1 МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Advertisements

1 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
1 ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ЗДОРОВЬЕ». ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
1 ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
«О состоянии образовательных учреждений в Московской области» Начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. ЗДОРОВЬЕ Это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
Транксрипт:

1 МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

2 Мониторинг здоровья и образа жизни - это сложная система динамического наблюдения за изменениями состояния здоровья и образа жизни детей для выявления критических отклонений, требующих определенного вмешательства и осуществления психо-физиологических, медико-профилактических и социально- экономических мероприятий, с целью формирования мотивации к здоровому образу жизни и профилактики заболеваний.

3 Технология мониторинга - это совокупность приемов, методов, способов сбора и анализа информации, а также последовательность действий, способствующих достижению конечной цели

4 Принципы мониторинга 1. Стандартизация терминологии, показателей, методик. 2. Структурирование показателей (основные, дополнительные, комплексные). 3. Этапность ведения. 4. Унифицированность информационного обеспечения (использование единого информационного обеспечения). 5. Рациональность (организация по приоритетным направлениям). 6. Действенность и эффективность (ориентация на реально достижимые результаты).

5 Основные задачи мониторинга Организация длительного наблюдения за состоянием здоровья и образом жизни детей и подростков. Создание единой системы мониторинга с унифицированным методическим подходом и программным обеспечением. Анализ поступающей информации на основе государственной статистической отчетности, результатов профилактических медицинских осмотров, научных исследований и данных Центров здоровья. Выявление причинно-следственных связей в системе «Здоровье и Образ жизни». Принятие управленческих решений (разработка целевых программ) по гигиеническому обучению и формированию мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Оценка эффективности формирования ЗОЖ по принципу обратной связи.

6 ИАПС – информационно-аналитическая подсистема ИАПС «Здоровье» ИАПС Анализ «Причинно- следственных связей» ИАПС «Образ жизни» ИАПС «Управленческие решения» Модель мониторинга

Информационно-аналитическая подсистема «ЗДОРОВЬЕ»

8 Здоровье населения (общественное здоровье) - совокупность медико- демографических показателей, которые характеризуют жизнеспособность общества и его возможности дальнейшего социально-экономического развития

9 Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья. Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.

10 Информационно-аналитическая подсистема «Здоровье» состоит из 5 блоков показателей: медико-демографические, заболеваемость, физическое развитие, инвалидность, функциональное состояние (дополнительный показатель)

11 Медико-демографические показатели ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ: СТАТИКУ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ДИНАМИКУ. 1.СТАТИКА НАСЕЛЕНИЯ изучает его численность и состав по полу, возрасту, занятости и другим групповым признакам. 2. ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ изучает: - показатели механического движения населения (миграционные процессы); - показатели естественного движения населения (рождаемости и смертности). - общие - рассчитывают на 1000 человек населения (рождаемость, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность предстоящей жизни); - Специальные - рассчитывают на 1000 представителей соответствующей среды (мертворождаемость, перинатальная смертность и т.п.).

12 Численность населения Учет численности населения проводится путем периодической переписи населения За единицу учета принимается человек. Принято различать две категории населения территории 1. Наличное - фактическое (находящееся в момент переписи на данной территории, вне зависимости от места постоянного проживания. 2. Постоянное - постоянно живущие на данной территории, независимо от местонахождения во время переписи.

13 Численность детей от 0-14 лет г.Жуковский, гг.)

14 Рождаемость - число родившихся живыми на 1000 человек населения в год. Смертность ( общий коэффициент смертности населения территории) – число умерших от всех причин на 1000 человек населения в год. Естественный прирост (убыль) (на1000 чел среднегодовой численности населения) – разность показателей рождаемости и смертности

Динамика показателей рождаемости и смертности населения (г.Жуковский, гг.)

16 Динамика естественной убыли населения ( г.Жуковский, гг.)

17 Повозрастные показатели случаев смерти детей (0-14 лет) Возрастная группа Число случаев смерти (на 1000 чел.) 1990г.1995г.2003г.2004г мес.13,08,510,24,1 1-3 года0,91, лет0,280,32-0, лет0, лет0,360,180,482,5 Всего: 0-14 лет 1,050,530,840,8

18 Младенческая смертность (г. Жуковский, гг.)

19 Структура ведущих причин смерти детей от 0 до 14 лет, г. Жуковский 1990г.2004г. Класс болезни (поМКБ-10) СтруктураКласс болезни (по МКБ-10) Структура %Ранг% Травмы и отравления35,01Травмы и отравления 55,61 Отдельные состояния в перинатальном периоде 25,02Отдельные состояния в перинатальном периоде 22,22 Врожденные аномалии 15,03Врожденные аномалии 22,22

20 Ведущая патология ( % ), способствующая инвалидизации и смертности взрослого населения, г. Жуковский, 2004 г.

21 Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива Здоровье детского коллектива образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды. Индикаторами являются: распространенность хронических заболеваний; распространенность функциональных отклонений; частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года; процентное распределение детей по группам здоровья; количество детей (в %) с нарушениями физического развития; количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.

22 показатель общественного здоровья, который отражает частоту регистрации болезни среди населения данной территории за определенный отрезок времени (год). Указывается в относительных величинах к определенной численности ( на 100, 1000, 10000, ) Заболеваемость

23 При изучении заболеваемости применяются два подхода: 1. популяционный - включает анализ существующей статистической отчетности; 2. проводится на выборочном контингенте отдельных групп населения с использованием методов донозологической диагностики.

24 Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов необходимо для: 1) оценки состояния здоровья воспитанников и учащихся; 2) целенаправленного планирования оздоровительной и профилактической работы; 3) оценки эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

25 Оценка эффективности оздоровительных мероприятий Разработка профилактических и оздоровительных мероприятий Выявление причин заболеваемости Анализ относительных показателей Вычисление относительных показателей Регистрация, сбор и обобщение информации о заболеваемости в абсолютных величинах Алгоритм действий при анализе заболеваемости

26 Для выполнения 1- ого действия алгоритма необходимо Знать: 1. виды заболеваемости, подлежащие статучету; 2. единицы учета; 3. источники информации (учетно-отчетные формы); 4. МКБ -10 (международную классификацию болезней 10-ого пересмотра). Уметь: 1. вести регистрацию и учет заболеваемости; 2. обобщать абсолютные показатели за отдельные временные периоды (месяц, квартал, 6 мес., 9 мес., год)

27 Виды заболеваемости, подлежащие статистическому учету в образовательных учреждениях: Общая заболеваемость - это вся зарегистрированная в течение года заболеваемость (острая и хроническая, впервые выявленная и обострившаяся); Единица учета – диагноз заболевания. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (с временным непосещением образовательного учреждения ) - острая заболеваемость. Единица учета – случай потери трудоспособности или непосещения образовательного учреждения (случай острого заболевания). Хроническая заболеваемость – заболеваемость, выявленная на профмедосмотрах и дети с диагнозом хронического заболевания. Единица учета – ребенок, у которого выявлено хроническое заболевание.

28 Вторым действием в алгоритме анализа заболеваемости является вычисление относительных показателей. Для вычисления относительных показателей нужно знать правила вычисления и информационное значение каждого показателя. При проведении анализа заболеваемости детского коллектива используют две группы статистических показателей: экстенсивные и интенсивные. Они различны по своей информативности.

29 Показатели 1. Основные: 1.1. Экстенсивный показатель – структура хронических заболеваний (отклонений) – удельный вес каждого заболевания (отклонения) среди всех хронических заболеваний (отклонений), принятых за 100% 1.2 Интенсивный показатель - распространенность, уровень данного заболевания (отклонения) на 100 осмотренных 2. Дополнительные: 2.1. Полнота охвата медицинскими осмотрами, % 2.2. Распределение лиц по группам здоровья, % (I, II,III,IV,V гр.) 2.3. Распределение лиц по условным группам физического развития, % (норма, отклонения – дефицит массы, избыток массы, низкий рост) 2.4. Частота впервые выявленных заболеваний ( на 100 осмотренных)

Структура общей заболеваемости ( %) детей от 0 до 14 лет, г. Жуковский, 2004 г.

Динамика общей заболеваемости детского и подросткового населения (на 1000 человек), г. Жуковский, 2004 г.

32 Уровень заболеваний органов дыхания на 1000 детей (0-14лет), г. Жуковский ( гг.)

33 Уровень болезней органов пищеварения (на 1000) детей 0-14 лет

34 Уровень болезней системы кровообращения (на 1000) детей 0-14 лет

35 Распространенность отдельных классов болезней у детей 0-14 лет Слайд Слайд

36 Повозрастная динамика распространённости болезней костно-мышечной системы, нарушения осанки и сколиоза

37 Третье действие алгоритма - анализ относительных показателей, он предусматривает: - сравнение, - сопоставление и - оценку полученных относительных величин Для анализа заболеваемости организованных коллективов детей и подростков необходимо знать: 1) способы сопоставления статистического материал; 2) направленность анализа.

38 Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения Болезни со стабильным ростом распространенности Возраст рискаВозраст начала формирования заболевания Возраст максимальной распространенности заболевания Болезни системы кровообращения 2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6-8 лет лет Болезни органов дыхания2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6 лет:; лет Болезни костно-мышечной системы 7-8 лет лет 4-5 лет11-14 лет Болезни органов пищеварения2-3 года 6 лет лет 1 –3 года 6 лет 2-3 года 6 лет лет Болезни глаза (миопия) лет4-5 лет лет Болезни мочеполовой системы0-1год 6 лет 7-11лет 0-1год 2-5 лет 0-1год лет Болезни нервной системы 7-8 лет лет; лет с 1 года15-17 лет Психические расстройства11-14 лет лет Болезни крови ( анемии)0-1 год Болезни эндокринной системы: (рахит, гипотрофии; заболевания щитовидной железы и др.) 0-1 год лет 0-1 год 10 лет 0-1 год лет

39 Четвертое действие алгоритма- выявление причин заболеваемости Для организации целенаправленной профилактики заболеваемости детей и подростков необходимо знать основные факторы, способствующие повышению уровня заболеваемости.

40 Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских осмотрах дошкольников (школьников) Ранговое место в структуре заболевае мости Класс болезней ( по МКБ-10) Возможные причины заболеваемости дошкольников (школьников) IXIII класс – болезни костно-мышечной системы 1.Низкая двигательная активность 2. Нерациональное физическое воспитание IIV класс – психические расстройства и расстройства поведения 1. Большая учебная нагрузка 2. Нерациональный режим воспитания и обучения IIIVII класс – болезни глаз 1. Высокая зрительная нагрузка 2. Нарушения режима работы на компьютере 3. Недостаточные уровни освещенности рабочих мест

41 Пятое действие – составление целевой профилактической программы. Целевая профилактическая программа - это комплекс мероприятий, направленных на устранение негативного влияния установленных факторов с целью снижения заболеваемости

42 Шестое действие алгоритма - оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий Для оценки эффективности мероприятий, внесенных в профилактическую программу, в первую очередь, проводят анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (острой).

43 Оценка эффективности оздоровительных мероприятий по показателям динамики острой респираторной заболеваемости у детей ДОУ г. Жуковского, ( гг.)

44 Динамика уровня острой заболеваемости дошкольников ( гг.) по показателю наглядности

45 Показатели результатов профмедосмотров в показателях наглядности (%) у школьников разных возрастных групп г. Жуковский

46 Школьные болезни Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды. К школьным болезням относятся: 1. Болезни костно-мышечной системы. 2. Близорукость (миопия). 3. Психические расстройства и расстройства поведения.

47 ОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ 1. Медленно протекающий процесс. 2. Наличие стадий развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния). 3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма. 4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

48 Факторы риска, способствующие школьным болезням 1. Стрессовая педагогическая практика. 2. Авторитарный стиль общения с учениками. 3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам. 4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения. 5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания. 6. Наличие нерационального питания детей в школе. 7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

49 Основные индикаторы состояния здоровья учащихся: распространенность школьно обусловленных функциональных отклонений; распространенность школьно обусловленных болезней; частота острой заболеваемости на протяжении учебного года; уровень адаптационных возможностей организма

50 Физическое развитие Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки. Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела. Уровень физического развития тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.

51 Сравнительная оценка физического развития детей и подростков по возрастным группам (в%), г.Жуковский Группы физического развития Мальчики + девочки = 1008 чел 4-6 лет7-14 лет15-17 летВсего г.Жуковский г. Москва (данные НЦЗД) Абс.% % % % I. Нормальное физическое развитие 8470,652281,820180,180779, II. Отклонения в физическом развитии в т.ч.: 3529,411618,25019,920120, дефицит массы тела21 7,67712,13714,713513,49-15 избыток массы тела 119,2325,0114,4545,43-6 низкий рост32,571,120,8121,20,5-2 Итого по всем группам

52 Инвалидность населения Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Инвалидность детей общая ( или общая инвалидность детского населения) – общая численность детей-инвалидов на территории по состоянию на конец года, соотнесенная с численностью населения соответствующего возраста. Инвалидность детей первичная ( или первичная инвалидность детского населения) - численность детей-инвалидов на территории, с впервые установленной в текущем году инвалидностью, соотнесенная со среднегодовой численностью населения соответствующего возраста. По данным экспертов ООН инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них более чем 1/5 часть – это дети в возрасте до 16 лет.

53 Инвалидизация детей в г. Жуковском ( гг.) ГодЧисло детей инвали- дов Уровень инвалид- ности на 1000 чел. В том числе Инвалидность врожденная Инвалидность приобретенная абс% % , 95924,718075, , 46622,922177, , 07524,722975, , 47223,922976,1

54 Структура причин инвалидности по классам болезней детей и подростков г. Жуковского п Наименование классов (по МКБ-10) 2003 год 2004 год %Ранг% 1IV Болезни эндокринной системы9, 2IV9, 9IV 2V Психические расстройства6, 6V7, 0V 3VI Болезни нервной системы.17, 2II18, 3II 4VII Болезни глаза4, 6VI4, 0 VI 5VIII Болезни уха3, 6VII3, 0 VII 6X Болезни органов дыхания13, 2III12, 3III 7XII Болезни кожи3, 0VIII4, 0 VI 8XVII Врожденные аномалии24, 8I23, 9I

55 Тенденции к изменению общественного здоровья России на период до 2015 г. 1. Стабилизация заболеваемости детей на высоком уровне. Дальнейшее изменение структуры заболеваемости за счет увеличения доли психических расстройств, болезней костно-мышечной системы и органов пищеварения. 2. Негативные изменения физического развития. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела и низким ростом, особенно у девочек лет. 3. Дальнейший рост смертности в подростковом возрасте (особенно у юношей) за счет травм, отравлений, самоубийств. 4. Увеличение общей инвалидности детского населения за счет врожденных аномалий, болезней нервной системы и психических расстройств.

56 Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья образа жизни детей и подростков. Создание системы мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ является важнейшей медико-социальной задачей, решение которой позволит на научной основе разработать региональную целевую программу профилактики и отслеживать эффективность её реализации по принципу обратной связи.

57 Состояние здоровья детей и подростков Медицинские критерии оценки здоровья индивидуума Медицинские критерии оценки здоровья детского коллектива Физическое развитие Инвалидность Наличие или отсутствие хроническ их заболеван ий Уровень развития основных функциона - льных систем Степень сопротивл я - емости организма Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничност и Комплексная оценка ( группы здоровья ) Заболеваемость Группы здоровья

58 ИАПС – ОБРАЗ ЖИЗНИ Основные компоненты ЗОЖ: Здоровое питание Оптимальная двигательная активность Рациональный режим дня Личная и общественная гигиена Гендерное поведение (воспитание) Отсутствие вредных привычек

59 ИАПС – Причинно-следственные связи Причинно-следственная связь – это функциональная (или корреляционная) связь, которая вскрывает роль этиологических (причинных) факторов в проявлении заболеваемости. Особенность причинной связи состоит в том, что изменение в частоте и качестве одного из них влечет за собой изменение другого. Изменения в первой части взаимодействующих явлений считается причиной, а изменение во второй – следствием. Причинно-следственной связью между факторами, определяющими здоровье и здоровьем является статистическая связь.

60 Изучение взаимосвязи между индикаторами здоровья и показателями образа жизни может проводиться как на основе логической связи (выдвижение рабочей гипотезы по результатам изменений показателей в динамике лет (например, в процессе обучения в школе и др.), так и с помощью компьютерных технологий.

61 Сила взаимосвязи между заболеваниями органов дыхания и факторами риска в образе жизни школьников п/п Факторы риска Коэффициент корреляции r ху - сила связи ПолнаяСильнаяСредняяСлабая Отсутствует 1,00,99 - 0,70,69 - 0,30,29 - 0,01 0,0 I Курение 0,85 * II Дефицит двигательной активности 0,57 * III Десинхронизация биологических и социальных ритмов 0,44 IV Чрезмерный объем внешкольных занятий 0,25 * достоверная связь (р< 0,05)

62 Управленческие решения Заключаются в разработке и реализации целевых программ по гигиеническому воспитанию и формированию ЗОЖ с целью сохранения и укрепления здоровья детского населения.

63 Целевая программа - это систематизированное изложение цели, задач, перечня предполагаемых мероприятий по формированию ЗОЖ с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения.

64 Модель мониторинга состояния здоровья и формирования ЗОЖ Заболеваемость Физическое развитие Здоровое питание Оптимальная двигательная активность Рациональный режим дня Личная и общественная гигиена Гендерное поведение Состояние здоровьяКомпоненты ЗОЖ Демографические показатели Причинно- следственные связи Гигиеническое воспитание Инвалидность Уровень адаптации Отсутствие вредных привычек

65 Эффективность формирования ЗОЖ оценивается по: 1. Возрастной динамике изменений индикаторов здоровья и показателей ЗОЖ (5, 7, 12, 16 и 18 лет). 2. Степени достижения конечной цели (принцип обратной связи).

66 Алгоритм действий специалиста при ведении мониторинга 1) сбор информации о здоровье и образе жизни детей и подростков; 2) статистическая обработка; 3) первичный анализ; 4) выделение критических изменений; 5) выдвижение рабочей гипотезы причинно - следственных связей; 6) поиск приоритетных факторов риска; 7) разработка целевых программ по гигиеническому обучению и формированию ЗОЖ; 8) реализация целевых программ и коррекция факторов риска; 9) оценка эффективности формирования ЗОЖ по принципу обратной связи.

67 1. Системный подход в оценке состояния здоровья и образа жизни детей. 2. Учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма с целью определения приоритетов для разработки мероприятий по формированию ЗОЖ. 3. Использование методов донозологической диагностики для раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей с целью принятия своевременных управленческих решений по сохранению и укреплению их здоровья и формирования ЗОЖ. Основные особенности технологии мониторинга детского населения

68 Гигиеническое воспитание - это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и способа формирования взглядов, убеждений и навыков, которые мотивируют сферу поведения ребенка (подростка) в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

69 Модель гигиенического воспитания детей Пробуждение интереса Поддержка семьи и общества Психомоторные навыки ЗНАНИЯ УБЕЖДЕНИЯОсознанное поведение Систематичность обучения Анализ последствий Мотивация здоровья

70 Принципы гигиенического воспитания детей 1. Комплексный подход при воспитании ЗОЖ. 2. Последовательность воспитательных действий (алгоритм). 3. Доступность информации. 4. Положительная ориентация при воспитании. 5. Учет возрастно-половых особенностей. 6. Использование инновационных технологий.

71 Последовательный процесс формирования знаний

72 Доступность информации достигается использованием следующих дидактических приемов: - переход от простого к сложному; - от известного к неизвестному; - отсутствием непонятных терминов; - использование жизненных факторов; - применением изобразительных средств; - наличием активных форм обучения.

73 Как мотивировать ребенка вести здоровый образ жизни? 1. Разъяснять, советовать (получение знаний: достаточных, достоверных и доступных). 2. Убеждать (вызвать интерес). 3. Проводить повторные беседы, разъяснения (поддержка). 4. Выработать стеоретип поведения (навыки).

74 Формирование здорового образа жизни: приобретение знаний о здоровом образе жизни; формирование мотивации - «я хочу быть здоровым»; осознанное поведение - «я делаю все, чтобы быть здоровым».

75 Особенности инновационной технологии гигиенического воспитания 1. Комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе «семья - образовательное учреждение - общество». 2. Междисциплинарная школьная программа «Здоровье» вместо самостоятельного предмета (уроков здоровья). 3. Активное вовлечение учащихся в процесс формирования ЗОЖ вместо назидательного обучения («нельзя курить»). 4. Учет доминирующих потребностей в критические возрастные периоды. 5. Мониторинг поведенческих факторов и их коррекция по принципу обратной связи, создавая саморазвивающийся процесс формирования мотивации.

76 Образ жизни детей зависит не столько от образовательного учреждения, сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

77 Методика оценки состояния здоровья с позиций теории адаптации

78 Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной, производственной, образовательной и окружающей среды.

79 Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и напряжения регуляторных систем. Приспособительные возможности рассматриваются как мера здоровья. Измерение уровня здоровья – одна из главных проблем при оценке состояния здоровья.

80 Р.М.Баевским и В.П. Казначеевым в 1978 году введен термин «донозологическое состояние», который вошел в Большую медицинскую энциклопедию. В учении о здоровье появился новый раздел, получивший название «донозологической диагностики», который на основе использования положений теории адаптации развивает методы классификации и измерения уровней здоровья.

81 Словосочетание «диагностика донозологическая» произошло от двух греческих слов: diagnostikos – способ распознавать и nosos – болезнь. Под данным словосочетанием понимают возможность распознать состояние организма, находящееся между нормой и патологией (между здоровьем и болезнью). Это состояние характеризуется нарушением равновесия между организмом и средой.

82 Постановка донозологического диагноза заключается в целенаправленном сборе информации как медицинской, так и физиологической, а также в использовании таких методов её анализа и обработки, которые позволяют установить степень адаптации организма к условиям окружающей среды.

83 Объектом исследований при донозологической диагностике всегда является процесс адаптации организма к условиям среды. Процесс приспособления к среде может завершиться тремя состояниями. Во-первых, - полной или частичной адаптацией к среде, при этом гомеостаз (постоянство внутренней среды) не нарушается и деятельность регуляторных систем протекает в обычных пределах или несколько усилена. Во-вторых, - процесс приспособления может завершиться недостаточной или неудовлетворительной реакцией, при которой активность регуляторных систем существенно увеличивается. Третий исход – срыв адаптации, истощение регуляторных механизмов, в результате которого нарушается постоянство внутренней среды и развивается патологическое состояние организма.

84 Основываясь на представлениях об адаптации и гомеостазе, были выделены четыре состояния: - физиологическая норма, - донозологическое состояние, - преморбидное состояние, - патологическое состояние или срыв адаптации. Классификация функциональных состояний организма

85 Физиологическая норма - это класс функциональных состояний с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Понятие нормы включает в себя способность организма адаптироваться к определенным воздействиям факторов окружающей среды.

86 Донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма. Адаптационные нарушения в состоянии здоровья уже могут быть выявлены в донозологических состояниях. Характерной особенностью донозологических состояний является повышенное функциональное напряжение механизмов адаптации.

87 Преморбидные состояния характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде 2-х стадий: 1) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы; 2) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и иметь компенсаторный характер. Особенность этого класса функциональных состояний состоит в том, что они развиваются и протекают на фоне перенапряжения регуляторных механизмов.

88 Патологическое состояние (срыв адаптации) - состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

89 Для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей детей должен использоваться донозологический подход, который имеет своей целью не постановку диагноза заболевания, а определение риска его развития путем оценки адаптационных возможностей организма.

90 Математический анализ ритма сердца (анализ вариабельности сердечного ритма) позволяет вести непрерывный динамический донозологический контроль деятельности механизмов регуляции системы кровообращения и дает информацию об адекватности реакций приспособительных механизмов на разнообразные воздействия изменяющихся условий окружающей среды. При этом реакция системы кровообращения рассматривается как индикатор адаптационных возможностей организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды.

91 Комплекс «Варикард»

92

93 «Структура здоровья» (данный показатель отражает в процентах количество лиц с разной степенью адаптации)

94 Динамика «структуры здоровья» школьников (в %), г. Жуковский

95 Таким образом, существует большой объем информации о состоянии здоровья детей и подростков. Это результаты профилактических медицинских осмотров, данные государственной медицинской статистики, а также данные обследования непосредственно в Центрах здоровья учреждений здравоохранения. Вся эта информация может быть использована для создания мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ.

96 Консультирование по сохранению и укреплению здоровья: По коррекции питания (в зависимости от оценки физического развития), По двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом; По режиму сна, По условиям быта, По условиям труда и учебы, в том числе по работе с компьютерами и т.д.

97 Благодарю за внимание!