НАВЫКАХ, КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ. П ОНЯТИЕ О КОММУНИКАТИВНЫХ Курс психиатрии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Проверил:. Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как восприятие людьми.
Advertisements

Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Презентация по теме: Психология общения
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Общение. Виды общения.
Студентка 202 группы Позднякова В. Г. Общение. «Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!» «Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»-«Крова!»
Тема: «Радости и сложности общения» Домой: § 12 Творческие задания.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Институт национальной.
ОБЩЕНИЕ Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Общение в Сестринском Деле!. Содержание: Сущность общения Сущность общения Структура и уровни общения Структура и уровни общения Влияние различных факторов.
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
Общение Обще́ние процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Коммуникативная компетентность педагогов Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ 4.
Транксрипт:

НАВЫКАХ, КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ. П ОНЯТИЕ О КОММУНИКАТИВНЫХ Курс психиатрии

План o З НАЧИМОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. o К ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕЁ ФОРМИРУЮЩИЕ. o О БЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ. o К ОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ.

« Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой - либо товар в этом мире » Джон Рокфеллер

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Функции общения : Контактная Информационная Побудительная ( стимулирующая ) Координационная ( согласование действий ) Перцептивная ( адекватное восприятие, понимание друг друга ) Эмотивная Статусная ( осознание своего места в сообществе ) Преобразовательная ( изменение намерений, представлений, установок партнера )

ОБЩЕНИЕ Развивает речевую технику – « культуру речи » Служит основой познания друг друга и самосовершенствования Обеспечивает психологический комфорт личности Творит человека Развивает человека, дает возможность самореализации Обеспечивает взаимодействие людей ( т. е. изменение поведения и деятельности других людей ) Служит основой профессиональной деятельности Дает человеку одухотворение и радость Служит основой искусства любить людей

Виды общения Деловое общение Межличностное общение Инструментальное общение ( удовлетворение от самого общения ) Целевое общение Светское общение Манипулятивное общение Примитивное общение ( оценивают человека как нужный или мешающий объект ) Духовное общение Ритуальное общение ( дни рождения, встречи выпускников ) « Контакт масок »

Стили общения Авторитарный стиль общения - навязывание своей точки зрения, категоричное пресечение индивидуальности. Либеральный стиль общения – некоторое заискивание, « идти на поводу ». Демократический стиль общения позволяет участникам общения чувствовать себя личностью.

Позиции общения : Доброжелательная, принятие собеседника Нейтральная Враждебная, непринятие собеседника Доминирование Общение « на равных » Подчинение

Средствами общения выступают два вида коммуникаций : вербальная и невербальная Язык Интонация, эмоциональная выразительность речи Мимика, поза, взгляд Жесты Расстояние, на котором общаются собеседники. Человек усваивает сообщение через мимику и жесты на 55%, через интонацию – на 38%, через слова – лишь на 7%.

Общение как коммуникация Коммуникация ( в пер. с лат. означает « общее, разделяемое со всеми ») – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

В науке принято разделять людей на экстравертов и интровертов. С каждым типом необходим свой стиль общения. Экстраверты - люди, которые испытывают большую потребность в общении. Они коммуникабельны. Умеют радоваться своим успехам и успехам окружающих. Сами говорят много, откровенно, без двойного смысла. У таких людей множество контактов в различных социальных сферах. Часто они становятся лидерами в коллективе, в компании. Интроверты - люди, которым общаться иногда тяжело. Часто даже близкие не могут предположить, что они чувствуют. На контакт такие люди идут неохотно и обсуждают свое состояние только изредка, в большинстве случаев они переживают все в себе. Такое положение вещей не располагает к искренности, поэтому интроверты остаются без друзей, в одиночестве.

интеракция ОБЩЕНИЕ коммуникация перцепция

Коммуникация это обмен информацией между партнерами по общению и ее понимание ими. Перцепция это восприятие внешнего облика и поведения партнера по общению и анализ полученных данных, приводящих к взаимопониманию. Интеракция взаимодействие партнеров, направленное на организацию и осуществление совместной деятельности.

Имея свои конкретные задачи, все три составляющие служат одной общей цели созданию общности партнеров. В процессе общения недопустима абсолютизация какой - либо одной составляющей. Все они одновременно присутствуют и используются партнерами по общению. Лишь исходя из сиюминутных задач, партнеры делают акцент на тех или иных сторонах общения.

Этапы общения : Этап установления контакта, не следует вступать в контакт Когда собеседник занят теми или иными делами Обращаться со словами « Я », « Мне », лучше « Вы » Не наполнять контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием Этап ориентации, его задачи : Вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение Выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей Начать решение основной задачи общения Этап обсуждения проблемы и принятия решения Подчеркнуть единство позиций Умение слушать Умение убеждать

Формы межличностного общения : монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому пассивного исполнителя, диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом и беседа ученика с учителем, и т. д.

Главную роль в общении играет речь. В процессе « говорения » важно буквально все : как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т. д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы настоящее искусство. Важнейшая невербальная составляющая процесса общения умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Эффективная коммуникация Поддержание хорошего зрительного контакта Активное слушание Невербальные сигналы : Дружеская, открытая поза, расслабленные плечи, шея, лицевые мышцы. Не скрещивать руки, не держаться слишком прямо. Поддаться чуть вперед, демонстрируя внимание. Кивание головой, поощрение улыбкой. Избегать игры с ручкой, очками и т. д.

Эффективная коммуникация Понять отказ от лечения ; Корректное вовлечение родственников, в обсуждение существующих проблем ; Поддержка коллег в согласовании плана лечения ; Способность понять решение пациента ;

Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность определяется психологами как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми ( межличностный опыт ), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия.

Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний ( например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков : умения устанавливать контакт, слушать, « читать » невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

коммуникативная толерантность коммуникативная толерантность ( как один из аспектов коммуникативной компетентности ) терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры « врач больной » возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви.

аффилиация В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой - либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений.

аффилиация Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается термином « аффилиация » потребность человека быть в обществе других людей, стремление к « присоединению ». Внутренне ( психологически ) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения.

аффилиация Содержание таких взаимодействий заключается в общении со знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит удовлетворение, увлекает и обогащает.

эмоциональная стабильность Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача, это эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает избегать « психологических срывов », конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие, спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений.

эмпатия Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию является эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая « включенность » в мир переживаний больного. Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно - диагностического процесса, вселить веру в выздоровление.

сенситивиость к отвержению Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к отвержению. Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную « обратную связь », позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным.

рефлексия Под рефлексией понимается самопознание человеком собственного внутреннего мира. Оно осуществляется при помощи самопознания, раскрывающего внутреннее строение и специфику душевного и духовного мира человека. Процесс рефлексии необходим для личностного роста, совершенствования. Позитивная рефлексия позволяет выявить собственные достоинства и недостатки, увидеть пути развития наших достоинств, и минимизации или преодоления недостатков. В результате сохраняется и укрепляется позитивный образ собственной личности. При негативной рефлексии характеристики, трактуемые как недостатки, укрепляют низкую самооценку. Такой человек постоянно помнит о своих низких возможностях. Он излишне критичен к себе, пессимистичен в оценке своих возможностей. Итак, мы хорошо осознаем свои возможности, свое духовное и психическое состояние, то, какое впечатление производят на собеседников наша внешность, обстановка помещения, где проводится встреча.

В процедуре общения выделяют следующие этапы Потребность в общении ( необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения : человек представляет себе ( обычно бессознательно ), что именно скажет.

Бессознательно ( иногда сознательно ) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое - либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют " социальным интеллектом ", " практически - психологическим умом ", " коммуникативной компетентностью ", " коммуникабельностью ".

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ 1. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от внешнего вида. Поэтому любой из нас должен всегда иметь опрятный вид, быть стройным, подтянутым, с надлежащей выправкой. Следите за выражением лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным - это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми. 2. Решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые 4 минуты общения с ним. В этот промежуток времени активно работают все ваши органы чувств, с помощью которых мы создаём целостное представление о другом человеке. К исходу четвёртой минуты уже становится в общих чертах ясно - симпатичны люди друг другу или наоборот, расположены к взаимному общению или нет.

3. Начните беседу только с дружеского тона, поддерживайте положительную установку в общении. 4. Не забывайте о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Улыбка нужна не только другим, но и нам самим. Она повышает настроение, работоспособность. 5. Используйте метод утвердительных ответов. Не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с собеседником в мнениях. Стоит человеку сказать " нет ", как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.

6. Будьте хорошим слушателем. 7. Избегайте критиковать коллег и других людей ; пореже жалуйтесь ; 8. Избегайте излишних споров, особенно в присутствии большого количества людей. 9. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям, т. е. умение высказывать уважение к интересам других людей. 10. Прежде чем убеждать человека в чём - либо, постарайтесь понять его позицию. 11. Добиваясь чего - либо от человека, постарайтесь пробудить в нём желание сделать это. Всегда помните - никто не любит приказаний. Большинство людей внушаемо и легко поддаётся убеждению.

12. Уважайте мнение других людей. 13. Запоминайте и не путайте имена людей. 14. Помогайте людям чувствовать своё значение. Искренне цените и хвалите достоинства людей. 15. Давайте человеку возможность сохранить свою репутацию. 16. Помните о врагах общения - раздражительности и бестактности. 17. Помните следующее высказывание : « Хвалите при всех, критикуйте наедине ».

Плохая коммуникация. Причинами плохой коммуникации могут быть : стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем ; " предвзятые представления " – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (" Мы верим тому, чему хотим верить "). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное ; плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда ;

Плохая коммуникация отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя : с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий ; пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов ; ошибки в построении высказываний : неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.; неверный выбор стратегии и тактики общения

Коммуникативные барьеры Барьер непонимания может возникнуть из - за незнания отдельных слов или выражений ; Фонетический барьер – из - за невнятной речи ; Стилистический барьер – из - за несоответствия стиля речи и ситуации общения ; Логический – из - за непонятной или неправильной логики рассуждений ; Барьеры социально - культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия ; Барьеры отношений – связаны с неприязнью или недоверием к коммуникатору.

Факторы, препятствующие общению Факторы, препятствующие общению Окружающая обстановка – например, жаркая, душная комната, где к тому же включены радио или телевизор. Отвлекающие факторы – например, телефонные звонки, стуки в дверь. Непроверенные предположения Перегрузка – человек может воспринять только определенное количество информации. Чрезмерная концентрация на своих собственных мыслях ограничивает нашу способность воспринимать то, что говорит другой человек. Стереотипное отношение – это процесс разделения людей на категории ( по национальному признаку, религиозной, профессиональной принадлежности ) и присвоения определенных характеристик. Опыт – прошлый опыт человека может также помешать общению. Передача чувств – бессознательная передача чувств из прошлого клиента специалисту.

Наличие заранее заданных установок до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека Эффект « ореола », первоначальное отношение к одной частной стороне личности переносится на весь образ, если общее впечатление благоприятно, то положительные черты переоценивается Эффект « проецирования », свои собственные качества эмоциональные состояния приписываются другому человеку Эффект « первичности », первичная информация является существенной и способна влиять на последующее отношение Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей Отсутствие изменений в восприятии и оценке других людей Эффект « последней информации », последняя негативная информация может перечеркнуть все прежние мнения

Вывод: Только благодаря сотрудничеству с другими людьми человек обретает новые идеи. Без общения человек заболевает странной болезнью, которую можно обозначить как " сенсорный голод " - дефицит впечатлений, информации, эмоций. Происходит так потому, что человек испытывает потребность в общении так же, как в еде или движении.

« Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения ». Антуан Сент - Экзюпери