойство человеческого ума: не имея достаточно сил для решения важных проблем, он тратит себя на всякие пустяки. Фрэнсис Бэкон 14