Методическая разработка по теме: «Творчество И.С. Тургенева». Автор: Верьясова С.В. Учитель I категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Не забывайте своих матерей! Дряхлова Елена Линуровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 47 г. Улан-Удэ 2011 г.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 47 г. Улан-Удэ Не забывайте своих матерей! Автор: Дряхлова Елена Линуровна,
Изучение инструктивно- методических материалов как одно из важнейших направлений деятельности ШМО.
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ПРЕДМЕТНИКОВ 1. При опросе слабоуспевающим ученикам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Критерии Снежанна Владиславовна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 2» г.Краснотурьинск.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
«Причины снижения успеваемости в 6 классе». Основная причина снижения успеваемости - трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Как.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ИХ СВЯЗНЫХ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ Гаврилова Н. А., учитель.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Транксрипт:

Методическая разработка по теме: «Творчество И.С. Тургенева». Автор: Верьясова С.В. Учитель I категории

Данная методическая разработка раскрывает методику преподавания данного раздела, цели, задачи, поурочное планирование, требования к знаниям, умениям и навыкам. При разработке учтены психолого-педагогические особенности восприятия учебного материала учащимися старшего школьного возраста, а так- же современные требования к преподаванию литературы с использованием информационных средств обучения.

1. Цели и задачи раздела 2. Введение 3. Ожидаемые результаты изучения раздела «Творчество И.С. Тургенева» 4. Внутрипредметные и межпредметные связи 5. Уровни изучения и усвоения учебного материала 6. Поурочное планирование раздела 7. Разработка урока 8. Приложение 9. Литература

Новизна курса: Раздел «Творчество И.С. Тургенева ведётся с использованием методических приемов, которые направлены на повышение уровня самообразования. При изучении данного раздела акцент делается на чтение произведения и углубленное его толкование, также расширяются сведения о биографии писателя, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая и справочная литература. При изучении литературы в старших классах определяющим становится творческих подход с использованием информационных технологий. Это способствует тому, что учащиеся больше работают самостоятельно.

В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами(восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Наблюдение становиться еще более целенаправленным и систематичным. Развивается такое качество личности, как наблюдательность. Увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Старшие школьники неизмеримо шире пользуются приемами запоминания – составлением планов и схем текста, конспектов, выделением и подчеркиванием основных мыслей, сравнением, соотношение нового с уже известным. Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности старших школьников, в характере умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекции, самостоятельное выполнение практических работ, написание рефератов, все чаще и чаще старшему школьнику приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале, в результате чего мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденции к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. К концу обучения старший школьник должен овладевать умением самостоятельно мыслить, овладеть методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний. Учителям следует учесть, что старшие школьники склонны обращать большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений. Задача учителя –так направить ход обсуждения, чтобы ученик самостоятельно пришел к правильному заключению. Потребность самостоятельно оценить литературное произведение со свойственной учащимся критичностью мышления и категоричностью суждений, да еще при неразвитости вкусов или недостатке общей культуры, приводит порой к поверхностному пониманию достоинств художественного произведения.

Урок-лекция с использованием ИТ Урок - исследование - - Урок – экскурсия Урок - диспут

Цель раздела: Познакомить учащихся с биографией И.С. Тургенева, раскрыть идейно - художественное своеобразие романа «Отцы и дети». Задачи: 1. Проверка уровня знаний учащихся по биографии писателя и роману «Отцы и дети»; 2. Развитие навыков работы с текстом, обеспечение развития речи учащихся путем самостоятельного формирования выводов и обобщений; 3. Формирование нравственных идеалов(добра, любви к родителям, уважения к старшим, дружбы и т.д.).

В результате изучения раздела ученик должен знать: 1. Содержание изученного произведения («Отцы и дети»); 2. Основные факты жизни и творчества Тургенева; 3. Историко-культурный контекст и творческую историю романа «Отцы и дети»; 4. Основные теоретико-литературные понятия. уметь: 1. Воспроизводить содержание литературного произведения; 2. Анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образования, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка и др.); 3. Анализировать эпизод (сцену)из произведения; 4. Соотносить произведение с фактами общественной жизни; 5. Выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к прочитанному произведению.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимания, осмысление, анализ, интерпретация, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут обсудить произведение, высказать свое аргументированное суждение о прочитанном романе. В решении этой задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи: - Обращение к иллюстрациям художников, к музыке; - Связь с курсом истории; - Стихи И. Северянина; - Музей – заповедник И.С. Тургенева - Произведения Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, С-Щедрина.

Преподавание литературы в школе процесс не только образовательный, но и глубоко эмоциональный, воспитывающий, формирующий личность ребёнка. В связи с этим особое значение приобретают взаимоотношения между учителем и учеником, максимальная индивидуализация процесса общения, достижение взаимопонимания на всех уровнях, в том числе и в одном из важнейших вопросов школьной деятельности процессе оценивания учителем ребёнка. Несомненно, определённые критерии выставления отметки на уроке литературы выработаны, и всё же выставление отметки именно на этом предмете неизмеримо больше зависит от личности учителя, его индивидуальных требований, его вкуса. Ни для кого не секрет, что объективная и своевременная оценка знаний, умений и навыков имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности детей за качество учебы, вырабатывает требовательность к себе, правильную самооценку, честность и правдивость. Как много в жизни, в школе зависит от оценки. Очень полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу. Работу могут оценить и одноклассники. А можно поступить по-другому. Ученик, закончив работу, сам ставит себе отметку. Эту же работу, проверив, оценивает учитель. На уроке часто возникает проблема оценки кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов. Высокую оценку вроде бы не за что ставить, а отметить успех хочется, да и нужно. Оцениваем мы не только цифрами, но и словами, интонацией, жестом, мимикой. Я убеждена, что главная цель оценки - стимулировать процесс познания. А лучший стимул для этого - это эмоциональная атмосфера урока, ситуация успеха, сопереживания, поддержки и помощи.

Примерные критерии оценки сочинения (содержание) "ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком. "ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей. "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей. "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Критерии оценки устного ответа по литературе "OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком. "ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть. "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.

Задачи: 1. Проверка знаний учащихся по тексту (гл 11, 17,19,20). 2. Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формирования выводов и суждений. 3. Воспитание чувства долга у детей по отношению к родителям. Оборудование: 1) Эпиграфы к уроку на доске;Эпиграфы к уроку на доске; 2) Репродукция картины В. Перова «Старики родители на могиле сына»;«Старики родители на могиле сына»; 3) Запись музыкальной пьесы Ф. Шуберта «Аве Мария». 4) Портрет И.С. Тургенева.И.С. Тургенева.

1. Создание проблемной ситуации. 2. Семья Базаровых: а) история жизни В.И. Базарова (примеры из текста); б) речь сына и отца (примеры из текста); в) слова, которые использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова, и отношения Евгения к ним (заполнения таблицы); г) история жизни Арины Власьевны. 3. Самостоятельная работа учащихся в группах. 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание. Методические приёмы: Создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщение учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

ЭтапВид деятельности учителя Вид деятельности учащихся Время Средства обучения Мотивацио нный блок Вопрос классу: Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения. Создание проблемной ситуации: под звуки Ф. Шуберта «Аве Мария», Ученик читает стихотворение.стихотворение. 3 минМузыкальная пьеса Ф. Шуберта «Аве Мария», портрет Базарова. портрет Базарова. Изучение нового материала Учитель зачитывает выдержки из эссе учащихся. «Что значат для меня родители?» Слово учителя: Человек рождается, воспитывается, живет в семье. Объясните смысл выражения: «Семья как основа нравственного благополучия в смутное время». Из ответа учащихся выстраиваем алгоритм: Нравственное благополучие семьи Духовное родство: Душевные качества: взгляды, деятельность любовь, уважение Учащиеся записывают в тетрадь. 5 минЭссе учащихся Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Роман «Отцы и дети»

ЭтапВид деятельности учителя Вид деятельности учащихся ВремяСредства обучения Задание классу:. Расскажите историю жизни В.И. Базарова;. Как называет его Евгений;. Речь отца и сына;. Анализ разговора Базарова с Аркадием о родителях. Учитель зачитывает из работ ребят строки о матерях. Задание классу:. расскажите историю жизни Арины Власьевны. чего же на самом деле боится мать?. Обратите внимание на эпиграф урока. Учащиеся приводят примеры из текста (гл 11,17, 19, 20) Комментированное чтение из текста Попутно в разговоре о родителях Базарова учащиеся заполняют таблицу Краткий пересказ гл мин Портрет В.И. Базарова Гл. 20 Эссе учащихся Портрет матери Базарова ОтецМать

Почему Р. Гамзатов считает, что мать – «великая раба»? Учащиеся делают вывод: старики Базаровы любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах. Вопросы классу: 1 группа) Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? 2 группа) Можно ли назвать «Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом. 3 группа) Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»? Слово учителя: Обратим внимание на эпиграф Д.И. Писарева. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличием душевных качеств? Самостоятельная работа учащихся в группах (3 группы) Вывод учащихся: Евгенией любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от стариков. 15 мин 5 мин Роман «Отцы и дети» Вопросы на доске Эпиграф урока гл. 21 романа

Слово учителя: « В 1874 г. под впечатлением о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» художник В. Перов заканчивает картинку «Старики родители на могиле сына». Работа с текстом. Прочитайте последний абзац эпилога, сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Вопрос: Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Сообщение ученика об истории создания данной картины Примерный ответ учащихся: «Для матерей нет горя больше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно» 10 мин 9 мин Картина В. Перова «Старики родители на могиле сына». Роман «Отцы и дети» Подведение итогов. Рефлексия Подведение итогов. Вывод. Выставление оценок. Учащиеся высказывают свои выводы. Примерные ответы учащихся: «Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Долгая жизнь родителей в наших руках». 5 мин

Домашнее задание Найти определения понятия «нигилизм» в различных источниках. Составить таблицу 5 мин Взгляды Базарова Соответствующие отрывки из текста романа научные философские политические эстетические

1. Тургенев И.С. Избранные сочинения./ Библиотека учителя/.- М., Художественная.литература., История русского искусства. В2-х томах.- М., Госиздат. « Искусство», Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 19 века. – М. «Вако», 2005 г. 5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www. school – collection.edu.ru. www. wikipedia.org. www. оpenklass.ru 6. Поурочные разработки по литературе.- М.: Вако, 2006.

1. Русская литература XIX века. 10 кл, часть 2. Под редакцией В.И. Коровина. Москва «Просвещение», Батюто А.И. Тургенев – романист. – Л., Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм //Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к чехову. – Л., Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М., Муратов А.Б. Тургенев – новелист ( е годы).- Л., Тургенев И.С. «Отцы и дети» 7. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева.- Л., 1975

ОтецМать Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д. Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д. Люди хорошие народ не строгий как опёнки на дупле

По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, но только очень редко. И тогда, не замечая нас, Всё ходила и шептала: «Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз. Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать – старость подошла. Как бы хорошо мы посидели Рядышком у этого стола. Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли. Вот, поди же, всех вас собери». Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: «Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!» Из Одессы, Таллина, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко – У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягко серебряную прядь, Для чего же дали вы разлуке Так надолго перед нею стать? Мать ждала вас в дождь и в снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей? Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!

Базаров – человек реального, полезного дела. Д.И.Писарёв Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба. Р. Гамзатов

гг.