Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. А. Белкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Advertisements

По теме «Проблемное обучение в преподавании химии»
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф. Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как система развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии Доржиева Сэсэгма Санжиевна, учитель биологии МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения Егорова Г.И. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 101 с углубленным изучением.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
Транксрипт:

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. А. Белкин

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Каменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно- догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцци.

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его. «Ученикам следует - писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

Определение понятия, данного В.Оконем: «… под проблемным обучением мы разуем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем.Оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». В теории М.И. Махмутова проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности); формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности); формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

1.Стимулирует мотивацию учения; 2.Повышает познавательный интерес; 3.Формирует самостоятельность; 4.Развивает творческие способности; 5.Закрепляет усвоение изученного материала; 6.Формирует убеждения; 7.Формирует навыки исследовательской деятельности; 8.Развивает коммуникативные навыки.

Моноструктура Проблема гипотеза доказательство вывод Полиструктура гипотеза доказательство выводне верно Проблема гипотеза доказательство выводне верно гипотеза доказательство выводне верно Гипотеза – предполагаемый способ решения проблемной ситуации. Доказательство может быть теоретическим, экспериментально- практическое, фактическое.

Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

1.Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2.Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. 3.Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. 4.Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них. 5.Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. 6.Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. 7.Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. 8.Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. 9.Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. 10.Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. Проектирование. Проектирование.

Эксперимент. Эксперимент. Работа с информацией (текстовой, визуальной и др.). Работа с информацией (текстовой, визуальной и др.). Наблюдение. Наблюдение. Моделирование. Формы работы учащихся Моделирование. Формы работы учащихся Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.). Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.). Лекция. Лекция. Экскурсия. Экскурсия. Лабораторный опыт. Лабораторный опыт. Теоретическая работа в группе. Теоретическая работа в группе.

актуализация изученного материала; актуализация изученного материала; создание проблемной ситуации; создание проблемной ситуации; постановка учебной проблемы; постановка учебной проблемы; построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы (формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение); (формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение); проверка решения проблемы; проверка решения проблемы; исследование; исследование; анализ результатов поиска. анализ результатов поиска.

Как при традиционном, так и при проблемном обучении вопрос о структуре урока решается с учетом: целей, содержания учебного материала, содержания учебного материала, методов обучения, методов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. 2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.2. Выдвижение гипотез и их запись на доске. 3. Исследование (теоретическое, практическое).3. Исследование (теоретическое, практическое). 4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы. 5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез). 6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы. 7. Рефлексия.7. Рефлексия. 8. Домашнее задание.8. Домашнее задание.

возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы. проверка правильности решения проблемы.

Деятельность учителя: создает проблемную ситуацию создает проблемную ситуацию организует размышление над проблемой и ее формулировкой организует размышление над проблемой и ее формулировкой организует поиск гипотезы организует поиск гипотезы организует проверку гипотезы организует проверку гипотезы организует обобщение результатов и применение полученных знаний организует обобщение результатов и применение полученных знаний Деятельность ученика: осознают противоречия осознают противоречия формируют проблему формируют проблему выдвигают гипотезы, объясняющие явления выдвигают гипотезы, объясняющие явления проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач анализируют результаты, делают выводы. анализируют результаты, делают выводы. применяют полученные знания применяют полученные знания

І. Уровень: Самый высокий уровень проблемности обучающийся самостоятельно выдвигает проблему и решает ее. (исследовательский метод). II. Уровень: Средний уровень проблемности. Преподаватель выдвигает ситуацию, а решение находят обучающиеся под руководством преподавателя (метод эвристического диалога). III. Уровень: Низкий уровень проблемности. Преподаватель создает проблемную ситуацию, выдвигает гипотезы и сам их доказывает (проблемная лекция).

1. Актуализация опорных знаний Цель: вспомнить и активизировать имеющиеся знания. Показать, убедить учеников, в необходимости приобретения знаний по данной теме. Пути реализации: показать на примере из практики, что данный материал востребован. 2. Анализ проблемного задания Цель: понять начальные условия. (Почему это происходит?) Путь реализации: коллективное обсуждение, изложение преподавателя. Результат: понимание проблемы. 3. Вычисление проблемы: (В чем затруднение? Что мы не знаем? В чем противоречия?) Путь реализации: мозговой штурм, суждения, коллективное обсуждение. Результат: формулировка проблемы. 4. Выдвижение гипотезы (Предложений) Цель: Выдвижение предложений по решению проблемы. Путь: Мозговая атака. Результат: Наличие гипотез. 5. Доказательство гипотез. 6. Проверка правильности решения.

отбор самых актуальных, сущностных задач; отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения; построение оптимальной системы проблемного обучения; создание методических пособий; создание методических пособий; подбор средств обучения; подбор средств обучения; личностный подход учителя, способный вызвать и направлять активную познавательную деятельность ученика личностный подход учителя, способный вызвать и направлять активную познавательную деятельность ученика

Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов: проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес; у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес; возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Аспектами успешного урока являются: 1. Формирование предметной компетентности: показать учащимся значимость знаний; показать учащимся значимость знаний; возможность их применения в повседневной жизни. возможность их применения в повседневной жизни. 2. Развитие познавательной активности и самостоятельности: не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать; не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать; разбудить в каждом природную любознательность; разбудить в каждом природную любознательность; формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития; формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития; постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся. постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся. 3. Формирование информационной культуры: научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать. 4. Развитие мышления: каждому ученику помочь освоить основные логические операции; каждому ученику помочь освоить основные логические операции; развивать творческое мышление. развивать творческое мышление.

5. Развитие творческих способностей: стимулировать творческую активность учеников: стимулировать творческую активность учеников: создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. 6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности: любой урок это всегда общение; любой урок это всегда общение; учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. 7. Создание психологически комфортной среды: Создавать условия чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.

Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другому родить твое дитя. Есть мысли,которые надо самому рожать в муках, и они-то и есть самые ценные. Я. Корчак