Научно-методический семинар по личностно ориентированной технологии «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методический центр Невского района. Выбор технологий обучения Технологии объяснительно- иллюстративные; Технологии объяснительно- иллюстративные;
Advertisements

Обзор личностно-ориентированных технологий Особенности личностно-ориентированного урока.
Проблемно- деятельностный подход в обучении и воспитании.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Технология обучения базису без отстающих. Еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Правила управления успехом на уроке Учитель математики и информатики Изминской средней общеобразовательной школы Г.М.Галиева МОУ Изминская средняя общеобразовательная.
1 Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности учащихся начальной школы Рудавина Светлана Евгеньевна.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Методическое объединение «Начальных классов» Тема: Применение групповых форм работы с обучающимися.
Транксрипт:

Научно-методический семинар по личностно ориентированной технологии «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская народная мудрость

Цель семинара - знакомство с сущностью личностно ориентированной технологии. Цель работы: организация личностно ориентированного развития учащихся, обновление содержания образования, выстраивание индивидуальных программ обучения учащихся. Задачи: выявление преимущества личностно – ориентированной технологии по сравнению с другими технологиями; определение системы действий учителя по подготовке к переходу на личностно ориентированное обучение; развитие методического навыка конструирования урока: построение уроков с учётом личностно ориентированной технологии.

Метод «Ассоциации» Л И Ч Н О С Т Ь - личный рост, … - индивидуальность, … - человечность, … - новаторство, … - образованность, … - саморазвитие, … - творчество, …

План семинара 1.Понятие личностно ориентированного обучения. 2.Реализация личностно ориентированного образования в начальной школе. 3.Роль психолого-педагогической диагностики в личностно ориентированном обучении. 4.Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. 5.Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. 6.Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития младшего школьника в условиях личностно ориентированного обучения. 7.Контролирующая и оценочная деятельность ученика 8.Реальный результат личностно ориентированного обучения

Памятка Использование на уроке проблемно творческих знаний Разработка системы знаний, позволяющих ученику выбрать тип и форму изучаемого материала. Создание положительно – эмоционального настроения на работу. Обсуждение с детьми в конце урока того, что понравилось (не понравилось т.е рефлексия урока), что нужно сделать по – другому. Стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию различных способов заданий. Разъяснение организации учебной работы дома. Применение дифференцированных домашних заданий, домашних контрольных работ.

Личностно-ориентированные технологии Технология ЛОРО Технология полного усвоения знаний Технология разноуровневого обучения Технология коллективного взаимообучения

Технология ЛОРО Цель- создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока, Содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика; Методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом: 1) мотивации деятельности; 2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовность к саморазвитию. Методической основой технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация процесса. Условия эффективности педагогической технологии: 1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя; 2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.

Технология полного усвоения знаний Авторы: Дж. Кэрролл, Б. Блум, М.В. Кларина Гипотеза: способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Теоретическое обоснование технологии: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Цели познавательной деятельности и результат обучения: знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвёл, узнал»; понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений) – «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой»; применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации); анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого – «вычленил части из целого»; синтез: ученик проявляет умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое»; оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения».

Технология разноуровневого обучения Авторы: Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова и др. Гипотеза: различие основной массы детей по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Теоретическое обоснование технологии: деление ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт); 2 – базовым, 3 – вариативном (творческом). Педагогические принципы технологии: всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; взаимное превосходство – если у кого-то что–то получается хуже. Чем у других, значит, что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать; неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Технология коллективного взаимообучения Авторы: Г.Ривина и его ученики. Теоретическое обоснование технологии: по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Методики А.Г.Ривина: организованный диалог; сочетательный диалог; коллективное взаимообучение; коллективный способ обучения (КСО); работа учащихся в парах сменного состава (Дьяченко В.К.) Формы работы Парную работу учащихся можно использовать в трёх видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е.включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Технология коллективного взаимообучения Основные преимущества КСО: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и результаты коллективного труда; отпадает необходимость в содержании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. Что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно. Обеспечивает более прочное усвоение.

Технология модульного обучения Авторы: П.Ю.Цявичене, В.В.Монахов Теоретическое обоснование технологии Особый тип модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований. Отличительные черты технологии является системность, структурированность, воспроизводимость, планируемая эффективность. Модуль – это логически завершённая часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчётно – графической работой). Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения: Позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно (или при ненавязчивой консультации учителя или с определённой дозой помощи) достигать конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Содержание обучения: модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика; дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знаний, но и на уровень его усвоения. Структура модуля представляет собой совокупность следующих объектов: «М» - модуль – это группа навыков, умений и знаний, которые учащиеся должны продемонстрировать; «Р» - результат действия (навыки, умения и знания, необходимые для выполнения программы курса); «КД» - критерий оценки деятельности – качество выполнения работы, которое должен продемонстрировать учащийся; «ОУ» - описание уровней – контекст, в котором должны быть проиллюстрированы результаты деятельности.

Технология модульного обучения Модуль обучения состоит из 3 частей: 1. Ввводная часть (ввод в модуль, в тему): выделение основного содержания материала диалогической части модуля. подача учебного материала целостно, «компактно» по «нарастающей». разбивка учебного материала для проработки с учебниками на 3 уровнях: сложный материал; средней степени сложности; низкой степени сложности. подготовка материала творческого характера для развития интереса к предмету и креативности (способности к творчеству); обеспечение диалогического общения на всех уроках данной части. 2. Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников через диалогическое общение); 3. Итоговая часть (контроль).

Принципы учебного процесса 1) признание приоритета личности перед коллективом; 2) создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной лич­ностью и научиться видеть и уважать личность в других; 3) ученический коллектив и педаго­ги должны выступать гарантами воз­можности реализации личностных ка­честв каждого; 4) признание того, что ученик обла­дает определенными правами, кото­рые священны для учителя; 5) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; 6) следование правилу «минимум отметок - максимум оценок; 7) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих; 8) переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»; 9) понимание учителем того, что чем меньше он говорит на уроке сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс; 10) признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать; 11) понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и ро­дителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

Роль психолого-педагогической диагностики в личностно ориентированном обучении. Результаты психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе Дата обследования __________________-Фамилия, имя ребенка ______________________ 1. Развитие учебных навыков. 1. Уровень подготовки по чтению: а) умение читать б) понимание прочитанного Уровень подготовки по математике: а) счет (прямой и обратный), счетные операции б) решение задач II. Развитие речи и мышлеиия. 3. Составление рассказа по серии картинок, понимание при­чинно-следственных связей Обобщение и классификация понятий 5. Владение логическими операциями сравнения Развитие речи: а) словарный запас и общая осведомленность (кругозор) б) звукопроизношение III. Эмоционально-волевая сфера. 7. Коммуникативные навыки: а) устойчивость интереса б) коммуникативные навыки, адекватность поведения 8. Уровень саморегуляции, произвольности: а) следование инструкции, произвольное внимание б) эмоциональная стабильность, напряженность в) графические навыки Общий балл:

Показатели урока в личностно ориентированном процессе. Организационные : Обучающие: Воспитывающие: Развивающие: Требования к деятельности обучающихся 1. Наличие интереса к уроку и изучаемой теме. 2. Активность познавательной деятельности, 3. Самостоятельность суждений, 4. Целеустремленность в познавательной деятельности, 5. Наличие и уровень развития навыков коллективной работы. 6. Умение правильно переживать успех и воспринимать похвалу. 7. Смыслотворчество, осознание отдельными учениками личностного смысла изучаемого материала. 8. Самооценка выполненной работы. Критерии достижения педагогическим процессом личностного уровня. 1. Представление учащимся возможности критически относиться к целостному содержанию изучаемых предметов. 2. Участие учеников в проектировании и организации образовательного процесса. 3. Использование учащимися права выбора сферы творчества в соответствии со способностями. 4. Наличие права учащегося определять смысл своих поступков и оценивать свои достижения. 5. Обеспечение учащимся востребования их личностных функций: Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения

1. Цели, задачи урока. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку 3. Организационная структура урока 4. Содержание урока 5. Методическое обеспечение урока 6. Поведение и деятельность учащихся на уроке 7. Характеристика деловых качеств учителя 8. Общие результаты урока Схема комплексного анализа урока

Обобщенный механизм технологии обучения I.Предварительно-подготовительный этап - целевые ориентации - концептуальные положения - классификационные параметры - особенности отбора содержания образования - организационные структуры учебного процесс II. Основной реализующий этап 1. Вводно-разъяснительная часть - знакомство со структурой, целями и задачами урока - знакомство с интегрированным (модульным) содержанием - знакомство с формой работы на уроке 2. Обучающе-развивающая часть - краткое объяснение интегрированного учебного материала - составление опорных схем с записью ключевых слов - активная форма освоения нового материала - индивидуальная, парная, групповая, коллективная, кооперативная, корпоративная, игровая или иные формы работы 3. Закрепительно-коррекционная часть - формы работы как продолжение освоения нового материала - активное участие самих учащихся - актуализация знаний 4. Контрольно-оценивающая часть - монитоинг уровня усвоения нового материала - анализ по технологическим карточкам - перевод оценивания на традиционную систему квалиметрии III. Заключительно-аналитический этап - рефлексия деятельности учителя с целью коррекции своих действий

1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. 2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха.. 3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. 4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, 5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности 6. Учитель должен любить детей и уметь это делать. 7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. 8. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. 10. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка. 11. Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков. 12. Учитель должен научиться включать учащихся в коллек­тивную познавательную деятельность. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

1. Знание индивидуальных и типологических особенностей учащихся; 2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности; 3. Осуществление оперативной обратной связи; 4. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным ученикам; 5. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале – каждого ученика). 6. Соблюдение педагогического такта. Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития школьника в условиях личностно ориентированного обучения

«Порфолио ученика»: 1. Карта знаний (представлена в виде рефлексивной таблицы). 2. Тетрадь личных открытий. З. Творческая тетрадь. 4. Тетрадь достижений. 5. Дневник «роста». (или листы мониторинга уровня усвоения умений, знаний, навыков). б. Дипломы, награды и т.л. Контролирующая и оценочная деятельность ученика

учебно-логические учебно-коммуникативные учебно-организационные учебно -управленческие учебно-информационные Критерии оценивания

1. Стартовые и итоговые тестово-диагностические работы, 2. Тестово-диагностические работы (ТДР). 3. Проверочные (ПР) и контрольные работы (КР) по ходу изучения темы. 4. Проверочные работы, которые контролируют уровень сформированности логического мышления, умения анализировать и обобщать полученные знания. Виды контроля

Реальный результат Становление и проявление индивидуальности учащихся Развитие творческих способностей школьников Формирование положительной «Я-концепции» личности учеников Выработка у детей индивидуального стиля познания и поведения Обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей Оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителей Организуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания Обеспечивается возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания Направленность на достижение успеха

1. Понятию «личностно ориентированная педагогика» в педагогической практике соответствует: а) развитие у учащихся основных психических процессов памяти, внимания, мышления; б) признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса; в) обучение как вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками; г) обучение и воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами. 2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит, по-вашему, под определение « педагогическая диагностика» ? а) только тестовый контроль; б) любая рефлексия учащихся, поддающаяся учету и анализу; в) только письменные работы учащихся. 3. Чем принципиально отличается проектирование учебного процесса по личностно ориентированной технологии от традиционного тематического и поурочного планирования? а) разработкой оснований проектирования конкретных учебных ситуаций; б) последовательностью действий учителя при планировании и организации учебного процесса. Блиц-турнир

1. Прочитайте цели семинара. 2. Считаете ли Вы, что цели семинара Вами достигнуты? З. Как бы Вы оценили результаты своей работы на семинаре? Оценку поставьте в графе « самооценка» : а) я все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов); б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла); в) для полного понимания мне нужно повторить тему (З балла); г) я ничего не понял (2 балла). Итог

Домашнее задание ОценкаРекомендации 4, 5Проведение уроков по личностно ориентированной технологии 3Изучите книгу ИС. Якиманской «Личностно ориентированное обучение в современной школе» и затем начните работать с использованием технологии личностно ориентированного обучения. 2Изучите книгу И.С. Якиманской «Личностно ориентированное обучение в современной школе», посетите уроки коллег и только потом пробуйте внедрять технологию личностно ориентированного обучения в практику.

«Всё в твоих руках». Большой для меня было важным и интересным... Указательный по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный моя оценка психологической атмосферы… Мизинец мне было недостаточно… Рефлексия