Лариса Паутова, Фонд «Общественное мнение». Общероссийский опрос молодежи 16–25 лет: 1500 человек + 18 фокус-групп. Опрос студентов ведущих вузов: 1500.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поколение Y: цели, мечты, практика Поколение Y: цели, мечты, практика.
Advertisements

Самые простые и эффективные Автор Лариса Паутова, директор проекта
Одаренность: обыденные и экспертные оценки Одаренность: обыденные и экспертные оценки.
Молодые «Люди XXI» общие черты локомотивной группы и региональная специфика Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова д.соц.н., директор проекта «Новое поколение»
Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова доктор социологических наук директор проекта ФОМ-ТЕРРИ Женщины-предприниматели? Социологи утверждают, что…
Ценности молодежи Шлепнева Татьяна Студентка 3 курса факультета менеджмента, кафедры Государственного и Муниципального управления НИУ ВШЭ в Спб
Локомотивная группа «Люди-21»: настроения до, во время и после протестов гг. Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова ФОМ 1 III международная.
Взгляд молодежи на образование и профессию Федоренко И.Н. кандидат социологических наук директор Департамента довузовской подготовки СПбГУП.
Восприятие налоговых органов Проект «Человек и деньги»
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Результаты социологического опроса, проведенного в целях изучения общественного мнения о ФЦП «Электронная Россия» НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
С ОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА : Ф ОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЫПОЛНИЛА : СТУДЕНТКА ГРУППЫ СР – 22 М АМЕДОВА Е КАТЕРИНА.
Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова директор проекта ФОМ-ТЕРРИ Инновационный потенциал Ростовской области: взгляд социолога из Москвы.
Комитет общественных связей города Москвы ГУ г. Москвы «Дом общественных организаций» Московский городской ресурсный центр 2011 год.
Чего не хватает в Днепропетровске для отдыха (глазами днепропетровцев)* Работа и отдых – это две стороны одной медали. От того, насколько хорошо и полезно.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Ценностные ориентации российской молодежи: идеологические.
Поколение непохожих Фонд социальных и маркетинговых исследований (г. Калининград) Фонд Общественное Мнение Фонд поддержки кадрового резерва «Государственный.
Социальный портрет современного частного инвестора Компания Begin Group Москва 2007.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Транксрипт:

Лариса Паутова, Фонд «Общественное мнение»

Общероссийский опрос молодежи 16–25 лет: 1500 человек + 18 фокус-групп. Опрос студентов ведущих вузов: 1500 человек + 12 онлайн-групп. Опрос активистов молодежных движений: 2254 человек + 15 онлайн-групп. Время проведения исследований – февраль – март 2008 г. Проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением президента РФ 367–РП от 30 июня 2007 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества Источник данных Фонд «Общественное мнение»

Его называют: поколение Y поколение Интернета поколение Google поколение геймеров поколение Nintendo поколение myPod путинское поколение Поколение 16–25-летних (1983–1992 г.р.) Фонд «Общественное мнение»

«Они другие». Какие другие? Фонд «Общественное мнение»

Сравнение с предыдущим поколением Поколение 90-х (~1972–1980 г. р.) Фонд «Общественное мнение»

Поколение кризиса, поколение X, поколение Духless Их юность – это: экономический кризис, нестабильность, «лихие 90-е»; «ценностный вакуум». Фонд «Общественное мнение»

Поколение 90-х: какое оно? «Революция притязаний» – резкий рост амбиций: властных, должностных притязаний; материальных притязаний; притязаний престижа. Социологи утверждали, что черты этого поколения: вещизм; гедонизм; пофигизм; карьеризм. Фонд «Общественное мнение»

Сдерживающие ограничители сорваны. Возможность перепрыгнуть «через ступеньку» неупорядоченность правил игры. Иллюзий нет. Но всё же есть ожидание везения, случая, удачи. Поколение 90-х: «хотим всё и сразу» Фонд «Общественное мнение»

Новое поколение В 1991 году самым старшим из них 8 лет. В 1998 году – 15 лет. Поколение (относительной) стабильности. Иные условия: упорядочение правил игры; относительное преодоление ценностного вакуума; снижение ощущения неопределенности. Фонд «Общественное мнение»

«В них нет ничего советского»* Фонд «Общественное мнение» Хотя новое поколение легко поддается моде на советское. *А.А. Ослон

«Контрреволюция притязаний» Фонд «Общественное мнение» Открытый вопрос о жизненных целях. Сравнение с результатами опроса ФОМ 2002 года, данными других центров. Снижение и переориентация притязаний молодых: – более выраженное стремление к хорошей работе, карьере, образованию; – чаще выражаемое желание создать семью и воспитать детей; – менее выраженный акцент на материальных ценностях.

Прагматизм, но иной Фонд «Общественное мнение» Очевидны изменения в трактовке понятий «желаемое» и «престижное»: если в 90-е годы они связывались с высоким доходом, то сегодня – с профессионализмом и / или карьерным ростом. Сильная ориентация на получение образования, профессии и хорошей работы. Деньги как бонус.

Ориентация на карьеру Опрос молодежи 16–25 лет Фонд «Общественное мнение» Цифры: карьера

Цифры: успех Фонд «Общественное мнение» Большинство участников опроса (92%) заявляют, что они стремятся к успеху. Успех для них – это: счастье в личной жизни, благополучие семьи, детей (32%); хорошая, высокооплачиваемая, интересная, любимая работа (26%); реализация своих планов, достижение своих целей (26%); «безбедная жизнь» (13%).

Должностные притязания поколения 90-х Фонд «Общественное мнение» По данным социологов*, с 1985 по 1995 годы должностные притязания резко повысились: «Значительно выросла доля респондентов, желающих занять такие наиболее высокие позиции в должностной иерархии, как руководитель предприятия и руководитель более высоких звеньев управления (примерно с 30 до 58%)». После 2001 года социологи фиксируют прекращение роста должностных притязаний. *В.И. Магун

Должностные притязания сегодняшних молодых людей снизились по сравнению с притязаниями молодежи 90-х гг. Только треть респондентов заявили о желании занять две наиболее высокие позиции в должностной иерархии – руководитель предприятия и руководитель более высоких звеньев управления (32%). Фонд «Общественное мнение» Должностные притязания нового поколения

Ценности: семейные карьеристы Семья (48%) Брак по любви (45%) Дружба (42%) Деньги (38%) Любовь (28%) Карьера (27%) Успех (26%) Фонд «Общественное мнение» Профессионализм (19%)

Еще одна черта: стремление к самореализации Активная часть поколения говорит о стремлении к самореализации (15%). Среди студентов ведущих вузов таковых 28%. Еще 19% заявляют о важности саморазвития. Фонд «Общественное мнение»

«Они разные». Какие разные? Фонд «Общественное мнение»

Что определяет различия в целях и притязаниях? Семья Чем выше статусно- образовательный и материальный уровень семьи, тем сильнее проявляются: установка на получение высшего образования; установка на карьеру; установка на достижение позиции руководителя компании; готовность рисковать и идти на жертвы ради цели. Фонд «Общественное мнение»

Место жительства Жители сел демонстрируют более низкие образовательные, карьерные и должностные притязания по сравнению с жителями городов, особенно мегаполисов и Москвы. Фонд «Общественное мнение»

Возраст Карьерные и должностные притязания у представителей возрастной категории 16–17 лет более высоки, чем у молодежи 24–25 лет. Фонд «Общественное мнение»

Типология поколения Фонд «Общественное мнение» Типы выявлены на основе ответов на вопросы: об образовательных планах; о карьерных планах; о предпочтительной сфере занятости. Метод: интегральная типизация.* *Углубленный анализ данных – ведущий аналитик ФОМ Ефим Галицкий.

Тип 1. «Чиновники» – 16% Фонд «Общественное мнение» Цель – высшее образование и карьера. Ориентируются на работу в органах муниципальной и государственной власти. Среди них больше женщин, респондентов 21–23 лет. Чаще являются выходцами из высокоресурсных семей.

Характерные черты Ориентируются на продвижение по службе, престижную работу. Социально активны, политизированы. Значительно чаще других мечтают занять самые высокие должности. Готовы отказывать себе в отдыхе и развлечениях ради достижения целей, готовы рисковать. Трудоголики. Инициативны. Скорее консерваторы, нежели инноваторы. Фонд «Общественное мнение»

Досуг Фонд «Общественное мнение» «Чиновники» чаще, чем молодежь других типов, проявляют интерес к музыке и пению. Среди наиболее часто посещаемых «чиновниками» мест можно отметить: библиотеки; театры и концертные залы; кинотеатр; парки; стадионы; боулинг, бильярд.

Практики Фонд «Общественное мнение» «Чиновники» чаще других молодых людей водят автомобиль. Поскольку среди представителей этого типа больше девушек, они чаще других пользуются услугами косметических салонов.

Тип 2. «Предприниматели» – 19% Фонд «Общественное мнение» Цель – высшее образование и карьера. Ориентируются на индивидуальное частное предпринимательство. Несколько моложе остальных респондентов. Чаще являются выходцами из высокоресурсных семей.

Характерные черты Фонд «Общественное мнение» Ориентированы на высокие должности. Стремятся к самореализации. Готовы жертвовать многим. Слабо политизированы, но потенциально готовы к политической активности. Мобильны, инициативны. Склонны к индивидуализму, уверены в себе. Скорее инноваторы, нежели консерваторы.

Досуг Фонд «Общественное мнение» Они чаще, чем участники опроса в среднем, посещают следующие места отдыха: кафе, ресторан; зал для бильярда, боулинга; баня, сауна; спортивный клуб, спортсекции, бассейн; танцы, дискотеки; ночные клубы; музеи, выставки, экскурсии; кружки, клубы по интересам, курсы. Среди своих увлечениях «предприниматели» чаще прочих называют спорт и туризм.

Практики Фонд «Общественное мнение» «Предприниматели» в большей степени, нежели молодежь в среднем, освоили такие современные практики, как: вождение автомобиля; работа за компьютером; пользование Интернетом, ведение переписки по электронной почте; пользование услугами косметических салонов; получение дополнительного образования, повышение квалификации.

Тип 3. «Клерки» – 20% Фонд «Общественное мнение» Цель – высшее образование и карьера. Ориентируются на работу в коммерческой организации. Чаще, чем в среднем, это молодые люди 18–20 лет. Семьи, в которых воспитывались эти молодые люди, могут быть отнесены скорее к «среднему слою».

Характерные черты Фонд «Общественное мнение» Должностные притязания умеренные. Занимают среднюю позицию между консерваторами- «чиновниками» и инноваторами- «предпринимателями». Среди них инициативных людей меньше, чем среди «чиновников» и «предпринимателей». Чаще молодежи других типов декларируют желание добиться материального благополучия. Скорее аполитичны.

Досуг Фонд «Общественное мнение» Специфичных увлечений у «клерков» нет. «Клерки» чаще, чем молодые люди других типов, проводят время: в кафе или ресторане; в ночном клубе; в интернет-кафе.

Практики Фонд «Общественное мнение» От среднестатического молодого человека их отличает: более активное пользование Интернетом, ведение переписки по электронной почте; работа за компьютером.

Тип 4. «Бюджетники» – 13% Фонд «Общественное мнение» Цель – высшее образование. Ориентируются на работу в бюджетной сфере. Говоря о работе своей мечты, чаще других упоминают такие профессии, как врач, медик, учитель, преподаватель, научный работник. Среди «бюджетников» заметно больше женщин (64% против 36% мужчин), жителей села. Выходят из семей самого разного типа.

Характерные черты Фонд «Общественное мнение» Ориентируются на интересную работу. Амбиции ниже, чем у предыдущих типов. Демонстрируют умеренную готовность рисковать. Бóльшие трудоголики, нежели все остальные типы молодых людей. Инициативность ниже, чем в среднем по опросу. Консерваторы, чаще предпочитают быть похожими на остальных. Аполитичны, но социально отзывчивы. Чаще других декларируют ценности семьи.

Досуг Фонд «Общественное мнение» Молодые люди этой категории предпочитают занятия, вполне соответствующие образу сотрудника бюджетной организации: чтение; музыка и пение. Они чаще других посещают библиотеку; дом культуры, клуб. Тип достаточно противоречив: сочетает черты и традиционной советской достижительной культуры, и новые качества.

Практики Фонд «Общественное мнение» Специфичных практик у «бюджетников» нет.

Тип 5. «Пролетарии» – 17% Фонд «Общественное мнение» Не ставят цель получить высшее образование. Не ориентируются на профессиональный рост. Группа преимущественно мужская (65% мужчин против 35% женщин). Среди молодых людей этого типа больше, чем в целом по выборке, жителей села, молодых людей 24–25 лет. Как правило, представители этого типа выросли в низкоресурсных семьях.

Характерные черты Фонд «Общественное мнение» Работа должна быть хорошо оплачиваемой, начальник должен быть хорошим, работа должна быть близко от дома. Меньше всего рассчитывают получить работу во власти. Готовность идти на риски – самая низкая. Чаще всех заявляют, что не стремятся к успеху. Меркантильны, чаще всех выбирают в качестве наиболее важного в жизни понятия «деньги». Наименее инициативны. Не любят выделяться из толпы, консерваторы. Не откладывают рождение детей.

Досуг Фонд «Общественное мнение» Представители данной группы чаще всех говорят о том, что у них нет никаких увлечений. Среди их специфических увлечений можно назвать только рыбалку и охоту. Реже всех посещают библиотеку, боулинг и бильярд, интернет-кафе, кафе и ресторан, кинотеатр, кружки и курсы, спортивные клубы, танцы и дискотеки, ночные клубы, парки, театры и концертные залы.

Практики Фонд «Общественное мнение» Из современных практик они больше других типов освоили только покупку товаров в кредит.

Фонд «Общественное мнение» Интересы: карьера и политика

Фонд «Общественное мнение» Ценности: деньги и карьера

Фонд «Общественное мнение» Инновационность

Фонд «Общественное мнение» Черненко Е., Рыклина В. Generation ПУ // Newsweek Филина О. За Родину! За секс! // Огонек Савицкая Н. Школьников усадили за «живую книгу» // Независимая газета мая. Публикации о проекте

Фонд «Общественное мнение» Лариса Паутова Доктор социологических наук Директор проекта «Поколение-XXI» Фонд «Общественное мнение» тел. (495) доб. 2221