Профессиональные стандарты педагогической деятельности как основа разработки практикоориентированных программ педагогического образования Ольга Фридриховна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Батрова Ольга Фридриховна,
Перспективы развития национальной системы квалификаций Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н, доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник Центра.
Профессиональный стандарт педагога ФИРО Разработан в соответствии действующих документов: «Уровни квалификаций для целей разработки профессиональных стандартов»
Педагогический колледж 4 Возможности прикладного бакалавриата в повышении качества подготовки специалистов для системы инклюзивного образования 24 октября.
Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир.
«Оценка профессиональных компетентностей будущих учителей» Выполнил: Осетров Владимир.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Разработка и экспертиза профессионального стандарта тьюторской деятельности 09 ноября 2011 г. М.Ю. Чередилина
Разработка профессионального стандарта тьюторской деятельности 11 ноября 2010 года.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
Транксрипт:

Профессиональные стандарты педагогической деятельности как основа разработки практикоориентированных программ педагогического образования Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. доцент МПГУ, ведущий научный сотрудник ФИРО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессияВЭД (ОПД) Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Статус ? Нормативная функция, «тарификация», фиксация существующей ситуации ? Изначально - рекомендательный характер, развитие ОПД. Динамика – замена ЕКСД, ЕТКС (изменение процедуры утверждения) Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВТД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Функциональный анализ трудовых функций, системное описание Разработчики Минздравсоцразвития совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели

АНАЛИЗТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – последовательнаядекомпозиция ВЭД (ОПД) => ВТД => ОТФ => ТФ, кв. уровень (подуровень) ТФ =>ТД => У => З и др. Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД должностные инструкции; и др. Документы, содержащие квалификационные характеристики Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Основной механизм разработки – согласование. Методы и формы: опрос, фокус-группа, дискуссия, круглый стол и др.

Создание профессиональных стандартов Разработка ПС по всему ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций Разработка ПС на один или несколько видов трудовой деятельности ВЭД «Образование» Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение» Управление

1. АВТОНОМНОСТЬ 2. СЕРТИФИЦИРУЕМОСТЬ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВТД и ТФ 3. ПОЛНОТА ТФ1+ТФ2+ТФn=ВТД 4. ПРАВИЛО МАЛЫХ ЧИСЕЛ 4-5 обобщенных ТФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ (ПОДУРОВНЯ) НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ РФ (НРК РФ) 9Квалификационных уровней Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены дескрипторы кв. уровней, которые раскрываются через следующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность сложность деятельности наукоемкость деятельности

Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 5 Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур. Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий и т.п. Понимание методологических основ деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО БАС

УПРАВЛЕНИЕ ОУ: ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЕНЬКОЕ БОЛЬШОЕ ТИП И ВИД ОУ колледж вуз Руководство (управление) ОУ (?) Управление проектами / процессами в ОУ Управление структурным подразделением

Базовая и «обеспечивающие» виды трудовой деятельности в образовании Обучение и воспитание (педагогическая деятельность) Научное обеспечение (деятельность) Методическое обеспечение (деятельность) Психологическое обеспечение (деятельность) Экспертное обеспечение (деятельность) Консалтинговая деятельность ???

Педагогическая деятельность: обобщенные трудовые функции Преподавание предмета(ов) по основным образовательным программам общего образования Организация внеурочной деятельностии общения школьников (в избранной области деятельности) Классное руководство ? Одинаков ли квалификационный уровень данных ТФ в начальной, средней и старшей школе?

Преподавание: трудовые функции А1/6- Разрабатывать методическое обеспечение, планировать обучение предмету(ам) и воспитание школьников на основе примерных программ, создавать в кабинете предметно-развивающую и воспитывающую среду А2/6- Проводить уроки А3/6- Осуществлять педагогический контроль и оценку процесса и результатов учения, поведения школьников на уроках А4/6- Анализировать процесс и результаты обучения предмету(ам) и воспитания школьников А5/6- Вести документацию, обеспечивающую обучение предмету(ам)

Организация внеурочной деятельности: трудовые функции В1/6- Разрабатывать методическое обеспечение, планировать организацию внеурочной деятельности и общения школьников, создавать в кабинете предметно-развивающую среду В2/6 - Проводить внеурочные занятия В3/6- Осуществлять педагогический контроль и оценку процесса и результатов деятельности и поведения школьников на занятиях В4/6- Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий В5/6- Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения

Классное руководство: трудовые функции С1/6 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты С2/6 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу С3/6 Проводить внеклассные мероприятия С4/6 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий С5/6 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями С6/6 Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания С7/6 Анализировать результаты работы с родителями С8/6 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ 1. Карточка вида трудовой деятельности Возможные наименования должностей: __________ Обобщенное описание трудовой деятельности: ________ Требования к профессиональному образованию и обучению работника: ВППО или ВО + ДППО; СПО (? для каких ТФ) Требования к опыту работы ________________________ Возможные места работы (рекомендуемый раздел) ______ Условия труда (рекомендуемый раздел) _______________ Необходимость документов (дипломы, сертификаты, свидетельства и др.), подтверждающих квалификацию (рекомендуемый раздел) Особые условия допуска к работе (рекомендуемый раздел) __________

ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ Перечень трудовых функций Шифр Наименование трудовой функции Квалификационный уровень (подуровень) 2. Описание трудовых функций Трудовая функция: ________________ Шифр А1/6 Основные трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Другие характеристики трудовой функции

определение комплекса видов трудовой деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие системы образования; проведение процедур стандартизации и унификации: установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.; разработка средств оценивания и проведения оценки квалификации и сертификации работников образования, а также выпускников учреждений профессионального педагогического образования; формирование программ всех уровней профессионального педагогического образования, а также разработки учебно- методических материалов к этим программам; решение задач в области управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования, должностных инструкций; отбора, подбора и аттестации педагогических и управленческих кадров, планирования карьеры). ПС для ВЭД «Образование»

ПС 20 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КИМы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», СТ.14, П.3 (действующая редакция) ЗАКОНОПРОЕКТ: квалификация по образованию квалификация по образованию профессиональная квалификация

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА РИСК ПОТЕРИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ВПО РИСК СНИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ИЗ-ЗА ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЙ НА АДАПТАЦИЮ РАБОТНИКОВ НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ К ПОЯВИВШЕЙСЯ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НЕОБХОДИМОСТЬ СНИЖЕНИЯ СРОКОВ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНОК ТРУДА НА ФОНЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ УВОЛЬНЕНИЕ, изменение квалификации ? Противоречивость требований к работнику ПРИЕМ НА РАБОТУ

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВПО КВАЛИФИКАЦИЯ НРК: КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ 6

вид программ ВПО первого цикла, направленных на получение квалификации Квалификация (работника) 1) Готовность к выполнению определенного вида (видов) профессиональной деятельности 2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА

МЕСТО ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА СРЕДИ ПРОГРАММ ВПО ВПО ПБ ? ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ? ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ

Трудоемкость составляющих программ академического и прикладного бакалавриата

Профессиональная деятельность Структура программ ПБ ОПД: А, В, С, D… ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫ Е ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА Профессиональное образование ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn

В условиях эксперимента программы по специальности СПО (на базе колледжа с обязательным участием вуза); программы по направлению подготовки (профилю) ВПО (на базе вуза, с участием или без участия колледжа); СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Важен заказ работодателя «Естественные условия жизни» сопряжение программ СПО и ВПО (бакалавриат, сокращенная подготовка) включение в профессиональный цикл программ ВПО профессиональных модулей, каждый из которых направлен на освоение конкретной трудовой функции (см. ПС) ? дисциплинарная структура + увеличение количества практики по каждой из осваиваемых трудовых функций (см. ПС)

Качество образования КАЧЕСТВОРЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВОУСЛОВИЙ КАЧЕСТВОПРОЦЕССА Качество профессионального образования в первую очередь проявляется в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ, СТАНДАРТОВ И НОРМ В ОБРАЗОВАНИИ