В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения.
Advertisements

Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Павлова Анна Сергеевна научный сотрудник Лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
Адаптационный период в 1 классе. Задачи адаптационного периода. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ. Какие же общие умения важны для успешного обучения? – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Составитель: Гражданкина Марина Викторовна, зам директора по УВР, руководитель КДО Екатеринбург, 2015 Государственное бюджетное образовательное учреждение.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Психологическое здоровье школьников. Что такое психологическое здоровье? Внутренний мир ребенка (его неуверенность или уверенность в себе, понимание собственных.
Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ ! МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ !
Адаптация первоклассников к школе. Подготовила педагог- психолог Мячина С.А.
Транксрипт:

В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период

Размышляем… Адаптация – это…

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Приспособить ребёнка к школе значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником послушным, старательным, неконфликтным.

Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе

1. Неготовность ребенка к обучению Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

2. Нарушения в состоянии здоровья Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.

3. Характер семейного воспитания Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность школу - входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.

4. Раннее начало систематического обучения. 5. Жесткость требований педагога и родителей. 6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы. 7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям. 8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.

Условия успешности адаптации первоклассника

создание положительного микроклимата «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А. Амонашвили).

Учет возрастных и индивидуально- личностных особенностей ребенка Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.

Дифференцированное обучение Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и образовании - это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком».

Создание условий для полноценного отдыха К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоциональную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.

Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени его готовности.

Установление тесной связи учителя с родителями ученика.

Учителю необходимо согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повышенных требований; организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания; организовать встречи родителей со школьным врачом.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе :

адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса; проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

Положительное отношение к школе; Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками; Адекватное восприятие школьником предъявляемых нему требований; Легкое усвоение учебного материала; Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений; Благоприятное статусное положение в классе.

Источники информации курс Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» И.Артюхова «В первом классе – без проблем» И.Артюхова «Профилактика дезадаптации первоклассников» Ж-л «Начальная школа +», 6, 2009