Bombus jonellus Растение - шиповник. ВИДОВОЙ СОСТАВ, ЧИСЛЕННОСТЬ, ПИТАНИЕ, СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ШМЕЛЕЙ НА НЕКОТОРЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ АВТОР:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Руководитель: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии МОУ СОШ 19 Научный консультант: Шутова Елена Васильевна, старший научный сотрудник КГПЗ.
Advertisements

РОЛЬ ГОРОДА В ЖИЗНИ ПТИЦ НА СЕВЕРЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД АВТОР: Конечный Алексей, ученик 8 «А» класса МОУ СОШ 19 города Кандалакши РУКОВОДИТЕЛЬ: Клементьевская.
Значение домашних животных для человека. Собаки в жизни людей Автор : Болденков Сергей, ученик 6 класса МОУ СОШ 19 Руководитель: Клементьевская Елена Александровна,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРОТА ОБЫКНОВЕННОГО В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРОТА ОБЫКНОВЕННОГО В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА.
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Секция ОРНИТОЛОГИИ.
Биоразнообразие Чешуекрылых окрестностей города Кургана ЧЕРЕПАНОВА ЕЛЕНА ученица 7а класса, МОУ «Гимназия 57», города Кургана Руководители: Широченкова.
1 ИСЧЕЗАЮЩИЕ РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ. Сыров Владимир Сыров Владимир 2 класс Руководитель: Иванова Л.М. 2011г.
МБОУ Большесырская СОШ
ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ (видовое разнообразие, обилие, питание и охрана) АВТОРЫ: Вайнштейн Юлия, Фомина Екатерина, ученицы 9 «В» класса МОУ.
Уссурийский Государственный Природный заповедник.
Изучение видового состава и экологической роли жуков садового участка (в районе г. Лермонтова) Автор: Домнышева Ксения ученица 10 класса Б МОУ СОШ2 г.Лермонтова.
Индикаторы в нашей жизни? Нужны ли индикаторы в нашей жизни? Какую роль индикаторы играют в нашей жизни? Что можно назвать индикатором?
Актуализация знаний Сделайте подписи к рисунку» Внешнее строение кузнечика». Подставьте подписи к рисунку «Внутреннее строение черного таракана». Составьте.
Определение уровня влажности в помещениях с различным остеклением Работу выполнил: учащийся 7 «Б» класса школы 430 Петродворцового района МАНСУРОВ КИРИЛЛ.
Лишайники как биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды.
Выполнил: Комличенко Даниил 8 кл Руководитель: Чечеткина Т.Г. учитель 1 кв. категории.
Биология белой трясогузки в условиях Омской области.
Работу выполнила: Коротова Яна ученица 2 а класса.
К оличественный учет птиц и расчет плотности населения зимующих птиц в поселке Вурнары.
Баранова Гульшат, ученица 9 класса, МОБУ Краснохолмская СОШ2, МР Калтасинский район.
Транксрипт:

Bombus jonellus Растение - шиповник

ВИДОВОЙ СОСТАВ, ЧИСЛЕННОСТЬ, ПИТАНИЕ, СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ШМЕЛЕЙ НА НЕКОТОРЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ АВТОР: Неделина Виктория ученица 9 «А» класса МОУ СОШ 19 города Кандалакши РУКОВОДИТЕЛЬ: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии МОУ СОШ 19 НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: Шутова Елена Васильевна, старший научный сотрудник Кандалакшского государственного природного заповедника

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ Шмели – очень полезные насекомые-опылители цветковых растений. Особенно большое значение они имеют как опылители клевера. Шмели – сильные и выносливые насекомые. Они очень быстро работают, вылетают за нектаром в любую погоду: шмелей не остановит ни дождь, ни ветер. За день эти уникальные насекомые опыляют более тысячи растений. Хотя шмели очень интересные объекты для исследования, известно о них далеко не все. Причин этому множество, вот лишь некоторые их них: Недостаточное количество исследователей занимаются их изучением (например, в КГПЗ в «Летописи природы» размещены лишь незначительные сведения о шмелях, обитающих на территории заповедника) Значительные пространства России, объять которые для исследователей достаточно сложно Более активное изучение крупных животных (например, в КГПЗ более приоритетным является изучение птиц)

Цель: Изучить видовой состав,численность, питание,суточную активность представителей рода Шмели (Bombus) Задачи: 1. Определить видовой состав рода Шмели, обитающих на территориях Северо-запада России 2. Охарактеризовать численность (обилие шмелей) на данных территориях 3. Выяснить источники питания – кормовые объекты шмелей 4. Изучить суточную активность шмелей на разных территориях

Исследования проводились в Кандалакшском районе Мурманской области с 22 июня по 16 июля 2006 года и Череповецком районе Вологодской области с 30 июля по 23 августа 2006 года. Учеты шмелей проводились на разнотравном лугу S= 1 га в Кандалакше, на огороде S= 0,03 га в районе Лесозавода. В Череповецком районе исследования проводились на огороде S=0,5 га. В обеих областях учёт шмелей осуществлялся по маршрутам, которые пролегали через участки с цветущими растениями. В полевой дневник заносились данные: вид шмеля, количество учтенных шмелей,название растений, посещаемых шмелями, время, погодные условия. Для оценки количественной структуры фауны шмелей использовалась шестибалльная логарифмическая шкала, Приведенная в работе Якушева А. В.. Виды с обилием 6-5 баллов – многочисленные,в 4-3 балла – обычные, в 2-1 балл – редкие. Определение шмелей проводилось с использованием коллекции КГПЗ, определителя насекомых Европейской части СССР (1978) и благодаря помощи Шутовой Е. В., ст. научного сотрудника заповедника. РАЙОН РАБОТЫ, МЕТОДИКА И МАТЕРАЛЫ

ДИАГРАММА 1

ДИАГРАММА 2

Bombus agrorum

ШКАЛА ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОБИЛИЯ ВИДОВ (Якушев А. В., 2004 г) Процент встречаемости Балл обилия Характеристика вида 0 0 Вид не обнаружен 0,1 1 Встречается локально, везде очень редок 0,1 - 1,0 2 Встречается повсеместно, везде редок 1,1 - 5,0 3 Встречается повсеместно, редок и обычен 5,1 - 10,0 4 Встречается повсеместно, везде обычен 10,1 - 20,0 5 Встречается повсеместно, локально многочислен 20, Встречается повсеместно, везде многочислен

ДИАГРАММА 3 ОБИЛИЕ ВИДОВ ШМЕЛЕЙ

ПИТАНИЕ ШМЕЛЕЙ

КОРМОВЫЕ ОБЪЕКТЫ

СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ШМЕЛЕЙ Дата исследования Период активности шмелей Температурные рамки активности Кандалакшский район Череповецкий район

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Шмели – очень интересные объекты для исследования. Роль их для различных биогеоценозов очень велика. С растениями шмели находятся в мутуалистических отношениях, при которых каждый организм извлекает для себя пользу. Человек уже давно понял ценность этих насекомых для природы, хотя еще в XVIII-XIX веках в представлениях людей, причем очень известных и образованных, шмель виделся совсем иным. Из книги И. Халифмана «Шмели и термиты» можно узнать, что в своих произведениях многие писатели и поэты шмелей изображали так, что этот образ вовсе не соответствовал действительности. Например, в басне «Пчелы и шмели» Н. Ф. Остолопов называет шмелей «ленивыми». Недостаточные знания о шмелях в тот период времени оправдывают этих великих людей. Живи эти люди в наше время, вряд ли кто- нибудь из них предпринял бы попытку в своих произведениях очернить этих великих тружеников, этих удивительных насекомых. Хотя в наше время очень многое уже известно об этих насекомых, все же необходимо их подробнее изучать. Тайн, окружающих шмелей еще достаточно, и любой исследователь сможет потрудиться над их разгадками.

ВЫВОДЫ 1. Представители рода Bombus нуждаются в серьезном изучении. 2. Видовой состав шмелей Кандалакшского и Череповецкого районов отличаются на 80 %, на это влияют многие условия, а в частности климат, видовой состав растений, структура биотопа. 3. На исследуемых участках в каждом районе большинство видов являются преобладающими, 40 % (2 вида) - обычными в Череповецком районе, 20 % (1 вид) – редкими в Кандалакшском районе. В данном случае нельзя сказать, что этот вид нуждается в охране, возможно, он просто не характерен для данных биотопов. 4. Шмели используют для питания большое количество растений, с разными по размерам, форме, окраске, строению цветками, но предпочитают, прежде всего, клевер и специально созданный человеком для пчел сорт медоносного растения Пацилии. 5. Для шмелей даже в период полярного дня характерны суточные ритмы, но полярный день позволяет им увеличивать период активности за счет вечерних часов. Снижают активность шмелей резкие падения температуры.

Bombus hypnorum Растение - синюха