Воспитательная работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями Направления деятельности: Изучение детей с девиантным поведением и проблемных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Психолого-педагогическая поддержка детей с отклонениями в поведении».
Advertisements

Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе Кондукова Н.В., социальный педагог МБОУ ООШ 4 города Белово.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Методы и приемы психолого- педагогического воздействия при сопровождении детей «группы риска» Подготовила: Педагог-психолог МОУ Белая СОШ Климентьева И.В.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
это объективно существующееся, повторяющееся, существенная связь явлений.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Колмакова Ю.Л., зам. директора по воспитательной работе Индивидуальная работа с детьми, совершившими правонарушения, состоящих на профилактическом учете.
МБОУ СНОШ им. В. Г. Павлова Работа социально - психологической службы.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Социально-педагогическая деятельность и воспитание школьников. «Каждый человек – это книга, надо только суметь прочитать её». «Не для школы, а для жизни.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Взаимодействие семьи и школы – одно из основных направлений деятельности ОУ.
Проблемы и перспективы развития социальной службы школы в 2012 – 2013 учебном году.
МОУ «Нискасинская СОШ» Воспитательная деятельность с учащимися.
Транксрипт:

Воспитательная работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями Направления деятельности: Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. Воспитательная работа по профилактике правонарушений Работа с проблемными семьями.

Цель программы: обеспечение педагогической реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, обеспечение психологической, медицинской, социальной помощи и поддержки, а также создание условий для получения обучающимися начального, основного общего, среднего образования.

Задачи программы: создать максимально благоприятные условия для нравственного, физического, эстетического развития личности ребёнка; удовлетворить потребности обучающихся в получении дополнительного образования; способствовать адаптации личности к жизни в обществе; формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и семье; обеспечить социально - правовую защиту, психолого – педагогическую реабилитацию, охрану законных прав детей и подростков; укрепить здоровье обучающихся; способствовать включению семьи в процесс воспитания через участие во внешкольной деятельности Сроки реализации программы г.г.

.. Основные исполнители программы: Администрация ОУ Классные руководители Учителя предметники Психолог Школьный фельдшер.

.Кадровое обеспечение и функции Директор: совместно с администрацией, педагогами школы, социально – психологической службой продумывает систему воспитательной работы, содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающий высокий уровень воспитательных мероприятий; создает четко организованный, управляемый ученический коллектив, владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностей семей, положением трудных детей; создает в коллективе атмосферу творчества, взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи,

Зам. директора по УВР: создаёт условия для выполнения стандартов образования организует индивидуально - групповые занятия с учащимися; организует работу элективных курсов по предметам; корректирует обучение и воспитание на уроке посредством малых педсоветов, педсоветов с учетом индивидуальных проблем учащихся и их родителей: стимулирование учителей к использованию современных педагогических технологий с целью повышения мотивации и достижения успешности в процессе обучения; создает атмосферу доброжелательности в школе.

Зам. директора по ВР: Создает воспитательную систему в школе; Планирует работу с детьми девиантного поведения и проблемными семьями;. руководит Советом по профилактике правонарушений; осуществляет руководство деятельностью классных руководителей; сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты населения; способствует вовлечению учащихся к занятиям в учреждениях дополнительного образования; организует работу с социумом; организует сбор и систематизацию информации о социальном окружении подростков. взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением оказывает консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, организации досуга

Психолог: изучает личность учащегося и коллектива класса; анализирует адаптацию ребёнка в среде; выявляет дезадаптированных учащихся; изучает взаимоотношения детей с взрослыми, сверстниками; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет интересы, склонности, способности школьников; осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Классный руководитель: создает воспитательную систему класса; организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников; является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и их семьями; дает информацию социально – психологической службе о детях с девиантным поведением и проблемных семьях.

Учителя предметники: повышать мотивацию через реализацию деятельностных форм и методов обучения; учитывают возрастные особенности учащихся; используют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении; вовлекает во внеклассные мероприятия по предмету.

Школьная медсестра: взаимодействует с ЛПУ; организует своевременную вакцинацию, профилактическую работу по предупреждению заболеваемости; организует медицинское обследование учащихся; проводит «Школу здоровья»; информирует классных руководителей и родителей о состоянии здоровья учащихся.

Принципы воспитания трудных детей а)Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного учащегося. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условия реализации данного принципа: стимулирование самопознания учеником своих положительных черт; Формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения; Постоянное внимание к положительным поступкам ученика; Проявление доверия к ученику; Формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; Оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач; Учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

Принцип социальной адекватности воспитательно – коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условия реализации данного принципа: учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно – коррекционных средств, направленных на его социальное развитие; предоставление возможности учащимися самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции. Условия реализации данного принципа: включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях; выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений; стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условия реализации принципа индивидуализации: оценка изменений индивидуальных качеств ученика; выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребёнка; проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них; подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем; не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня; нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

Методы и приемы педагогического воздействия: А) Созидательные приемы: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); «авансирование личности»; обходное движение; прощение; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.

Прямые и косвенные тормозящие приемы: - констатация поступка; необычный подарок; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения.

Приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения: убеждение и личный пример; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение.

Приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика: опосредование; фланговый подход; активизация сокровенных чувств воспитанника. Вспомогательные приёмы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных проступков.

Принципы работы с проблемными семьями : 1.Необвинительность – создание платформы для выхода из кризиса, вместо упреков, осуждения. 2.Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи. 3.Плотный и постоянный контакт с семьёй в течение длительного времени. 4.Доверительные отношения между специалистами и членами семьи. 5. Отношения с семьёй строятся на основе сотрудничества.

Направления работы: I Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. 1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 2. Изучение причин социально- педагогической запущенности ребёнка 3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 4.Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей. 5.Изучение положения подростка в коллективе. 6.Изучение психологического своеобразия учащихся ( наблюдение, беседы) 7.Изучение интересов и способностей учащихся 8.Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. 9.Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). 10.Отслеживание пробелов в знаниях. умениях и навыках учащихся. 11. Процент вовлеченности учащихся в сферу дополнительного образования. I Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. 1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 2. Изучение причин социально- педагогической запущенности ребёнка 3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 4.Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей. 5.Изучение положения подростка в коллективе. 6.Изучение психологического своеобразия учащихся ( наблюдение, беседы) 7.Изучение интересов и способностей учащихся 8.Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. 9.Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). 10.Отслеживание пробелов в знаниях. умениях и навыках учащихся. 11. Процент вовлеченности учащихся в сферу дополнительного образования.

12.Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. 13.Проведение диагностики: - исследование интересов подростков (проведение игр, групповая работа, тестирование) - исследование ценностных ориентаций участников программы (методика М. Рокича) - исследование самооценки подростков (методика Дембо- Рубинштейна, Ч.Д. Спилберга) - личностная тревожность по Филлипсу; - исследование внутрисемейных отношений (анкеты, опросники)

Воспитательная работа по предупреждению правонарушений Профилактика правонарушений подростков Планирование работы с педагогически запущенными детьми. Планирование заседаний Совета по профилактике правонарушений. Создание картотеки трудных подростков. Контроль за успеваемостью и посещением занятий. Определение «трудных» подростков в кружки, секции, студии. Организация предпрофильного обучения трудных подростков. Посещение детей девиантного поведения на дому. Организация труда и летнего отдыха детей. Диагностика учащихся, родителей, учителей. Организация свободного времени подростков:

Ожидаемые результаты Реализация программы «Воспитательная работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями» предполагает обеспечение повышения статуса данной деятельности в образовательном учреждении; снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете и ПДН; создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования; добиться перелома в формировании мотивации поведения с негативных форм на положительные.