В 2005 г. в издательстве НГУЭУ вышла книга «Логика аудита: от теории к практике» Ю. В. Гусева, В. В. Остаповой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Advertisements

Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Рабочие документы аудитора это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.аудита.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Аудиторские доказательства Правило (стандарт) 5 Лекция 4.
Основные элементы аудита. Основные элементы аудита включают: Основные элементы аудита включают: определение объема аудита; определение объема аудита;
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Планирование аудиторской проверки Правило (стандарт) 3 Лекция 3.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Теория систем и системный анализ Тема3 «Системный анализ: сущность, принципы, последовательность »
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований 1.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Транксрипт:

В 2005 г. в издательстве НГУЭУ вышла книга «Логика аудита: от теории к практике» Ю. В. Гусева, В. В. Остаповой.

В книге раскрыты концептуальные основы аудита, представлены его виды, элементы и функции. Внимание акцентировано на наиболее актуальных вопросах, связанных с построением эффективной информационной системы, необходимой для формирования мнения о состоянии бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, на всех этапах аудиторской проверки. В работе аудит рассматривается как важный элемент системы контроля, имеющий стратегическую направленность. Раскрывается роль аудита в обеспечении достоверности и надежности данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица, необходимых заинтересованным пользователям для формирования обоснованных управленческих решений. Издание предназначено для бухгалтеров, менеджеров различного уровня, а также аспирантов и студентов экономических вузов.

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Возникновение и развитие аудита Особенности развития аудита за рубежом Возникновение и развитие российского аудита Классификация и характеристика видов аудита Внутренний и внешний аудит в России и за рубежом, сравнительный анализ 26 Глава 2. ТЕОРИЯ АУДИТА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ Предмет и метод аудита Постулаты аудита. История и современная трактовка 38 Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА Понятие, цели и задачи планирования аудита Общий план аудита Программа аудита 60 Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ Понятие и характеристика системы внутреннего контроля Структура системы внутреннего контроля Элементы системы внутреннею контроля Оценка системы внутреннею контроля 89 Глава 5. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Понятие и назначение аудиторских доказательств Виды аудиторских доказательств Информационная база аудиторских доказательств Процедуры получения аудиторских доказательств101 Глава 6. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В АУДИТЕ Сущность аналитических процедур Применение аналитических процедур на различных стадиях аудиторской проверки Проблемы и перспективы использования аналитических процедур в аудите 115 Глава 7. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА Рабочая документация аудитора. Понятие и назначение рабочих документов Требования к содержанию рабочих документов Требования к оформлению рабочих документов Порядок составления хранения и использования рабочих документов 124 Глава 8. АУДИТОРСКИЙ РИСК Понятие и состав аудиторского риска Классификация факторов, влияющих на риск необнаружения 135 Глава 9. СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ Понятие существенности в аудите Классификация ошибок и искажений бухгалтерской отчетности Взаимосвязь существенности и аудиторского риска Количественный и качественный уровни существенности в аудите Основные методы расчета существенности в аудите Оформление результатов расчета уровня существенности158 Глава 10. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В АУДИТЕ Сущность выборочного метода аудиторской проверки Виды выборочного исследования в аудите Взаимосвязь аудиторского риска и объема выборки Методы аудиторской выборки Статистическая и нестатистическая аудиторская выборка Оформление результатов применения выборочного метода в аудите 184 Литература 187

Введение Теория (греч. theoria – рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. В толковом словаре находим следующие определения теории: 1) учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления; 2) совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой- нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства. В более узком и специальном смысле теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности – объекта данной теории. Теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории – по определенным логико-методологическим принципам и правилам. Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль теории не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет ее горизонты. Опираясь на знание, воплощенное в теории, человек способен создавать то, чего не существует в реальной действительности, но возможно с точки зрения открытых теорией объективных законов. Эта программирующая (по отношению к практике) роль теории проявляется как в сфере материального производства, так и в области общественной жизни, где передовая теория общественного развития, отражающая его объективные закономерности и воплощающая в то же время идеологию прoгрессивных социальных сил, выступает в качестве научной основы программы преобразования общества.

Осуществление целенаправленного практического преобразования действительности на основе знаний, воплощенных в теории, есть критерий истинности теории. При этом в ходе практического применения теория сама совершенствуется и развивается. Практика образует не только критерий истинности, но и основу развития теории. Взятая в качестве определенной формы научного знания и в сравнении с другими его формами (гипотезой, законом и т.д.) теория выступает как наиболее сложная и развитая форма. Первые теории и размышления о строении теоретического знания встречаются уже в античной науке (Евклид, Аристотель, стоики). Следующий крупный шаг в развитии теоретического знания связан с возникновением опытного естествознания и развитием его в XVI- XVIII вв. Основное содержание познания в ту эпоху и позднее, в первой половине XIX в., составляли накопление и обработка эмпирических данных, получение эмпирических обобщений и закономерностей. Вместе с тем эта эмпирическая работа была связана с развитием самой способности теоретического мышления. В этот период, в частности, развивались концептуально- теоретические представления о газе, теплоте, электричестве, магнетизме, оптических явлениях и т.д. Причем именно эти представления в значительной мере ориентировали и направляли само эмпирическое исследование (что четко прослеживается, например, в истории открытия законов Кулона, Ома и др.). Общая тенденция развития науки связана с интенсивным развитием собственно теоретического исследования, с совершенствованием и обогащением концептуального аппарата науки, постепенным выделением и обособлением относительно самостоятельною слоя ее теоретического содержания. Показателем процесса теоретизации науки выступает степень развития конструктивной способности к разработке собственно научных абстракций. Возможность развития аппарата научных абстракций на основе теории делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач научно-теоретического мышления – познания сущности явлений действительности. В структуре теории принято выделять следующие основные компоненты: - исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, постигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения; - исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; - логику теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; - совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.

Методологически центральную роль в формировании теории играет теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Построение идеализированного объекта – необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Идеализированный объект может выступать в разных формах и содержать в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Соотношения элементов идеализированного объекта формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности. Многообразию форм идеализации соответствует и многообразие видов теории: теория описательного типа, математизированные теории, дедуктивные теории. В теории описательного типа, решающей главным образом задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В современных математизированных теориях идеализированный объект выступает, как правило, в виде математической модели или их совокупности. В дедуктивных теоретических системах построение идеализированного объекта по существу совпадает с построением исходного теоретического базиса. Процесс развития теории постоянно стимулируется необходимостью охвата в рамках и па основе исходных положений теории многообразия эмпирического материала, относящегося к ее предмету. Развитие теории это активная переработка эмпирической информации в собственно содержание теории, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата. Именно это развитие содержания теории ставит определенные пределы возможной логической формализации процессов ее построения. Реальное функционирование и развитие теории осуществляются в органичном единстве с эмпирическим исследованием. Теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию, которая способствует осуществлению опытной проверки теории. Для аудита, возникшего и развивающегося в России прежде всего как практическая деятельность, исследования в области теории необходимы и актуальны. Понять специфику и сущность предмета зачастую намного проще, проследив его эволюцию.

Книгу Ю. В. Гусева, В. В. Остаповой «Логика аудита: от теории к практике» можно взять в библиотеке на абонементе научной литературы, в читальном зале экономической литературы, в читальном зале учебной литературы. Содержания книг в нашей библиотеке по аудиту: 53+Ekonomicheskij+analiz