Введение ФГОС. Основная образовательная программа Л.Н.Феденко, зам.директора ИСИО РАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
2011 Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Тема родительского собрания «Новые образовательные стандарты в начальной школе»
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г.,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования II поколения: проблемы и перспективы.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Транксрипт:

Введение ФГОС. Основная образовательная программа Л.Н.Феденко, зам.директора ИСИО РАО

Конституция Российской Федерации Статья Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Постановление Правительства РФ от г. N 142 « Постановление Правительства РФ от г. N 142 « Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Этапы разработки ФГОС годы Разработка концепций, методологических основ. Мониторинги потребностей Разработка концепций, методологических основ. Мониторинги потребностей Концепция и модели мониторинга потребности личности, общества и государства в общем образовании Концепция и модели мониторинга потребности личности, общества и государства в общем образовании Концепции, общие подходы к разработке компонентов ФГОС и сопровождающих документов Концепции, общие подходы к разработке компонентов ФГОС и сопровождающих документов 2006г. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

г.г г.г. Разработка ведущих компонентов ФГОС (по ступеням образования) Разработка ведущих компонентов ФГОС (по ступеням образования) Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Этапы разработки ФГОС Апробация, обсуждение, экспертиза

г.г г.г. Разработка нормативных и инструментально- методических документов Разработка нормативных и инструментально- методических документов Базисный учебный план Планируемые результаты Программы развития УУД Программы развития УУД Система оценки Примерные программы по учебным предметам Примерные программы по учебным предметам Программы воспитания Программы внеурочной деятельности Программы внеурочной деятельности Этапы разработки ФГОС Апробация, обсуждение, экспертиза

9 Разработчики проекта РоссийскаяАкадемия образования образования Российская академия наук Российскаяакадемиямедицинскихнаук МГУ АПКиППРО ИнститутразвитияобразованияТатарстана ФИРО ВШЭ

10 Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край Российская академия образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

1. ФГОС начального общего образования - утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) 2.ФГОС основного общего образования – 4 мая 2010 года Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования представлен в Минобрнауки РФ проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве –август 2010 года) Разработка и введение ФГОС по ступеням образования

Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации. «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования» «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования» 2-3 февраля 2010 г. Минобрнауки, РАО, ФИРО, ИСИО РАО. Г. Москва

Для обеспечения введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо: создать нормативную правовую базу введения и реализации ФГОС; создать нормативную правовую базу введения и реализации ФГОС; создать финансово-экономическое обеспечение введения и реализации ФГОС; создать финансово-экономическое обеспечение введения и реализации ФГОС; сформировать кадровый потенциал введения и реализации ФГОС; сформировать кадровый потенциал введения и реализации ФГОС; создать материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС; создать материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС; обеспечить информационное сопровождение введения и реализации ФГОС; обеспечить информационное сопровождение введения и реализации ФГОС; организационно обеспечить введение ФГОС. организационно обеспечить введение ФГОС.

Для введения ФГОС могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение. Такие координационные органы могут быть созданы: на федеральном уровне (федеральный совет по ФГОС, федеральный оператор введения ФГОС и др.); на федеральном уровне (федеральный совет по ФГОС, федеральный оператор введения ФГОС и др.); на уровне субъектов Российской Федерации (региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.); на уровне субъектов Российской Федерации (региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.); на местном уровне (муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр и др.). на местном уровне (муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр и др.).

Мероприятия по обеспечению введения ФГОС НОО Федеральный уровень Разработка примерной основной образовательной программы начального общего образования. Разработка примерной основной образовательной программы начального общего образования. Подготовка инструктивно-методического письма о порядке введения ФГОСНОО. Подготовка инструктивно-методического письма о порядке введения ФГОСНОО. Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС. Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС. Разработка Федеральных требования в части охраны и укрепления здоровья обучающихся. Разработка Федеральных требования в части охраны и укрепления здоровья обучающихся. Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования. Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования. Внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях Внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС. Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС. Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС. Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС. Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС Разработка Федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса Разработка Федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса февраль 2010 февраль 2010 март 2010 г. март 2010 г. апрель 2010 г. апрель 2010 г. декабрь 2010 г. декабрь 2010 г. сентябрь 2010 г. сентябрь 2010 г. январь-июнь 2011 г. январь-июнь 2011 г. Июнь 2010 г. Июнь 2010 г.

Институциональный уровень Создание нормативног о обеспечения введения ФГОС Создание нормативног о обеспечения введения ФГОС Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечении е и др.). Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечении е и др.). Разработка и утверждение плана- графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. Разработка и утверждение плана- графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечении е и др.). Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечении е и др.). Разработка и утверждение плана- графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. Разработка и утверждение плана- графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Создание кадрового обеспечени я введения ФГОС Создание кадрового обеспечени я введения ФГОС Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС. Разработка (корректировка) плана научно- методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования Разработка (корректировка) плана научно- методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения ( Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593.) Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения ( Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593.) Приказ 209 от 24 марта 2010 г. «О порядке аттестации аттестациипедагогическихРаботников государственных государственных и муниципальных образовательных учреждений». учреждений».

Создание финансово- экономическ ого обеспечения введения ФГОС Создание финансово- экономическ ого обеспечения введения ФГОС Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

Создание организаци онного обеспечени я введения ФГОС Создание организаци онного обеспечени я введения ФГОС Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования Привлечение органов государственно- общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования Привлечение органов государственно- общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования

Создание информаци онного обеспечени я введения ФГОС Создание информаци онного обеспечени я введения ФГОС Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых Стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых Стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения

Создание материально- технического обеспечения введения ФГОС Создание материально- технического обеспечения введения ФГОС Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса. (например, положений о культурно-досуговом центре, инфрмационно- библиотечном центре, физкультурно- оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.). Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса. (например, положений о культурно-досуговом центре, инфрмационно- библиотечном центре, физкультурно- оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.). Анализ материально-технических и учебно-материальных ресурсов на соответствие ФГОС, Анализ материально-технических и учебно-материальных ресурсов на соответствие ФГОС, Разработка совместно с учредителем планов-графиков модернизации материально-технической, учебно- материальной и информационной базы ОУ. Разработка совместно с учредителем планов-графиков модернизации материально-технической, учебно- материальной и информационной базы ОУ.

пример : Пакет локальных актов, регулирующих организационно-управленческие механизмы введения стандартов: Переработать: Переработать: Положение о приеме в ОУ; Положение о приеме в ОУ; Должностная инструкция учителя начальных классов; Должностная инструкция учителя начальных классов; Положение о внутришкольном контроле результатов деятельности ОУ; Положение о внутришкольном контроле результатов деятельности ОУ; Должностная инструкция психолога; Должностная инструкция психолога; Должностная инструкция классного руководителя Должностная инструкция классного руководителя Разработать: Разработать: Положение о Совете по введению ФГОС общего образования Положение о Совете по введению ФГОС общего образования Переработать: Переработать: Положение о приеме в ОУ; Положение о приеме в ОУ; Должностная инструкция учителя начальных классов; Должностная инструкция учителя начальных классов; Положение о внутришкольном контроле результатов деятельности ОУ; Положение о внутришкольном контроле результатов деятельности ОУ; Должностная инструкция психолога; Должностная инструкция психолога; Должностная инструкция классного руководителя Должностная инструкция классного руководителя Разработать: Разработать: Положение о Совете по введению ФГОС общего образования Положение о Совете по введению ФГОС общего образования

Пакет локальных актов, регулирующих финансово-экономические проблемы введения стандартов: Переработать: Переработать: Положение о порядке установления доплат и надбавок работникам ОУ, находящимся на бюджетном финансировании Положение о порядке установления доплат и надбавок работникам ОУ, находящимся на бюджетном финансировании Переработать: Переработать: Положение о порядке установления доплат и надбавок работникам ОУ, находящимся на бюджетном финансировании Положение о порядке установления доплат и надбавок работникам ОУ, находящимся на бюджетном финансировании

Пакет локальных актов, регулирующих методические проблемы введения стандартов: Переработать: Переработать: Положение о правах и обязанностях руководителей МО; Положение о правах и обязанностях руководителей МО; Разработать: Разработать: Положение о показателях эффективности деятельности МО начальной школы в соответствии с ФГОС Положение о показателях эффективности деятельности МО начальной школы в соответствии с ФГОС Переработать: Переработать: Положение о правах и обязанностях руководителей МО; Положение о правах и обязанностях руководителей МО; Разработать: Разработать: Положение о показателях эффективности деятельности МО начальной школы в соответствии с ФГОС Положение о показателях эффективности деятельности МО начальной школы в соответствии с ФГОС

Пакет локальных актов, регулирующих изменения в образовательном процессе в соответствии с ФГОС: Переработать: Переработать: Положение об итоговой аттестации учащихся 4-х классов; Положение об итоговой аттестации учащихся 4-х классов; Положение о промежуточных видах контроля качества знаний в начальной школе; Положение о промежуточных видах контроля качества знаний в начальной школе; Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов промежуточной и итоговой аттестации ОУ Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов промежуточной и итоговой аттестации ОУ Разработать: Разработать: Положение о внеурочной деятельности в ОУ; Положение о внеурочной деятельности в ОУ; Положение о рабочей программе Положение о рабочей программе Переработать: Переработать: Положение об итоговой аттестации учащихся 4-х классов; Положение об итоговой аттестации учащихся 4-х классов; Положение о промежуточных видах контроля качества знаний в начальной школе; Положение о промежуточных видах контроля качества знаний в начальной школе; Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов промежуточной и итоговой аттестации ОУ Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов промежуточной и итоговой аттестации ОУ Разработать: Разработать: Положение о внеурочной деятельности в ОУ; Положение о внеурочной деятельности в ОУ; Положение о рабочей программе Положение о рабочей программе

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС: разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; Разработан и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС, Разработан и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС, разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Система введения и реализации фгос Концепция духовно- нравственного воспитания Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы личности, семьи, общества и государства Запросы личности, семьи, общества и государства Фундаментальное ядро содержания образования Фундаментальное ядро содержания образования Требования к результатам, требования к структуре программ, требования к условиям Цели, ценности, задачи Цели, ценности, задачи БУП Система оценки Система оценки Примерные программы Примерные программы Образовательный процесс Примерная основная образовательная программа Основная образовательная программа ОУ Цели, ценности, задачи Цели, ценности, задачи Учебный план Учебный план Рабочие программы, модули, курсы Рабочие программы, модули, курсы Система оценки Система оценки

Ведущий документ ФГОС НОО – основная образовательная программа Ведущий документ ФГОС НОО – основная образовательная программа

Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательные программы: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)

От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Участие региона Уровень образовательного учреждения Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно

ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа Целевой компонент Основные средства реализации образовательного процесса Основная образовательная программа направлена на достижение планируемых результатов образования Нормативное и инструментально-технологическое сопровождение

Основная образовательная программа НОО: определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образованияопределяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования направлена на:направлена на: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Основная образовательная программа НОО: Программа деятельности ОУ по реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы базирующаяся на: системно-деятельностном подходе, как методологической основе; системно-деятельностном подходе, как методологической основе; определении научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра; определении научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра; трактовке воспитания как важнейшей составной части и личностного результата освоения программы; трактовке воспитания как важнейшей составной части и личностного результата освоения программы; инновационной системе организации образовательного процесса через новую структуру базисного учебного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. инновационной системе организации образовательного процесса через новую структуру базисного учебного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать : достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования каждым обучающимся, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования каждым обучающимся, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Содержание Примерной основной образовательной программы НОО РАЗДЕЛ 1Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования. общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка: отражает: отражает: особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса: конкретизирует цели реализации основной образовательной программы на основе согласованных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и других участников образовательного процесса конкретизирует цели реализации основной образовательной программы на основе согласованных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и других участников образовательного процесса уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы с учетом особенностей ОУ и на основе согласованных позиций участников образовательного процесса уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы с учетом особенностей ОУ и на основе согласованных позиций участников образовательного процесса

РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты - система обобщенных личностно-ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно- методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно- методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы

место и роль планируемых результатов Требования к личностным результатам Требования к предметным результатам Требования к метапредметным результатам Требования к Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированн ые цели образования. Требования к Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированн ые цели образования. цели образования (развитие личности как основная цель и смысл образования) цели образования (развитие личности как основная цель и смысл образования) Структура требований Структура требований к результатам планируемые результаты освоения основных образовательных программ «компетентности к обновлению компетенций».

Место и роль планируемых результатов Цели образования ФГОС: Требования к результатам (опреационализированные цели) Планируемые результаты (опреационализированные требования к результатам, критерии оценки ) Образовательный процесс Система оценки (регулирующая, ориентирующая на достижение планируемых Результатов)

В соответствии с системно-деятельностным подходом: содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи: содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи: - направленные на отработку теоретических моделей и понятий, - максимально, по возможности, приближенные к реальным жизненным ситуациям. - максимально, по возможности, приближенные к реальным жизненным ситуациям. система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения. особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения.

В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса дальнейшее уточнение и конкретизация передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, системы оценки деятельности обучающихся, учителей, ОУ является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, системы оценки деятельности обучающихся, учителей, ОУ

Планируемые результаты: начальная школа Планируемые результаты: начальная школа Планируемые результаты освоения сквозных программ: Программа формирования универсальных учебных действий Чтение и работа с информацией Планируемые результаты освоения учебных программ: Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура

РАЗДЕЛ 3 Базисный учебный план начального общего образования Базисный учебный план - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Не является нормативным документом Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части обязательной части части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В базисном учебном плане отражаются основные показатели : состав учебных предметов; состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности. направления внеурочной деятельности. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

Базисный учебный план внешний ограничитель, определяющий общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса; внешний ограничитель, определяющий общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса; основной механизм реализации основной образовательной программы. основной механизм реализации основной образовательной программы.

Обязательные предметные области Филология Филология Математика и информатика Математика и информатика Обществознание и Обществознание иестествознание(Окружающиймир) Основы духовно- Основы духовно-нравственнойкультуры народов России Искусство Искусство Технология Технология Физическая Физическаякультура Три варианта базисного учебного плана: вариант 1 - для ОУ, в которых обучение ведется на русском языке; вариант 2 - для ОУ, в которых обучение ведется на русском языке, но также изучается один из языков народов России; вариант 3 - для ОУ, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке,

В программе ОУ: Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки может быть использовано на: увеличение учебных часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; увеличение учебных часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, запросы участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные. введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, запросы участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные. В данную часть входит и внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность: формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей; формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей; Формы организации, отличны от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.). Формы организации, отличны от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.). Могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы. Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы. Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов программ должно сопровождаться тьюторской поддержкой. Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов программ должно сопровождаться тьюторской поддержкой.

Виды внеурочной деятельности: игровая; игровая; познавательная; познавательная; проблемно-ценностное общение; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. туристско-краеведческая деятельность.

Уровни воспитательных результатов: Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Методический конструктор внеурочной деятельности ВидВнеурочнойдеятельности Уровень результатов внеурочной деятельности Преимущественные формы деятельности, обеспечивающие достижение результата 1. Игровая 1. Приобретение школьником социальных знаний Ролевая игра 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Деловая игра 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально-моделирующая игра

Базисный учебный план Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Внеурочная деятельность по направлениям (10 ч/нед) спортивно-оздоровительная художественно-эстетическая научно-познавательная военно-патриотическая общественно-полезная проектная 4 варианта

Вопросы: вопрос 1.Каким образом будет определено финансирование часов на внеурочную деятельность (из каких бюджетов, ресурсов школы или как-то по-другому)? Ответ: Ответ: Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, в этом случае механизм финансирования ее реализации определяется ФЗ «Об образовании». ФЗ «Об образовании», ст К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: П. 6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.» Таким образом, финансирование часов на внеурочную деятельность относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вопрос 2 Согласно БУП на внеурочную деятельность определено 10 часов в каждом классе по 5 направлениям. Эти десять часов определены на один класс или на все классы параллели,например, на все первые классы, которые есть в школе? Ответ 2 Ответ 2 БУП не является нормативным документом, а имеет рекомендательный характер. При формировании программ введения ФГОС следует руководствоваться приказом Минобрнауки 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приложение к приказу, ст «Учебный план начального общего образования. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов». Здесь указаны 1350 часов за 4 года обучения для каждого ученика. Каждый обучающийся имеет право до 10 часов в неделю заниматься внеурочной деятельностью. ОУ самостоятельно решает, как распределять эти часы по годам обучения, как должны быть сформированы группы и т.д.

РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

уточняет характеристики и уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий В программе ОУ: Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Программа формирования УУД Личностные Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные Регулятивные управление своей деятельностью управление своей деятельностью контроль и коррекция контроль и коррекция инициативность и самостоятельность инициативность и самостоятельность Познавательные Познавательные работа с информацией работа с информацией работа с учебными моделями работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций выполнение логических операций сравнения, сравнения, анализа, анализа, обобщения, обобщения, классификации, классификации, установления аналогий установления аналогий подведения под понятие подведения под понятие Коммуникативные Коммуникативные речевая деятельность речевая деятельность навыки сотрудничества навыки сотрудничества

РАЗДЕЛ 5. Примерные программы учебных предметов, курсов программы обеспечивают: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы В программах представлены: не только содержание, но и виды учебной деятельности, не только содержание, но и виды учебной деятельности,

Формирование содержания образования ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования система ведущих идей, теорий, основных понятий и методов, относящихся к областям знаний, представленных в общем образовании Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства Обобщенные требования к результатам

В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса служат ориентиром для разработчиков соответствующих рабочих и авторских программ, служат ориентиром для разработчиков соответствующих рабочих и авторских программ, позволяют на их основе: позволяют на их основе: определять акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий, определять акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий, реализовывать этнокультурные традиции, реализовывать этнокультурные традиции, включать дополнительные доступные обучающимся технико-технологические приемы, виды работ на основе одного из предложенных содержательных вариантов тематического планирования или составления собственного. включать дополнительные доступные обучающимся технико-технологические приемы, виды работ на основе одного из предложенных содержательных вариантов тематического планирования или составления собственного. Примерные программы учебных предметов:

Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования (с видами деятельности) Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе Все предметы начальной школы, 2 части Примерные программы учебных предметов предметов

РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программыСтруктура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса интегрирует традиции и особенности воспитательной системы образовательного учреждения, «школьный уклад» интегрирует традиции и особенности воспитательной системы образовательного учреждения, «школьный уклад» формирует целостную образовательную среду, включающей урочную и внеурочную деятельность, учитывает историко- культурную, этническую региональную специфику формирует целостную образовательную среду, включающей урочную и внеурочную деятельность, учитывает историко- культурную, этническую региональную специфику

РАЗДЕЛ 7 Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни с учетом специфики ОУ

РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внешняя оценка: -аккредитация ОУ -аттестация кадров -мониторинги Внешняя оценка: -аккредитация ОУ -аттестация кадров -мониторинги Итоговая оценка достижений обучающихся: накопленная текущая оценка, оценка за итоговую работу ( стандартизированные письменные и устные работы), оценка за выполнение проекта Итоговая оценка достижений обучающихся: накопленная текущая оценка, оценка за итоговую работу ( стандартизированные письменные и устные работы), оценка за выполнение проекта Внутренняя оценка: администрация ОУ, учитель, ученик, родители, Внутренняя оценка: администрация ОУ, учитель, ученик, родители, Накопленная оценка (портфолио ) Накопленная оценка (портфолио ) Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

Ключевые особенности системы оценки в отличие от стандартов первого поколения: переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех участников образовательного процесса. переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех участников образовательного процесса. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается Реализуется

Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации Результаты, не подлежащие аттестации научные знания и представлени я о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах; умения учебно-познавательной,исследовательской,практическойдеятельности;обобщенныеспособыдеятельности; коммуникативны е иинформационныеумения; умение оцениватьобъектыокружающейдействительностисопределенныхпозиций; способнос ть кконтролю исамоконтролю; способнос ть ктворческому решениюучебных ипрактических задач. ценностные ориентации выпускника характери стика социальны х чувств; индивидуал ьные психологичес кие характеристи ки личности

Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга, методов и форм оценки предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга, методов и форм оценки обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса

Оценка достижения планируемых результатов: начальная школа Оценка достижения планируемых результатов: начальная школа ЧАСТЬ 1 Особенности системы оценки достижения планируемых результатов Измерительные материалы для итоговой оценки Общие подходы Русский язык Математика Итоговые комплексные работы на межпредметной основе Литературное чтение Технология Физическая культура ЧАСТЬ 2 Иностранный язык (английский) Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка ЧАСТЬ 3

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Контакты: Координатор проекта Любовь Николаевна Феденко l Координатор проекта Любовь Николаевна Феденко l l 8-(499) (499) Обсуждение документов на сайтах: Обсуждение документов на сайтах: Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Координатор проекта Любовь Николаевна Феденко l Координатор проекта Любовь Николаевна Феденко l l 8-(499) (499) Обсуждение документов на сайтах: Обсуждение документов на сайтах: Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!