Системно - деятельностный подход – основа Стандартов второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Транксрипт:

Системно - деятельностный подход – основа Стандартов второго поколения

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Б. Шоу

А. Дистервег, XIX век «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приёмы и никуда и не годятся…»

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения (методики) Ради чего учить? ценности образования (цель) Чему учить? обновление содержания Системно - деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Теоретические основы Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин Л.В. Занков Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов А.Г. Асмолов

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий и методических приёмов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приёмами и теоретическими особенностями. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. ФГОС : I. Общие положения. п. 7

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих действие

Базовые технологии ФГОС Информационные и коммуникативные технологии ( коммуникация – общение ); технология, основанная на создании учебной ситуации ( решение практических задач, значимых для изучения окружающего мира ); технология, основанная на реализации проектной деятельности ; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Технология деятельностного метода обучения разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон

Вспомним традиционную систему дидактических принципов: Принцип научности Принцип доступности Принцип наглядности Принцип преемственности Принцип активности Принцип сознательного усвоения знаний и др

Дидактические принципы построения урока в свете ФГОС принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности принцип минимакса принцип психологической комфортности принцип вариативности принцип творчества

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности

Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии и преемственностью между всеми ступеням обучения

Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире ( природе, обществе, самом себе)

Принцип минимакса школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбору оптимального варианта

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач

Данные принципы обеспечивают возможность выбора ребёнком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Типы уроков деятельностной направленности уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля

Критерии результативности урока в рамках ФГОС Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(«надо») 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 3) выделяется содержательная область («могу»)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия В завершении этапа создается интеллектуальное затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1)ставят цель, 2) строят план достижения цели 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1)решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) )зафиксировать преодоление затруднения; 3)) уточнение характера нового знания.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух(фронтально, в группах, в парах)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение нового в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, т.е. включаются задания на ранее изученный материал, который поможет далее ввести новые знания.

Рефлексия учебной деятельности. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат.

Структура урока 1.Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием алгоритма. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия

Альтернативная структура урока в ДТ 1.Орг. момент. - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области 2. Постановка учебной задачи. - актуализация ЗУН, внимания, памяти, речи; - создание проблемной ситуации; - выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; - определение темы и цели урока

3. «Открытие» детьми нового. - организация самостоятельной исслед. деятельности; - выведение алгоритма 4. Первичное закрепление. - выполнение заданий с проговариванием в громкой речи 5. Самоанализ и самоконтроль. 6. Итог урока. Рефлексия.

Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа СДП. Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Портрет ( модель ) выпускника основной школы любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции ; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества ; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества ; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике ; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством ; уважающий других людей ; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов ; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.