«Разработка рабочей программы учебного курса» Исхакова Наталья Игоревна, методист ГОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский Ресурсный центр» Государственное образовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О составлении рабочих программ. Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы. Структура рабочей программы.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
1 ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ Морозова Елена Владимировна
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Структура рабочей учебной программы по предмету. Титульный лист Требования : __________________________________ ( наименование образовательного учреждения.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы Структура рабочей программы учебного предмета определяется.
Разработка учебных программ по предмету. Программа учебного предмета Программа учебного предмета Примерная программа составлена на основе Фундаментального.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Транксрипт:

«Разработка рабочей программы учебного курса» Исхакова Наталья Игоревна, методист ГОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский Ресурсный центр» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации «Нефтегорский Ресурсный центр » 1

Программа - целостное, краткое изложение содержания какой – либо деятельности; нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. Учебная программа – дидактическая модель учебного курса, в которой определено содержание образования и способы организации его усвоения обучающимися; средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета, руководящий документ для учебного процесса; документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание обучения, объем учебной информации, содержание и объем знаний, умений, навыков, содержание тем и разделов по годам обучения; учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или её раздела, части. 2

Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. Рабочая программа – документ, созданный учителем дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении 3

Рабочая программа В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» в компетенцию ОУ входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин Разработка рабочей учебной программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами. 4

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются: Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 5

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать примерные программы на основе материала: сравнить содержание примерных программ и содержание Государственных образовательных стандартов, посмотреть, все ли дидактические единицы включены в содержание Примерных программ (следует помнить, что выполнение ГОСТов обязательно!); 6

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ГОСТов; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре 7

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом : особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения; статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида); образовательных потребностей и запросов обучающихся; особенностей контингента обучающихся; авторского замысла педагога. 8

В рабочей программе отражены, прежде всего, целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения. Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине: а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); г) изменения логики освоения содержания материала; д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету. 9

Функции рабочей программы: Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 10

Виды рабочих программ: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий; Программы внеурочной деятельности. 11

Структура рабочей программы учебного предмета: Структура рабочей программы учителя может быть следующей: Титульный лист Пояснительная записка Содержание учебного предмета Календарно - тематический план или тематическое и поурочное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий Требования к уровню подготовки обучающихся Описание учебно-методического комплекта Контроль уровня обученности. 12

Титульный лист: Титульный лист – «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя: наименование ОУ название предмета класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения) год составления программы гриф рассмотрения, принятия программы школьным или методическим объединением гриф согласования программы с руководителем ОУ. сведения о составителе программы с указанием должности следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа 13

Титульный лист рабочей программы (вариант): Муниципальное общеобразовательное учреждение ____________________________________________ (наименование ОУ) Утверждаю: Директор МОУ____________ « »________________20_г. Рабочая программа по ____________________________________ для _____________________класс__ (уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения) Учитель________________________________ Квалификационная категория______________ Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по _____________для общеобразовательных школ (далее указать точное название программы и её выходные данные) Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол от «____»____________20_ ________________ Руководитель __________________________( __________________________) подпись расшифровка 20___год 14

Пояснительная записка: Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы: кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников; дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения. 15

Пояснительная записка: В пояснительной записке следует отразить: нормативную базу преподавания данного учебного предмета место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования цели и задачи реализации учебного предмета роль предмета в формировании ключевых компетенций в чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивид. рабочей программы межпредметные связи изучения предмета особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе формы контроля, используемые учителем При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее: какой раздел дополнен новыми темами почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему перераспределено количество часов внутри раздела, темы изменена последовательность изучения учебного материала. 16

Нормативная база преподавания предмета: Рабочая программа по ________________ составлена на основании следующих нормативно - правовых документов : 1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по _________, утвержденного приказом Минобразования России от г Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7) 3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от г. 55-од) 4. Учебного плана МОУ_______________на 20_20_учебный год. 5. Примерной (авторской) программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего ( полного) общего образования) по _ 17

Содержание учебного предмета: Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта. Порядок записи может быть таким: следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение; сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы); прописать виды практических работ (для каждого предмета – свои) основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе. 18

Учебно-тематический план : Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. (При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать) )19

Календарно-тематический план: п/пНаименова ние разделов и тем Всег о часо в Из нихпарагра ф сроки Лаборат орные и практич еские (тема) Контрол ьные и диагност ические материа лы (тема) Экску рсии Примечания Название изучаемой темы **ча сов 1Тема урока 1 2Тема урока 2 ИТОГО**ча сов 20

Требования к уровню подготовки обучающихся: В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования. Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения. Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения. При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания, в пояснительной записке указывается, на основе какой программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков. 21

Описание используемого УМК: Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект. 22

Контроль уровня обученности: В данном пункте программы можно перечислить: формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно- измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета. 23

Примечание: При составлении рабочей программы на основе примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами, учитель выполняет функции составителя, что не предполагает присвоение ему авторского права на материал программы. 24

Примерный алгоритм составления рабочей программы Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами. Определить содержание (разделы, темы) вариативной части программы. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), распределить содержание образования по годам обучения. Расширить исходя из представленных академических свобод содержание разделов и тем примерной программы. Дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки уровня учащихся, освоения действий, а также оценки теоретических знаний и методических умений. 25

Образец написания программы учебного курса ( алгебра 8 класс ) 26

Титульный лист МОУ СОШ 1г. Нефтегорска Утверждаю: Директор МОУ____________ « »________________20_г. Рабочая программа по алгебре для 8 класс (уровень: общеобразовательный) Учитель: Иванова Мария Петровна Квалификационная категория: первая Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по алгебре для общеобразовательных школ (далее указать точное название программы и её выходные данные) Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол от «_30_»___августа_2011г._ 5 Руководитель ________________( __________________________) подпись расшифровка 2011год 27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от г Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7). 3. Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений 4. Учебного плана МОУ на 2010/2011 учебный год. 5. Примерной авторской (авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) программы основного общего образования по алгебре. 28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса алгебры VIII класса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). 105 часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и 35 часов из школьного компонента. Дополнительные 35 часов позволяют глубже изучить наиболее трудные для учащихся темы, рассмотреть большее количество разнообразных задач и упражнений изучаемых тем. 29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ц е л и: Основные цели и задачи курса алгебры VIII класса заклю­чаются в следующем: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. 30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе преподавания математики в VIII классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт; планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; 31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие VIII класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания. 32

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА п/ п Наименование темы Кол-во ч. для 3-х часовой нагрузки Кол-во ч. для 4-х часовой нагрузки К/р 1.Алгебраические дроби Функция. Свойства квадратного корня Квадратичная функция. Функция Квадратные уравнения Неравенства Обобщающее повторение Итого: Тематическое планирование

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Алгебраические дроби /30 часов Понятие алгебраической дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей, сложение и вычитание, умножение и деление, возведение алгебраической дроби в степень. Рациональное выражение. Рациональное уравнение (первые представления) Степень с отрицательным целым показателем. Функция. Свойства квадратного корня. /26 часов Рациональные числа. Понятие квадратного корня. Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Функция. Свойства квадратного корня. выпуклость функции. область значений функции. Свойства квадратных корней. Модуль действительного числа. График функции у=. Формула =. Квадратичная функция. Функция. /25 часов Функция, её свойства и график. Функция, её свойства и график. Гипербола. Асимптота. Построение графиков функций у=f(х+l), у=f(x)+m, у=f(х+l)+m, у=-f(x) по известному графику функции у=f(x). Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, её свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций у=С, у=kx+m, y=, y=ax 2 +bx+c,, у=. Графическое решение квадратных уравнений. 34

урок а Содержание урока Виды учебной деятельности Формы урока ЗУН Дата Повторение курса 7 класса / 6 часов Цель: Формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры 7 класса. Овладение умением обобщения и систематизации знаний, учащихся по основным темам курса алгебры 7 класса. Развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики. 1 Повторение: числовые и алгебраические выражения Обобщение и систематизация знаний Комбини рованны й урок Умеют определять значения переменных, при которых имеет смысл выражение Первая неделя 2 Повторение: графики функций Обобщение и систематизация знаний Комбини рованны й урок Умеют строить графики, изученных функций, описывать их свойства 3 Повторение: линейные уравнения и системы уравнений Обобщение и систематизация знаний Комбини рованны й урок Умеют решать системы двух линейных уравнений 4Повторение: степень Обобщение и систематизация знаний Комбини рованн ый урок Знают и умеют применять свойства степеней 35 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Глава 1. Алгебраические дроби / 30 часов Цель: Формирование представлений о многочлене от одной переменной, алгебраической дроби, о рациональном выражении. Формирование умений деления многочлена на многочлен с остатком, разложения многочлена на множители, сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Овладение умением упрощения выражений, сложения и вычитания, умножения и деления алгебраических дробей с разными знаменателями. Овладение навыками преобразования рациональных выражений, доказательства тождеств, решения рациональных уравнений способом освобождения от знаменателей, составляя математическую модель реальной ситуации. 7 §1. Основные понятия Усвоение новых знаний Урок - лекция Имеют представление о числителе, знаменателе алгебраической дроби, о значении алгебраической дроби и о значении переменной при которой алгебраическая дробь не имеет смысла. 8§1. Допустимые значения переменных Усвоение навыков и умений Семина р С.р.1 Умеют распознавать алгебраические дроби. Находить множество допустимых значений переменной алгебраической дроби. Могут дать оценку информации, процессам, определять их актуальность. 36

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. В результате изучения математики ученик должен знать/понимать: существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств; существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; Арифметика уметь: выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки; 37

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ А.Г. Мордкович Алгебра – 8: Часть I учебник/ М. Мнемозина 2009 А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник/ М. Мнемозина

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ Формы контроля: математические диктанты, самостоятельные и проверочные работы, тесты, контрольные работы, а также различные формы творческих заданий. 39