Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 с. Архиповского» Будённовского района Ставропольского края Работа учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
ГИА-9 по русскому языку в 2012 году Изменения Данилова О.В., главный специалист ГУ ЯО ЦОиККО.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Русский язык ГИА - 9. Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 Изменено количество заданий.
Изменения в КИМ ЕГЭ и ГИА по русскому языку 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
С ТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ. О СОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Задание С2 ГИА 1.
Приёмы работы с текстом Prezentacii.com. С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком … Ему к.
Итоговая аттестация в формате ГИА по русскому языку: задачи на
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 с. Архиповского» Будённовского района Ставропольского края Работа учителя русского языка и литературы Натальи Георгиевны Харлановой 2011

Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. 1.Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9. 2.Изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения (С1). 3.Изменен объем изложения и сочинения. 4.Изменено задание С Изменены системы оценивания заданий С1 и С2.1 и С2.2

В новом формате задание выглядит так: С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать слова лингвиста, расшифровать смысл высказывания, поделиться своими мыслями и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).

Труднее всего начинать…. В задании нам предложено: « Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова». Так и поступим… Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Наш следующий шаг – чёткая формулировка понятий, о которых идёт речь в задании. Когда мы говорим «словарь языка», мы имеем в виду лексику. Итак, первое понятие, которое мы должны определить, - ЛЕКСИКА.

Ле́ксика (от др.-греч. τ λεξικός «относящийся к слову», от λέξις «слово», «оборот речи») совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов.др.-греч.русского языка ( )

Или так: Лексика весь словарный запас языка.словарный запас И так: Лексика (от греч. lexikós относящийся к слову) - совокупность слов, словарный состав языка. ( )

Сформулируем понятие ГРАММАТИКА. В «Большом энциклопедическом словаре»: ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. (

В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С., Шведова Н): ГРАММАТИКА и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй. Академическая г. Учебная г. ( )

:

Основные понятия сформулированы. Теперь их надо оформить в сочинении. Когда мы говорим «Словарь языка», мы скорее всего подразумеваем лексику. Вспомним это понятие. Лексика - совокупность слов, словарный состав языка. Запас слов конкретного человека (лексикон) характеризует, насколько богата его речь. Изучая лексику, мы знакомимся и с лексическим значением слов, с синонимами, антонимами, омонимами, с другими понятиями лексики.

Грамматика изучает строй языка, его законы. В ней объединены словообразование, морфологиюяи синтаксис. Это очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова «грамма,» то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным.

Следующий шаг в работе над сочинением – необходимость привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Рассмотрим как это сделать ( к тексту иди по гиперссылке)гиперссылке)

СОВЕТ: Чтобы твои примеры были убедительными, работай с текстом внимательно. Перечитай его, анализируя ЛЕКСИКУ. Постарайся «увидеть» наиболее характерные приёмы автора помогающие ему создать определённые образы, настроение (это могут быть синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, устаревшие или новые слова, разговорная лексика и прочие явления лексики).

Проанализируй ГРАММАТИКУ. Помни, что в неё входят СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС. Может быть, твоё внимание привлекут уменьшительно- ласкательные суффиксы, обилие сложных слов. Возможно, что-то интересное есть с точки зрения употребления частей речи. Самым выигрышным будет наблюдение за особенностями синтаксиса: здесь автор может часто пользоваться ДИАЛОГОМ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, ОДНОРДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ Ии т. Д.

А. М. Горький, великий русский писатель, блестяще владел русским словом, русской речью. Это можно наблюдать и в отрывке из повести «Детство». Лексика писателя богата, удивительно разнообразна. Обратим внимание на синонимы. Вот какие синонимы употребляет автор, когда говорит о манере бабушки говорить: любуясь волжскими берегами, она говорила (предложение 9), диковинные истории рассказывала (предложение 15), а сказки сказывала (предложение 16).синонимы.

Особое внимание при анализе синтаксиса текста( а это, как мы знаем, часть грамматики) я обратил(а) на сравнительные обороты (предложения 6. 7, 25, 29). Эти сравнения помогают не только красиво, грамотно построить предложения, они помогают представить красоту природы, портрет бабушки.

И в конце сочинения обязательно сделаем вывод, напишем заключение. Мне кажется, расширение словарного запаса делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Не менее важно хорошо знать грамматику: грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.

Вот что у нас получилось Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Когда мы говорим «словарь языка», мы скорее всего подразумеваем лексику. Вспомним это понятие. Лексика - совокупность слов, словарный состав языка. Запас слов конкретного человека (лексикон)характеризует, насколько богата его речь. Изучая лексику, мы знакомимся и с лексическим значением слов, с синонимами, антонимами, омонимами, с другими понятиями лексики. Грамматика изучает строй языка, его законы. В ней объединены словообразование, морфологию и синтаксис. Это очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова грамма, то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным. А. М. Горький, великий русский писатель, блестяще владел русским словом, русской речью. Это можно наблюдать и в отрывке из повести «Детство». Лексика писателя богата, удивительно разнообразна. Обратим внимание на синонимы. Вот какие синонимы употребляет автор, когда говорит о манере бабушки говорить: любуясь волжскими берегами, она говорила (предложение 9), диковинные истории рассказывала (предложение 15), а сказки сказывала (предложение 16).синонимы. Особое внимание при анализе синтаксиса текста( а это, как мы знаем, часть грамматики) я обратил(а) на сравнительные обороты (предложения 6. 7, 25, 29). Эти сравнения помогают не только красиво, грамотно построить предложения, они помогают представить красоту природы, портрет бабушки. Мне кажется, расширение словарного запаса делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Не менее важно хорошо знать грамматику: грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.

Действуй по той же схеме 1.Сформулируй в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя. 2. Дай понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания. 3.Напиши, что ты думаешь о функциях данного языкового явления. 4.Приведи два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. 5.Сделай вывод.

Может быть, при написании сочинения на лингвистическую тему вам помогут высказывания великих людей, учёных- лингвистов о русском языке. Обратитесь к презентации «О русском языке». «О русском языке».

Интернет-источники _Russkiii_yazyk__Zanyatiya_shkol'nogo_kruzhka__5_klass.htmlhttp:// _Russkiii_yazyk__Zanyatiya_shkol'nogo_kruzhka__5_klass.html fl2holk6http:// 14fl2holk yazyikoznaniya/sostavnyie-chasti-grammatiki.htmlhttp:// yazyikoznaniya/sostavnyie-chasti-grammatiki.html

Рисунки jpghttp:// jpg ghttp://i007.radikal.ru/0806/06/ b5.jp g / _24_small.jpghttp://mirknig.com/uploads/posts/ / _24_small.jpg