Проект федерального закона «Об образовании». Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: приведение его.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее. Новелла 1. Изменения в системе образования Изменяется система уровней образования (ст.10) СейчасБудет.
Поручение президента российской федерации 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта,
Выступление директора школы Константиновой Г.Х. 01 ноября 2011 года.
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, К.П.Н., ДИРЕКТОР ИМЦ КИРОВСКОГО РАЙОНА Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее.
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации Проект нового Федерального Закона «Об образовании»
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Вестник образования России» ( 13, июль 2011 года)
Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации»: Замысел, Мифы и Реальность.
Доклад Вялых Валентины Алексеевны, руководителя отдела образования и молодежной политики администрации городского округа – город Нововоронеж.
Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Финансирование системы образования Высшая школа экономики, Москва, 2013.
Заместитель начальника Департамента образования О.Г. Антонова Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
) Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от (В части касающейся дошкольных образовательных учреждений.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
Транксрипт:

Проект федерального закона «Об образовании»

Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: - приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; - повышение эффективности механизма правового регулирования; - создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновац ионной экономики, меж- дународными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

Обсуждение проекта ФЗ «Об образовании» в ОУ района предложенияпрописано в законе Ст.91 «Освободить от родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей». 3. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативом финансирования осуществления присмотра и ухода за детьми в образовательной организации, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат. Не взимается плата за присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией. 4. В целях материальной поддержки …родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, …. не меньшем, чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, – на первого ребенка; 50 процентов – на второго ребенка; 70 процентов – на третьего ребенка и последующих детей.

В ст. 96. «Лица, не завершившие основное общее образование или получившие на государственной(итоговой) аттестации по результатам освоения основных образовательных программ неудовлетворительные результаты по усмотрению их родителей (законных представителей) оставлются на повторное обучение. Ст.59 Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию по результатам освоения образовательных программ основного общего, среднего общего образования или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию. Для прохождения повторной государственной (итоговой) аттестации указанные лица должны быть восстановлены в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения государственной (итоговой) аттестации. 6. После прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающемуся по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы каникулы, по окончании которых производится его отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В ст.96 «предусмотреть выбор формы государственной(итоговой) аттестации выпускного экзамена для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования: формы единого государственного экзамена или форма государственного выпускного экзамена. Ст Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, могут быть установлены:,..для обучающихся,..в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего общего образования; -, для лиц, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) при получении основного общего образования и среднего общего образования и выбравших экзамен по родному языку и родной литературе для прохождения государственной (итоговой) аттестации.

Ст. 49 п. 4.7 после слов «…наличия почетных званий…»добавить: «ученых степеней». Добавить :»Оплата за федеральные почетные звания и ученую степень осуществляется отдельно в порядке, определяемом федеральными нормативными актами». Не нашло отражения в законе

В ст.49. п.4.15 добавить: «Статус педагогических работников ОУ системы общего образования, которым решением государственной высшей аттестационной комиссии присвоено ученая степень, приравнивается к статусу педагогических работников системы профессионального образования ( в том числе и в вопросах оплаты за степень» Не нашло отражения в законе

В ст. 58. п.1.Добавить: «Родители детей, обучающиеся в общеобразовательной начальной школе, получившие на руки заключение психолого-медико-педагоической комиссии о необходимости дальнейшего обучения ребенка в коррекционной школе, обязаны принять конкретные меры по выполнению этого заключения не позднее 1 сентября следующего учебного года, или обжаловать его в региональной психолого- медико-педагогической комиссии. Руководитель ОУ обязан отчислить такого ребенка из школы не позднее 1 сентября с немедленным информированием муниципальных отделов образования и органов социальной опеки, в противном случае возникает административная ответственность за не обеспечение здоровьесберегающих условий обучения ребенка и лишение его права на адаптивное образование, согласно ст. 3.п.2 1 настоящего закона». Не нашло отражения в законе

В ст.97 п. 1 добавить : ЕГЭ оценивая качество усвоения государственного стандарта, не отражает всей полноты деятельности ОУ и не является ее комплексной оценкой. Такую функцию осуществляет процедуры лицензирования и аккредитации ОУ. Не нашло отражения в законе.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НОВЕЛЛЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

1.Система образования Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляются общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессио- нальное образование) и профессиональное обучение.

Изменяется система уровней образования( обр. цензов) СейчасБудет 1)Основное общее образование; 2)Среднее (полное) общее образование; 3) Начальное профессиональное образование; 4) Среднее профессиональное образование; 5) Высшие профессиональное образование-бакалавриат; 6) Высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура; 7) Послевузовское профессиональное образование. 1)Дошкольное образование; 2)Начальное общее образование; 3)Основное общее образование; 4)Среднее общее образование; 5)Среднее профессиональное образование; 6)Высшие образование-бакалавриат 7)Высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8)Высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования. При этом ФГОС дошкольного образования не будет содержать требований к результатам освоения образовательных программ

Уточняется классификация программ сейчасбудет 1)Общеобразовательные программы: * основные общеобразовательные программы: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общего образования. Дополнительные общеобразовательные программы 2)Профессиональные программы: *основные профессиональные программы: -начального профессионального образования; -среднего профессионального образования; -Высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); - послевузовского профессионального образования ( аспирантура(адьюнктура), ординатура и интернатура, докторантура). - дополнительные профессиональные образовательные программы: -- программы профессиональной переподготовки; - программы повышения квалификации; -программы стажировки. 1.Основные образовательные программы: - основные общеобразовательные программы: - образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. -Основные профессиональные образовательные программы: Образовательные программы среднего профессионального образования ( программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена); Образовательные программы высшего образования ( программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура), специализированные последипломные программы(ординатура, ассистентура-стажировка); -Программы профессионального обучения. 2) Дополнительные образовательные программы: -дополнительные общеобразовательные программы: -Общеразвивающие; -предпрофессиональные; -Дополнительные профессиональные программы: - программы профессиональной переподготовки; -Программы повышения квалификации

Уточняются формы обучения сейчасбудет С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: В образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной(вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы. В Российской Федерации образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность( в очной, очно-заочной и заочной формах); вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования. Исключаются специальные формы обучения по дополнительным профессиональным программам. Для обучающихся по основным общеобразовательным программам, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно- профилактических учреждениях. (Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения )

2. Организации,осуществляющие образовательную деятельность Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность сейчасбудет Образовательную деятельность вправе вести : -Образовательные учреждения; -Научные организации – образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы; -Иные организации любой организационно- правовой формы – программы профессиональной подготовки; -Индивидуальные предприниматели. Образовательную деятельность вправе вести : -Образовательные организации; -Научные организации – по программам высшего образования( программы магистратуры, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения); -Иные организации любой организационно-правовой формы – программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы; подготовки; -Индивидуальные предприниматели.

Совершенствуются типы и виды образовательных организаций сейчасбудет К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1)дошкольные; 2)общеобразовательные ( начального общего,основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Гос. статус ОУ( тип, вид и категория ОУ) устанавливается при его гос. аккредитации. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация; 2) общеобразовательная организация; 3) профессиональная образовательная организация; 4) образовательная организация высшего образования. Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов: 1) организация дополнительного образования; 2) организация дополнительного профессионального образования. Тип образовательной организации определяется при ее создании ( реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе.

3. Статус педагогических работников сейчасбудет Сокращенная продолжительность рабочего времени Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности) Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы Право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет Пенсия за выслугу лет до достижения пенсионного возраста Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю; Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности) Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет; Досрочное назначение трудовой пенсии по старости

ОтсутствуютВводятся гарантии труда педагогических работников: 1. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности. 2. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педаго- гического стажа, наличия почетных званий, государ- ственных и ведомственных наград. 3. Органы государственной власти Российской Феде- рации и субъектов Российской Федерации обеспечи- вают уровень заработной платы педагогических ра- ботников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которых расположена соответствующая образовательная организация. ОтсутствуютЗакрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам.

ОтсутствуетУстанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации

4. Экономическая деятельность в сфере образования Вводятся новые экономические институты в сфере образования. сейчасбудет Меры государственной поддержки образовательного кредитования не были разработаны и установлены на законодательном уровне. Регулируется Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Образовательное кредитование. Формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций. Под инвестициями в сфере образования понимаются бюджетные и частные инвестиции, то есть вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты образовательной деятельности в целях достижения полезного эффекта и (или) получения дохода. Объектами инвестирования в сфере образования могут быть основные средства, создание образовательных программ, методик и технологий образования, воспитания и контроля качества образования, фонды целевого капитала, предназначенные для финансового обеспечения образовательных организаций, а также иные объекты, относящиеся к обеспечению образовательной деятельности. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства.

5. Дошкольное образование сейчасбудет Образовательная программа дошкольного образования de facto включает в себя и присмотр и уход за детьми. В Законе РФ «Об образовании» содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Требования к лицам, осуществляющим такую деятельность, не устанавливаются. В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.

Ст.8. обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.общее образование Отсутствует подробная регламентация на законодательном уровне. Закрепляются особенности предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных общеобразовательных школах или в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ. Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Закрепляются особенности предоставления общего образования: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с девиантным поведением, направленным вспециальные учебно-воспитательные организации; лицам, осужденным к лишению свободы.

Вопросы, не урегулированные Законом Предложения по внесению Основополагающий принцип равенства прав и возможностей в сфере образования не устанавливается. Часть 2 статьи 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» дополнить пунктом 5 следующего содержания:« равенство прав и возможностей участников отношений в сфере образования»

Несмотря на актуальность, необходимость в урегулировании давно назревшей проблемы, законопроект не дает определение малокомплектному образовательному учреждению. Дополнить ФЗ новой статьей следующего содержания: «Государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы общего образования, численность обучающихся которых не превышает 100 человек (либо средняя наполняемость классов в которых не превышает 10 обучающихся на один класс), признаются малокомплектными образовательными учреждениями. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут установить иную общую численность обучающихся (либо среднюю наполняемость классов), чем предусмотрены абзацем первым части 12 настоящей статьи, в целях отнесения образовательных учреждений к категории малокомплектных. Малокомплектные образовательные учреждения функционируют в форме казенных учреждений.»

В ст.48 законопроекта установлена возможность возмещения педагогическим работникам расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности книгоиздательской продукции и периодических изданий. При этом сказано, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодических изданий, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.Законопроект не предусматривает механизма обеспечения выплаты этой компенсации с установлением гарантий при определении ее размеров, передавая это на локальный уровень, что приведет к необоснованному неравенству и нарушению прав педагогических работников в этом вопросе. Часть 10 статьи 48 изложить в следующей редакции: «11. Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией, периодическими, электронными изданиями и программными продуктами с использованием новых информационных технологий педагогических работников : 1)федеральных государственных образовательных учреждений выплачивается работникам в размере, определяемом Правительством Российской Федерации; 2) находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) муниципальных образовательных учреждений – решением органа местного самоуправления. Размер указанной ежемесячной денежной компенсации не может быть ниже десяти процентов от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Сумма выплачиваемой денежной компенсации не требует документального подтверждения расходов по ее использованию и не подлежит налогообложению.».

Ст.48. Не упоминаются руководящие работники, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом, которые в настоящее время имеют аналогичные права и гарантии (удлиненная продолжительность отпуска, досрочная трудовая пенсия, компенсация на книгоиздательскую продукцию, льготы по коммунальным услугам) приведет к ухудшению их положения (лишению их этих прав и гарантий). Абзац 1, части 6 статьи 49 после слова «работники» дополнить словами «, а также руководящие работники, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом».

В п.13 ст.34 говорится о том, что обучающейся должны предоставить «академический отпуск в порядке и по основаниям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами». Согласно ст. 66 п.4 ч. 3. «Требование обязательности основного общего и среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее». - конкретизировать категорию обучающихся, которым будет предоставляться мера социальной поддержки согласно п.13 ст. 34; -в случае, если данная мера социальной поддержки предусмотрена для обучающихся образовательных организаций, не реализующих основное общее и среднее общее образование, устранить пробел в законодательстве и прописать: - в какой форме ребенок должен получать образование в случае ранних родов ; - в случае, если 15-летняя школьница воспользовалась отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, как она может получить обязательное среднее общее образование.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !