Цели : Обучающие : Познакомить с историческим материалом для более глубокого представления о предводителе крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельяне.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Advertisements

Отражение исторической эпохи в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Урок в 8 классе Учитель: Малахова Е.В.
Тема урока: Пугачев – кто он? Злодей или добродетель?
Пугачёв - злодей или защитник? Авторы: Шастина Марина Гузиковская Регина Гузиковская Регина Зинкевич Дарья. Зинкевич Дарья.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной – постыдное малодушие А.С.Пушкин Подготовила: Нажметдинова А.Д.
Урок литературы в 8 классе Падение Белогорской крепости (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Автор Рыжкова Наталья Николаевна, учитель русского.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва Урок 6.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ Показать противоречивость и трагизм характера Пугачёва.
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
«Не дай бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Кичигина Ксения, 8Б класс.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
1. развивать навыки самостоятельной работы с художественным текстом; 2. укреплять навыки в высказывании и аргументации своего мнения; 3. развивать навыки.
« Капитанская дочка » А. С. Пушкин
Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском.
«Капитанская дочка» повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны годов под предводительством Емельяна Пугачёва.
Литература. 9 класс. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Никулинской СОШ Чернякова Л. Б.
Транксрипт:

Цели : Обучающие : Познакомить с историческим материалом для более глубокого представления о предводителе крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельяне Пугачеве Дать представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения Научить определять авторское отношение к главным героям Развивающие : Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала Формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы Воспитательные : Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества : честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову Прививать любовь к литературе и истории своей Родины Воспитывать уважительное отношение к мнению других

Методические приемы : индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа Формы организации учебной деятельности : индивидуальная и групповая работа

Домашнее задание : Перечитать главы 2, 7,8,11,12 Индивидуальное задание : - подготовить сообщение на предложенную учителем тему » Изображение народной войны и ее вождя ». - подготовить выразительное чтение эпизода на стр Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, повесть « Капитанская дочка », учебник - хрестоматия, карточки для работы групп

Крестьянский бунт гг. под предводительством Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем Петром. Правление было всюду прекращено помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный !

Емельянов Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем.

Кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину ? ? Кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину ? ?

Гринев видит в Пугачеве не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. Пугачев и его товарищи поют песню « Не шуми, мати, зеленая дубравушка ». Песня эта помогает понять и Пугачева. И группу его товарищей, вместе с тем придает трагический тон.

Предводитель восставших испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности 6 « улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мы должны держать ухо востром, при первой неудаче они свою шкуру выкупят моею головою ».

Когда и как появляется Пугачев на страницах романа ? Как запечатлен образ вожатого ? На что обращает внимание Гринев ?

Как вы думаете, о чем вожатый разговаривает с хозяином умета ? Почему их разговор Гринев называет « воровским »? Ребята, а сообщаются причины восстания крестьян в произведении Пушкина ? Что о них говорит Гринев ?

В каких главах еще говорится о Пугачеве ? Чем его изображение в последующих главах отличается от изображения вожатого ? Давайте сравним описание внешности Пугачева и вожатого ( работа с таблицей ).

Что изменилось, а что осталось неизменным ? Как происходит вторая встреча Гринева и Пугачева ? Что до этой встречи знал о Пугачеве Гринев ?

Какое впечатление на Гринева производит первое появление Пугачева ? ( анализ эпизода « Штурм Белогорской крепости ») Каким Пугачев показан во время казни после взятия крепости ? Почему он помиловал Петра ?

Чем Гринев занимается в Оренбурге ? Как и при каких обстоятельствах происходит следующая встреча героев ? Почему Гринев обращается за помощью к Пугачеву ? Чем он рискует ?

Почему Пугачев помогает Гриневу и освобождает сироту ? Каким он показан в этой сцене ? ( работа с таблицей ) Какие искренние признания по дороге в Белогорскую крепость делает Пугачев Гриневу ? Почему именно ему он раскрывает свою душу ? Чем растрогал Гринев « суровую душу » Пугачева ?

1 группа : В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности : « Внешность его была замечательна », про глаза сказано, что они были « живые », а лицо имело выражение « довольно приятное, но плутовское ». Т. О., в описании внешности Пугачева в « Капитанской дочке » проглядывается авторская симпатия, а в « Истории Пугачева » портрет героя лишен эмоциональной окраски.

2 группа : Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А. С. Пушкин показывает при помощи глагола « повалил », т. е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.

3 группа : В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772 г. Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный « воровской » язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин « умета », - это специальная речь, доступная лишь членам шайки.

4 группа : В « Истории Пугачева » А. С. Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В « Капитанской дочке », основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т. к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

5 группа : Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь « всего – навсего только тридцать три года », чем существовать, « питаясь падалью », триста лет.

Вывод : А. С. Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа.

Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся,

способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.

Письменно ответьте на один из вопросов : Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности ? С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать ? О чем бы вы его спросили ?