Учитель между предметом и ребенком. Поиск путей поддержки Михаил Маркович ЭПШТЕЙН, кандидат педагогических наук Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Advertisements

Сопровождение педагога в процессе конструирования новой образовательной действительности 26 мая 2011 года.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ПРОЕКТИРОВАНИЕ автор: Агапова Е.А. заведующая методическим отделом.
Педагогическая поддержка. В законе Об образовании одной из основных целей школы заявлена ориентация на самоопределение личности учащегося и создание условий.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Транксрипт:

Учитель между предметом и ребенком. Поиск путей поддержки Михаил Маркович ЭПШТЕЙН, кандидат педагогических наук Санкт-Петербург

Учитель между предметом и ребенком. Поиск путей поддержки Проблемы старые… … Преобладание «знаниевой парадигмы» над смыслами Приоритет предмета перед задачами и возможностями роста ребенка Отождествление предмета с наукой Плохое владение педагогическими технологиями Слабые навыки наблюдения и действия исходя из ситуации Боязнь ситуаций неопределенности и многообразия Слабые навыки (и мотивация) самообразования Отсутствие знаний закономерностей групповой динамики (и умения их соблюдать в учебной работе с классом) Внутренняя не толерантность Не умение (и не желание) соблюдать права человека … … а дети и мир уже новые…

Открытый авторский Институт альтернативного образования имени Януша Корчака Основная задача: разработка и реализация программ повышения квалификации и сопровождения педагогов и школ, стремящихся развивать свою деятельность в направлении: - большей демократичности, - личностной осмысленности, - практической ориентированности, - успешности образования для всех. гуманистические ценности в образовании, социальной практике и управлении

Учитель между предметом и ребенком. Поиск путей поддержки Межпредметное интегративное погружение как среда повышения квалификации педагога Основы личностно-значимого образования серия ориентированных на практику занятий Обучение педагогов методам педагогической поддержки через сопровождение в их собственных индивидуальных педагогических проектах

Межпредметное интегративное погружение: Вся школа – дети и учителя Учебная неделя Загородная база (или помещение школы) Играть учась и учиться играя Организационная основа - игровой сюжет Содержательная основа - межпредметное понятие и предметное содержание, связанное с этим понятием Межпредметное интегративное погружение как среда повышения квалификации педагога

Время Порядок и хаос Мифы и легенды Хазарский словарь Работа с информацией Иные взгляды на пространство Атмосфера, Гидросфера, Литосфера Повелители стихий: "Вода", "Земля", "Воздух, «Огонь» Межпредметное интегративное погружение

Какие проблемы решают межпредметные интегративные погружения? Отсутствие у детей понимания целостности окружающего мира. Традиционная для школы проблема несогласованности программ Возможность организации командной работы педагогов- предметников. Увязка учебного материала с жизнью, с практической деятельностью. «Оживление» школьных предметов Дать ребятам шанс увидеть, почувствовать настоящее чудо науки Организация «ярких событий» в жизни школы, создание «рваного» ритма школьной жизни Совместное учение учителей. Межпредметное интегративное погружение

1 уровень - сюжетно-игровой. 2 уровень - социально- психологический 3 уровень - предметное содержание 4 уровень - межпредметный.

Межпредметное интегративное погружение Подготовка к межпредметному интегративному погружению 1 этап. Определение меж(над)предметного понятия 2 этап. Определение основного содержания погружения. 3 этап. Подбор предметного содержания. 4 этап. Поиск игрового сюжета 5 этап. Согласование сюжетной линии и смысловой, содержательной. 6 этап. Подробная разработка всех линий погружений 7 этап. Согласование структуры погружения 8 этап. Продолжение подготовки 9 этап. Собственно проведение погружения (выезда) 10 этап. Подведение итогов погружения в команде, готовившей погружение

Межпредметное интегративное погружение Кто готовит и проводит погружение 1.Организаторы-разработчики погружения, среди которых могут быть - общий координатор, методолог-разработчик, мастер-игровик (который и будет потом вести погружение). 2. Учителя-предметники, несущие основную смысловую нагрузку по разработке содержательной линии данного погружения и ведения потом занятий и игр на погружении. 3. Учителя-предметники, привлекаемые для разработки (и проведения) содержания тех или иных частей погружения. 4. Педагоги, разрабатывающие конкретные игры для этого погружения (они же могут на погружении вести эти игры). 5. Привлекаемые специалисты-консультанты (могут быть привлечены только на стадии разработки, а могут и участвовать в погружении в качестве экспертов в том или ином моменте погружения). 6. Педагоги, работающие на погружении с группой детей 7. Специалисты, отвечающие за техническое обеспечение погружения.

Межпредметное интегративное погружение Результаты для школы Горящие глаза детей и взрослых Дружеская атмосфера Заинтересованная работа учеников Повышение квалификации учителей : Содержание – предметное и над(меж)предметное Педагогические технологии Личностный рост, эмоциональный подъем Обучающееся сообщество

«Основы личностно-значимого образования» серия ориентированных на практику занятий Участники, опираясь на собственный жизненный и профессиональный опыт, знакомятся с принципами и методами гуманистического образования, ориентированного на личностные смыслы учащихся. Организаторы выбрали из багажа гуманистической психологии все самое полезное для практики личностно-значимого образования, для дальнейшего профессионального и личностного роста педагогов. Занятия дают новый теоретический ракурс применения различных образовательных подходов, и увлекательный тренинг полезных мелочей из практики познания, общения, обучения.

Основы личностно-значимого образования Тема 1. «Учебные страхи по обе стороны школьной доски» Тема 2. «Цена успеха в образовании: конфликт между идеальным и реальным как источник развития» Тема 3. «Треугольник отношений в учебном процессе» Тема 4. «Поиск успешной роли в учебном процессе» Тема 5. «Я и группа: границы и нарушения» Тема 6. «Энергия характера на пользу учебе» Тема 7. «Как обрести и сохранить вдохновение в преподавании» Тема 8. «Психология восприятия в учебной ситуации» Тема 9. «Метафора – основа творческого восприятия в учебном процессе» Тема 10. «Отношение к Природе: использовать, изучать, учиться, общаться»

Основы личностно-значимого образования Тема «Учебные страхи по обе стороны школьной доски» - «Я не трус, но я боюсь»: анализ и техники работы с учебными страхами - Страх быть доверчивым и искренне помогающим - Профилактика образовательного невроза - Умение видеть эмоции в широком и глубинном жизненном контексте Тема «Психология восприятия в учебной ситуации» - Секреты познавательного и практического интересов в образовании - Об уместности эмоционального мышления в системе абстрактного знания - Значимые смысловые фигуры (гештальты) в учебной ситуации. - Доверие интуиции и последующее уточнение - Ролевое проигрывание ситуаций восприятия учебного материала. - Эстетика и театрализация в учебном процессе Тема «Я и группа: границы и нарушения» - Сложности контакта с учебной группой: причины, эпизоды и способы решения - Сложности контакта учащихся с учебным материалом. Осознавание замешательства - Саморазвитие учебной группы: проблемы продуктивной поддержки

Обучение педагогов методам педагогической поддержки Педагогика поддержки – так назвал О.С.Газман деятельность педагога, которая принципиально отличается от обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Эта деятельность помогает становлению личностной позиции ребенка, его взрослению. Помощь детям в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем - цель Педагогики поддержки. Совместный проект с Лабораторией педагогической поддержки Института психолого-педагогических проблем детства РАО

Выращивание индивидуальности Многообразие как ценность Помощь в выработке средств Самоопределения Самореализации Самостоятельности Самообразования Свободоспособность – человеческое качество, ключевое для осознания себя как автора и хозяина своей судьбы. Обучение педагогов методам педагогической поддержки

Идея проекта: использовать методы педагогической поддержки для сопровождения педагогов в их собственных индивидуальных педагогических проектах. Тем самым, педагоги получают опыт проживания на себе способа взаимодействия «ученик-поддерживающий педагог» и затем используют эти методы в своей практике.

Обучение педагогов методам педагогической поддержки Некоторые темы проектов: Педагогическая поддержка четвероклассников школы в процессе подготовки их к переходу из начальной в среднюю школу. Педагогическая поддержка в практике классного руководителя 7-го класса. Использование договорных отношений в практике преподавания математики в 8 классе. Педагогическое сопровождение ученика с особенностями развития и его интеграция в среду сверстников общеобразовательной школы.

Обучение педагогов методам педагогической поддержки Основные знания и умения, которые отрабатывались: Освоение позиции поддерживающего педагога и понимание ее отличий от экспертной позиции воспитателя и учителя. Освоение педагогической рефлексии. Практика совместного целеполагания педагога и ученика. Практика договора педагога с учеником. Практика анализа проблемной ситуации с учеником. Постановка субъектной позиции ученика: перевод фиксирования на негативе – в проектирование желаемых результатов; переживаний – в описание опыта; описания ситуации – в констатацию фактов; генерализации и обобщений – в точность и конкретику; проблемы – в задачу; безапелляционных мнений и абсолютных знаний – в предположения и гипотезы; запроса на готовые ответы и уход от ответственности – в совместный поиск вариантов и ответственный выбор наиболее приемлемого для себя и др. Освоение педагогами практики подготовки доклада к научно-практической конференции.

Первый цикл проекта: Ноябрь 2008 г. – вводный семинар по основным принципам Педагогической поддержки и ее отличию от обучения и воспитания Январь – май 2009 г. - индивидуальное сопровождение педагогов Май 2009 г. - итоговый семинар по осмыслению полученного в результате работы над своим проектом опыта и систематизации знаний в области Педагогической поддержки как идеологии и педагогической практики мая 2009 г. - выступление педагогов с докладами на V Всероссийской конференции по альтернативному образованию «Альтернативное образование: осмысление опыта индивидуального сопровождения ребенка, родителя, педагога, руководителя». Тексты докладов готовятся к публикации в итоговом сборнике конференции. Обучение педагогов методам педагогической поддержки

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! , Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а Тел./факс: (812)

1)Возможность познакомиться с инновацией в общих чертах (услышать, прочитать, обсудить). 2) Возможность увидеть инновационную практику реализованной. 3) Возможность пройти курс обучения. 4)Возможность получить необходимые методические и учебные материалы. 5)Возможность регулярного сопровождения методиста, представляющего данную практику (в том числе, на своём рабочем месте). 6) Возможность общаться с коллегами. 7) Наличие административной поддержки. Условия, принципиально значимые для педагога, которому предлагают реализовать новый для него инновационный подход

Организационные блоки, входящие в ядро комплекса Обеспечивающие организационные блоки «Педагогическая индустрия» – возможные дополнительные блоки инновационной направленности Схема. Основные организационные блоки инновационного комплекса в сфере образования