1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе: а) слова с положительной эмоционально- экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Advertisements

Лексические средства художественной выразительности.
В демоверсии 2015 это выглядит так: Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару). (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? –
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
В1. Лексика Повторим правило Учитель русского языка и литературы высшей категории Панинской СОШ Батажан Л.Н.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Презентация по русскому языку по теме: Интерактивная таблица. Языковые средства выразительности
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Тема текстаПроблема текстаАвторская позицияСтиль текстаТип речи.
Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Художественный стиль речи Мультимедийная презентация.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Транксрипт:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе: а) слова с положительной эмоционально- экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька б) слова с отрицательной эмоционально- экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные 1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе: а) слова с положительной эмоционально- экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька б) слова с отрицательной эмоционально- экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе: а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий 2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе: а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

Роль стилистически окрашенной лексики в тексте Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин); служить средством речевых характеристик героев: «Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов); Роль стилистически окрашенной лексики в тексте Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин); служить средством речевых характеристик героев: «Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов);

служить средством передачи авторских эмоций и оценок: Богиня красоты, любви и наслажденья! Давно минувших дней, другого поколенья Пленительный завет! Эллады пламенной любимое созданье, Какою негою, каким очарованьем Твой светлый миф одет! (И. С. Тургенев) Внимание! Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности свойственна художественному, публицистическому и разговорному стилям. служить средством передачи авторских эмоций и оценок: Богиня красоты, любви и наслажденья! Давно минувших дней, другого поколенья Пленительный завет! Эллады пламенной любимое созданье, Какою негою, каким очарованьем Твой светлый миф одет! (И. С. Тургенев) Внимание! Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности свойственна художественному, публицистическому и разговорному стилям.

лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой- либо местности: кочет петух, векша белка) лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы:голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз в речи моряков, утка в речи журналистов, окно в речи преподавателей); лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги память компьютера, клава клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина); лексика устаревшая (историзмы слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело лоб,ветрило парус); лексика новая (неологизмы слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер). лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой- либо местности: кочет петух, векша белка) лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы:голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз в речи моряков, утка в речи журналистов, окно в речи преподавателей); лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги память компьютера, клава клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина); лексика устаревшая (историзмы слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело лоб,ветрило парус); лексика новая (неологизмы слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер).

1. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд». А) метафора Б) перифраз В) гипербола Г) литота 2. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади». А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия

3. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки». А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота 4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия). А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение

5. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца». А) метафора Б) метонимия В) перифраз Г) гипербола 6. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет». А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза

7. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный». А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон 8. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?». А) градация Б) оксюморон В) синтаксический параллелизм Г) антитеза 9. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...». А) анафора Б) эпифора В) инверсия Г) оксюморон

Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте: Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург) A) эпитет Б) метафора B) сравнение Г) авторский неологизм Д) фразеологизм Е) синтаксический параллелизм Ж) эллипсис З) анафора

Выпишите из текстов все изобразительно-выразительные средства: тропы и их виды; стилистические фигуры и их виды. Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?! Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть... надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению! (М. Ю. Лермонтов) Выпишите из текстов все изобразительно-выразительные средства: тропы и их виды; стилистические фигуры и их виды. Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?! Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть... надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению! (М. Ю. Лермонтов)

а)Прочитайте текст. Определите его тему. Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков) б) Укажите пример использования: эпитета ___________________________________________ метафоры _________________________________________ сравнения _________________________________________ перифраза _________________________________________ а)Прочитайте текст. Определите его тему. Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков) б) Укажите пример использования: эпитета ___________________________________________ метафоры _________________________________________ сравнения _________________________________________ перифраза _________________________________________