Прикладное искусство карел.. Все, что нужно для быта, изготавливалось в семье, в своей деревне. В Карелии всегда было много мастеров, находивших через.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Advertisements

Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Цели и задачи проекта: Изучение традиций народного творчества. Сохранение художественного наследия карельского народа, важной составной части его культуры.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Роль народных промыслов в жизни народов мари и Уэльса. Выполнила ученица 10 класса Казакова Мария.
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента.
Подготовила Тетерятникова Марина Владимировна Учитель технологии МОУ-СОШ 33 Советского района г. Тулы.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными.
Городецкая роспись. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная.
Из истории русской вышивки ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА учителем технологии шк. 33 г. Новороссийска Сыроежко Лидией Васильевной.
Из истории развития декоративно – прикладного искусства. Один из самых распространенных видов народного искусства. Аппликацию выполняли из кожи, меха,
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора,
Декоративно-прикладное искусство Городецкая роспись Алексеева Елена Владимировна.
Транксрипт:

Прикладное искусство карел.

Все, что нужно для быта, изготавливалось в семье, в своей деревне. В Карелии всегда было много мастеров, находивших через особенности северной природы и образа жизни своеобразный подход к бытовым вещам, основанный на лаконичности формы, сочности деталей, соразмерности орнамента. Это распространяется на различное хозяйственное оборудование, транспорт, орудия труда, посуду, изделия из бересты. Грабли, лопаты, рубели, трепала для льна, совки для сбора ягод, прялки, ткацкие станки отличались продуманной, учитывающей свойства материала и характер нагрузок, конструкцией. Они были легки, удобны в работе, пользовании, часто украшались резьбой или росписью. Так же внимательно, с любовью и выдумкой мастер подходил к изготовлению лыж, телег, саней, дуг и прочих предметов конской упряжи.

В XII -XIII веках складываются традиции карельского костюма. Для его изготовления в основном использовались льняные нити; иногда добавляли конопляную и шерстяную нить. Ткани изготавливали на примитивных ткацких станках. Ткани в клетку, полоску (преобладали голубые, серые, сиреневые тона) использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов. Крой был простым. Из льна делали нательные рубахи; из шерсти – юбки, передники, накидки, головные платки, покрывала. Цветовая гамма костюма была довольно скупой: различные оттенки серого в сочетании с коричневым; реже использовался синий цвет. Богаче могли выглядеть женские шейные украшения, отделанные тесьмой, серебряными или позолоченными бляшками, а также головные уборы с серебряной, золотой нитью или шитьем.

Древнекарельские женские костюмы Реконструкция С.И. Кочкуркиной и Ю.Н. Гурковой

Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Тканые вещи, например, шерстяные одеяла отличались разнообразием расцветки и геометрических рисунков. Лоскутные одеяла радовали глаз удивительной согласованностью орнамента и цвета. Даже простейший, преимущественно линейный рисунок половиков не выглядел скучным. Для северных и прилегающих к ним районов Карелии характерно полихромное узорное вязание из шерсти (чулки, носки, перчатки, рукавицы).

Посуда В быту чаще всего использовались различные типы емкостей из дерева – ушаты, чаны, лоханки, подойники, шайки, кадушки и др. Кухонная деревянная посуда также отличается своеобразным рационализмом формы. Такую посуду выдалбливали или резали из сосны, ели, липы, березы; нередко использовали капы наросты. Различные чаши и чашки, миски, кружки внешне просты, но они настолько выразительны, что даже не нуждаются в орнаментальном оформлении или же оно сведено к минимуму.

Нередко в форме сосудов прослеживаются очертания плода или чашечки цветка, водоплавающей птицы, иногда – ладьи. Это особенно относится к таким изделиям, как различного размера ковши, ендовы, ложки, половники, совки, солонки, блюда и другие изделия. Берестяные сосуды (туеса, корзины, кошели, солонки и пр.) относятся к числу древнейших форм; они составляют значительную часть домашней утвари и использовались как емкости для переноски и хранения различных вещей и продуктов. Иногда мастер украшал свои изделия тисненым орнаментом, наклеивал зубчатые пояски.

Прялки Прялки обычно служили подарком дочери, жене, невесте, их брали с собой на посиделки, в гости. Они вырезались из части дерева, имевшей естественный изгиб; ее лопасть делалась стройной, тонкой. Крупные элементы дополнялись трехгранно-выемчатой резьбой, которая выполнялось сочно и непринужденно. Не исключались (в Поморье) и прялки с ажурной резьбой. Нередко в прялке совмещались и резьба и роспись. В районах, граничащих с русскими областями, росписи носили более свободный характер; например, в росписях Поморья больше изобразительных элементов, для произведений пудожских мастеров характерны оттенки коричневых фонов, преобладают мягкие созвучия красок.

Изображения бутонов, цветов, винограда, цветущих садов с множеством птиц писались в общем светлом, лирическом ключе. Роспись велась широкими мазками ярких красочных пятен, которые объединялись белильными мазками, а также черными или цветными «приписками», деталями. Из старообрядческих мастерских ведут свое начало шкафчики с аллегорическими картинками, среди которых наибольшую популярность получило изображение птицы Сирин – сказочной птицы с женской головой.

Вышивка. Многоцветная вышивка вообще характерна для народов прибалтийско-финской группы, районов Европейского Севера. Она применялись для украшения одежды и головных уборов (сорок, кокошников), а также полотенец, подзоров к кроватям. К числу древнейших относится композиция из двухголовой птицы (или коня), напоминающей древнюю ладью. На ее спине утверждалось либо человекоподобная фигура, либо дерево. Позднее добавились стилизированные изображения женщин, коней, мотивы цветов, деревьев, побегов, птиц. Например, дерево могло изображаться как ствол с поднятыми человеческими руками, как ромбы и треугольники с отходящими от них ветвями.

Вышивка была формой творчества, которым занимались с малых лет девочки, готовившие себе приданное, и все женщины семьи. Вышивальщицы настолько тонко варьировали простые мотивы, что крайне трудно найти полностью одинаковые композиции. Геометрические узоры состояли из различных ромбов, крестов и некоторых других фигур. Постепенно узор укрупняется, усложняется (четырех- и восьмиконечные звезды, ромбы, прямые и косые кресты и т. д.). Сюжеты с женскими фигурами трактовались условно, они чаще встречались в районах, контактирующих с русским населением. При этом все мотивы отличались радостным характером, очарованием безыскусности и подлинной архаичности.

Обработка металлов Еще в 6 в. вепсы изготавливали из бронзы простейшие украшения, ножи, топоры-кельты, а в 9 – 12 вв. довольно сложные украшения в скандинавской традиции. Броши из литого серебра диаметром 2,9-8,5 см украшались чернением, гравировкой. Использовались мотивы процветшего креста, виноградной лозы, побегов с листьями, розетки, древа жизни, изображались львы. Все это свидетельствует как о русских, так и о западных, влияниях на искусство местных мастеров.

Предметы украшений века. Остатки могильников древнекарельских поселений Приладожья.

В средневековье и позднее в деревнях Карелии использовалась горячая и холодная ковка железа, литье меди, олова, резьба и чеканка металла. С большой изобретательностью кузнецы выделывали самые различные вещи: ковши, подойники, светцы; оковывали сундуки; делали детали для телег, саней, орудия труда. И здесь мастера становились художниками, когда они осмысливали выразительные свойства материала и технологии, находили точные формы, пропорции – и не утрачивали при этом прочности, конструктивности вещи. Некоторые семьи изготовляли серебряные, позолоченные серьги с жемчужными вставками, кресты, пуговицы, кольца. Крестьянский мастер – свободный, разносторонний человек со вкусом, воспитанным строгой природой, прекрасной традицией. Кузнец нередко совмещал профессии ювелира, литейщика, жестянщика, столяра, плотника, иконописца и маляра. В каждом из этих жанров народный талант проявлялся в полной мере.