Муниципальное общеобразовательное учреждение Вишневская средняя общеобразовательная школа Автор: Плужникова Анна, ученица 9 класса. Руководитель: Скоробогатова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы словообразования имен существительных Урок наблюдений, размышлений и творческих находок.
Advertisements

Знакомство с разрядами частиц.. частицы модальны е Формообразу- ющие Модальные (смысловые) отр иц ате ль ны е.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Лингвистические средства выражения положительной и отрицательной оценки человека Автор: Сагайдак Кристина, ученица 10 класса А Руководитель: Чугунова С.
Презентация к уроку Русского языка в 3 классе СУФФИКСЫ Апасьева В.Н.
Французские сказки Роль добра и зла в сказках Выполнил Иванов Петя Ученик 1 Б класса.
Какого «цвета» сказка?. Темные герои Алёнушка Иван- царевич Василиса Заяц Кощей Баба Яга Домовой Лиса Светлые герои.
В сказках, как в жизни, земля и небо, Солнце и тучи, добро и зло. Добрую сказку помню с детства. Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Чтобы подкралась к.
Тема: «Роль собственных имён в русской художественной речи» (на примере анализа антропонимов в рассказах М.Зощенко).
Лиса в народных сказках. Цели и задачи Закрепить знание русских народных сказок, расширить представление о лисе как диком животном. Воспитывать любовь.
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Презентация к уроку русского языка по теме «Имя существительное» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ»
Впишите название работы Укажите всех авторов и имя руководителя.
МОУ Клюквинская СОШ» Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства Учитель Омельчук Е.И.
Тема: Эмоционально- оценочные прилагательные в аспекте обучения русскому языку как иностранному.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Т ЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КНИГА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ». Вторая младшая группа 10 Муращенко Татьяна Григорьевна – воспитатель II квалификационной категории.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вишневская средняя общеобразовательная школа Автор: Плужникова Анна, ученица 9 класса. Руководитель: Скоробогатова Т.Н., учитель русского языка и литературы.

В статье русского философа И. А. Ильина «Духовный смысл сказки» говорится: «И вот русская народная сказка - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое вечно юное и вечно древнее, - всё в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата».

Определить экспрессивную и эмоционально- образную роль суффиксов в русских народных сказках. Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования: 1. рассмотреть стилистические ресурсы русской суффиксации; 2. проанализировать эмоциональные и экспрессивно-оценочные особенности русской суффиксации на примере русских народных сказок.

Актуальность темы, выбранной мной для исследования, связана с тем, что, несмотря на многочисленные исследования в области стилистического словообразования, очень мало существует трудов, в которых подробно были бы рассмотрены стилистические возможности русской суффиксации (даже в рамках хотя бы одного художественного произведения). В настоящее время, когда в русском языке появилось столько грубости и фальшивости, считаю, самое время вспомнить о том, что язык наш необыкновенно ласковый и нежный.

Суффиксы эмоциональной окраски -чик- -оньк- -еньк- -ишк- -ушк- -ик--ек- -ок-

В словаре-справочнике лингвистических терминов Д. Э. Розенталя я узнала о том, что для придания речи особой, эмоционально- экспрессивной окраски в русском языке существуют специальные суффиксы, которые изменяют представление о нормальной величине предмета – суффиксы субъективной оценки, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласковости, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального уменьшения или увеличения).

Размерно-оценочные Отвлечённые существительные Удвоение/утроение Ласкательная аффиксация глаголов Экспрессивная префиксация Собирательные существительные СУФФИКСЫОЦЕНОЧНЫХЗНАЧЕНИЙСУФФИКСЫОЦЕНОЧНЫХЗНАЧЕНИЙ

В сказках существует несколько производных вариантов слова лиса: лисичка - лисонька - лисичка-сестричка – лисица – лиса- олисава - Лизавета Ивановна. Наиболее встречающиеся персонажи русских народных сказок тоже имеют несколько вариантов названий: волк – волчику-братику – волк-волчухно; заяц – зайчик – заяц-зайчухно; петух – петушок – петух-петушухно.

Лиса Лисичка- сестричка Лисица

Волк Волк-волчухно Волчику братику Лисичка- сестричка и Серый волк Волк – любимый персонаж сказки

В волшебных сказках имя Бабы-Яги можно встретить в нескольких вариациях, но чаще всего сказочники называют героиню ласково: бабуся, бабушка, бабусечка-Ягусечка. Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки.

Слова «бабушка и избушка» - это своеобразные весы, на которых в сказках лежат добро и зло, но добро в сказках всегда перевешивает, благодаря ласкательным суффиксам –ушк, -ечк. Избушка, именно избушка, а не изба Бабы- Яги не просто так расположена на опушке леса, она символизирует собой границу миров: мир реальности и сказки.

Иванушка Настенька Персонажи волшебных сказок Настенька + Иванушка = любовь

Я пришла к выводу, что в сказках встречается достаточно большое количество уменьшительно-ласкательных морфем, среди которых наиболее употребляемые суффиксы: -ик, -ек, -ок, -к, -чик, -очк, -оньк, - еньк, -ишк, -ушк. Очень часто словам, уже имеющим пейоративное значение, т.е. словам отрицательной коннотации, уменьшительные суффиксы придают значение яркой эмоциональности, дополнительной экспрессивности. В системе глагольного словообразования достаточно мало суффиксов с эмоциональной окраской.

1. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2-х т. Т. 1 – М.: Издательство АН СССР, – 383 с. 2. Виноградова В. Н. Стилистический аспект русского словообразования. – М.: Наука, – 184 с. 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, – 31, 272 с. 4. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов 5. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1985.