Методический проект: «Реализация технологии проблемного обучения в управлении познавательной деятельностью учащихся начальной школы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Advertisements

Главное направление работы - развитие познавательных способностей младших школьников.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Тема: «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах» Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Чернышевск Л.И. Ягодко.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Антошина Ольга Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 города Десногорска Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Технология проблемного диалога 2012 г.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Технология проблемного обучения Выполнили: Маркун Маргарита, Ивашова Ирина. Гр.211.
«Пассивность ученика… является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель это все, а ученик ничто!!!»
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Транксрипт:

Методический проект: «Реализация технологии проблемного обучения в управлении познавательной деятельностью учащихся начальной школы»

Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Основная цель и назначение проекта проблемного обучения – теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения проблемного обучения в управлении познавательной деятельностью учащихся начальной школы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Технология проблемного обучения становится фактором, реализующим возможности метапредметного и предметного обучения, если: посредством систематического применения этой технологии создаются условия, при которых учащиеся хотят сами добывать знания; учитываются индивидуальные особенности обучающихся, развивается мотивация познавательных интересов младших школьников.

Проблемная ситуация Педагогическая проблемная ситуация Психологическая проблемная ситуация Постановка вопросов учителем, подчеркивающих Индивидуальное явление - это вопросное состояние Противоречие Поисковая деятельность сознания Психологический дискомфорт Важность Новизну Красоту

Технологическая схема цикла проблемного обучения

Методические приёмы создания проблемных ситуаций: Сопоставление фактов побуждающего диалога Постановка конкретных вопросов Определение проблемных теоретических и практических заданий Формулирование проблемы с недостаточными данными Рассмотрение явления с различных позиций Изложение различных точек зрения Сталкивание противоречий в практической деятельности Подведение к противоречию и способ его разрешения

«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить». А. Дистервег Принципы обучения НаучностьИнтегрированность Практическая ориентация ВариативностьКреативность Личностно - деятельностный

1 ЭТАП – анализ работы учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности и наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению, а также диагностика осознания детьми проблемных ситуаций. 2 ЭТАП – непосредственно применение проблемного обучения. 3 ЭТАП представляет собой диагностику тех же параметров, что и на первом этапе, а также сравнение результатов диагностик 1-го и 3-го этапов, и анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе. Опытно-исследовательская работа по применению проблемного обучения в начальной школе

«С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?»

Результаты наблюдения над уровнем познавательной активности (до применения ПО)

п/пВопросОтветКол-во ответов 1Нравится ли тебе учиться в школе?а) да б) не всегда в) нет г) не знаю Трудно ли тебе дается учеба? а) да б) иногда в) нет г) не знаю Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала? а) да б) иногда в) нет г) не знаю *Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов) трудно сразу понять новую тему трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме в новых темах всегда сложные задания неинтересно изучать новый материал я боюсь трудностей на уроках Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных зада ч? а) да б) иногда в) нет г) не знаю *Как ты относишься к новым сложным заданиям? мне интересно я их боюсь с неохотой выполняю их очень нравится выполнять сложные задания мне требуется помощь в их выполнении Результат анализа анкет учащихся

Результаты наблюдения над уровнем познавательной активности (после применения ПО)

Результат анализа анкет учащихся п/пВопросОтветыКол-во ответов 1Нравится ли тебе учиться?а) да б) не всегда в) нет г) не знаю Изменилось ли твое отношение к изучению новых тем? а) да б) немного изменилось в) нет г) не знаю *Если изменилось, то как? стало интереснее изучать новые темы стало сложнее изучать новые темы стало интереснее учиться захотелось узнать много нового исчез интерес к учебе захотелось преодолевать трудности на уроках захотелось самостоятельно искать пути решения трудных заданий я перестал бояться трудностей на уроках *Как ты теперь относишься к новым сложным заданиям? мне стало интересно их разбирать мне не хочется их выполнять мне хочется искать пути решения мне хочется самостоятельно искать пути решения заданий мне нравится искать разные способы решения заданий

Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации и диалога 2.Профессиональная компетентность учителя 1 Цель управления познавательной деятельностью учащихся 3. Опыт и знания учащихся 4. Рабочая модель управления познавательной деятельностью 7. Содержание учебного задания 6. Содержание учебного плана. 5. Содержание учебного курса 8. Технология управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации Этап 5 Этап 4 Этап 3 Этап 2 Этап 1 9. Контроль познавательной деятельности 10. Коррекция познавательной деятельности 10. Коррекция познавательной деятельности

подводящий диалог побуждающий диалог деятельность на уроке исследование на уроке проекты и мультимедийные презентации

Преимущества технологии проблемного обучения Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ

Проблемный диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся Побуждающий диалог Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников Подводящий диалог

« Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль. «Старая женщина волновалась о сестре и дочери» Удивление Определить падеж Определить род Найти существительное Проблемная ситуация Проблемный диалог Обобщения и выводы Высказывание предположений Варианты решения ситуации Выделить окончания

.. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б. Шоу. «За столом обедали три женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со стола упала ложка. Русская женщина, вспомнив старинную примету. сообщила - Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала! Немка удивилась. « Ложка – на немецком языке – мужского рода. Должен прийти мужчина. Русская возмутилась: - Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик мужского рода. Немка засмеялась. – Ножик –– род средний. Армянка недоумением смотрела то на ту, то на другую: -Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим. -Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).

Результативность

Мониторинг успешности обучения по программе «Школа 2100»

Мониторинг результативности в школьных олимпиадах

Уровень успешности обучающихся на районном и краевом уровне п/пВид деятельностиДата проведе ния Фамилия имя участникаРезультат 1 Районная олимпиада учащихся начальных классов. Номинация «Интеллект» 2010г.Камаревцев Александр3-е место 2 Районная олимпиада учащихся начальных классов Номинация «Математика» 2010г.Зубцова Ирина7-е место 3 Заочный российский конкурс «Интеллект будущего» 2008г.Зубцова Ирина Каменева Инна Камаревцев Александр Теряев Кирилл Лауреаты 4Районный конкурс юных инспекторов движения «Законы дорог уважай» 2010г.Зубцова Ирина Каменева Инна Камаревцев Александр 1-е место 5Краевой конкурс юных инспекторов движения «Законы дорог уважай» 2010гЗубцова Ирина Каменева Инна Камаревцев Александр 7-е место 6Научно-практическая конференция, посвященная «Дням славянской письменности» 2009гЗубцова ирина1-е место 7 Обшероссийский конкурс рисунков «Сказки добрых сердец» по мотивам сказок Натальи Абрамцевой 2007г.Невзорова Дарья, Иванникова Елена, Леонов Максим, Зубцова Ирина, Каменева Инна участники 8Районный конкурс авторского стихотворения 1-й возрастной категории «Души прекрасные порывы». 2010гНикифорова Татьяна3-е место 9Районная научно-практическая конференция «Первое открытие», 2010г.Зубцова Иринаучастник

Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.

«Должны постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания…» К.Д. Ушинский «Должны постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания…» К.Д. Ушинский

Все уроки, как люди, похожи и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон: Ведь бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они, как мучительный сон. Но когда расцветут ваши милые лица И живым любопытством глаза озарит, И в десятках голов моя мысль шевелится, И в десятках сердец моё сердце стучит.