LOGO Государственно- общественное управление ОУ Волков В.Н. к. пед. н., доцент СПб АППО www.volkovvn.ucoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Государственно- общественное управление ОУ Волков В.Н. к. пед. н., доцент СПб АППО.
Advertisements

Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования Костромской области 8 ноября, г. Вологда Областное государственное бюджетное.
Расширение общественного участия в управлении образованием Общественное обсуждение по реализации КПМО в Республике Северная Осетия-Алания 20 июня 2008.
Обеспечение государственно- общественного характера управления образованием на школьном уровне Ст. преподаватель кафедры управления и права ИРОСО Вечканова.
Состояние и развитие государственно- общественного управления образованием в 2011 году А.А. Седельников ведущий научный сотрудник Красноярского краевого.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге: от замысла до практики реализации Волков В.Н., к. пед.н., начальник.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
Шимутина Елена Николаевна к.п.н., МВА, директор ИРГОУ, зам. директора ГАОУ «ЦО «Царицыно» 548, научный руководитель ГИП ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
МГПУ Научно-образовательный Центр социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства Отдел моделирования государственно-общественного.
Кравцов Сергей Сергеевич Институт управления образованием РАО Практика внедрения форм публичной отчетности образовательных учреждений и органов управления.
Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления.
Концепция ГОУО СПб в контексте государственной политики РФ в сфере общего образования Федеральная стажировочная площадка Волков В.Н., к пед.н., доцент.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Развитие форм государственно – общественного самоуправления в 2006 – 2007 учебном году.
© А.С. Прутченков, "Мы охотнее используем чужой опыт, тем более если он удачный, чем сами ищем пути решения своих проблем. Из новых Законов Мерфи.
Общественное участие в управлении образованием в управлении образованием Автор проекта: Куприева Н.В. Автор проекта: Куприева Н.В. директор МОУ «РСОШ с.
Транксрипт:

LOGO Государственно- общественное управление ОУ Волков В.Н. к. пед. н., доцент СПб АППО

LOGO Развитие идей государственно- общественного управления образованием в России

Развитие идей ГОУО в России 1992 – ст.2 Закона РФ «Об образовании» 1999 – указ Б.Н.Ельцина о Попечительских Советах до е 1990-е 2000-е - попечительство и благотворительность в гимназиях - единая, трудовая и политехническая школа - родительские комитеты в классах и школах 1978 – ученические комитеты в школах 1988 – появление термина «ГОУ» 2001 – Концепция модернизации ОС России до 2010 года 2004 – приоритетное направление развития ОУ с – национальные проекты (ПНП «Образование») и система КПМО

Управление образованием: работа органов ГОУ; педагогического самоуправления; работа органов ученического самоуправления; работа органов родительского самоуправления Оценка и контроль качества образования: Участие общественности в: - профессиональные конкурсы: - распределение стимулирующей части ФОТ; - аккредитация ОУ, аттестация учащихся и педагогов Обмен информацией: публичная отчетность ОУ; школьные сайты; осуществление обратной связи; школьные СМИ (газеты и др.); взаимодействие с прессой, радио и телевидением Социальное партнёрство: социальное проектирование; шефская помощь; реализация модели «Общественно-активная школа»; обучение кадров Взаимодействие системы образования с общественностью Образование и общество

Модели органов ГОУ в ОУ Попечительский совет Школьный совет (Совет ОУ) Управляющий совет Наблюдательный совет (АУ)

ПоказательПопечительский совет (юридическое лицо) Управляющий совет Школьный совет СтатусСамостоятельная некоммерческая организация как отдельное от ОУ юридическое лицо ОУ как юридическое лицо, в котором действует соответствующий орган самоуправления УставСвой устав, отдельный от ОУ Свой Устав образовательного учреждения, где зафиксирован орган самоуправления Вступление в полномочия По факту регистрации Устава Приказ учредителя о создании УС Приказ директора ОУ о создании ШС Модели органов ГОУ в ОУ (1)

ПоказательПопечительский совет (юридическое лицо) Управляющий советШкольный совет ЦельЗафиксирована в Уставе, обычно – оказание содействия (помощи) ОУ в достижении ЕГО ЦЕЛЕЙ Зафиксирована в уставе ОУ – управление ОУ Зафиксирована в Уставе ОУ – выполнение решений общего собрания (конференции) ПолномочияТолько в соответствии с договором между ПС и ОУ, как правило – содействие деятельности ОУ Зафиксированы в Уставе ОУ, значительно шире – устанавливает, принимает решения, т.е. управляет В Уставе ОУ, как правило, содействует, выполняет решения общего собрания СтруктураСамостоятельная организация со своими органами управления и ревизионной комиссией Внутри ОУ как управляющий коллегиальный орган с привлечением общественности Внутри ОУ, только из представителей учащихся, педагогов и родителей Модели органов ГОУ в ОУ (2)

ПоказательПопечительский совет (юридическое лицо) Управляющий совет Школьный совет СоставРазнообразный, но только лица старше 18 лет Максимально разнообразный по представительству, включая учащихся Пропорцио- нальный: 1/3, 1/3, 1/3 Ответствен- ность Только перед своим управляющим органом (в соответствии с уставом) Перед всем ОУ, учредителем, местным сообществом Перед всем ОУ и учредителем СанкцииТолько в соответствии со своим уставом и заключенными договорами с ОУ Учредитель имеет право расформировать УС в случае нарушения Закона Директор имеет право отменить решение ШС Модели органов ГОУ в ОУ (3)

Общая тенденция «наибольшими властными полномочиями, максимально определенными по объекту, ресурсам и ожидаемым эффектам управления, обладает общественная составляющая на уровне ОУ… чем выше уровень управления, тем меньшее влияние на управленческие решения оказывает общественная составляющая. На региональном и федеральном уровнях общественность вообще обладает только совещательными, иногда консультативными полномочиями» Акинфиева Н.В. д.пед.н., Саратов, 2007

«Новейшая история» ГОУО в Росси

2002 Первая ФЦПРО по проблематике общественного участия Активное изучение мирового опыта НИИ РАО и отдельными отечественными учеными и его анализ

2003 Анализ существующих моделей ГОУ Нормативно-правовые разработки для внедрения новой модели Законодательные инициативы Разработка УМК для обучения членов Советов и общественных управляющих (программы, пособия, хрестоматийные материалы)

Создание первых Управляющих советов на основе разработанной модели и в соответствии с действующим законодательством. Анализ опыта экспериментальных ОУ

2006 Начало ПНП «Образование»; включение критерия «ГОУ в ОУ» в программу конкурсного отбора. Мониторинг ГОУ в образовании и диссеминации опыта работы Управляющих советов. Экспертиза заявок на участие в КПМО в части апробации механизмов ГОУ школами

Развитие пилотных проектов в сфере ГОУ Выстраивание системы обязательной публичной отчетности (публичные отчеты, информационные доклады; доступ к ним через сайты ОУ) Передача материалов из регионов- участников КПМО в другие регионы

LOGO Практика государственно- общественного управления ОУ в контексте КПМО (с 2006 года)

Предпосылки КПМО (1) Формальная и неполная реализация принципа ГОУ образованием, установленного Законом РФ «Об образовании» в 1992 году; исключительно внутриотраслевой характер управления. Неучастие существующих в ОУ советов в управлении ими. Общая неудовлетворенность родителей качеством образования и высокая степень готовности участвовать в такой работе (от 25% до 50% по регионам). Отсутствие достоверной, своевременной и качественной информации о работе школ у местного сообщества

Предпосылки КПМО (2) Развитие общественного участия в управлении предполагалось как одно из ведущих направлений КПМО (его важность выше тех 12 процентов баллов, которые регионы могли получить за это направление в конкурсе). Ранее созданные школьные советы (советы ОУ, попечительские, в последние годы – управляющие) должны были стать не декорацией, а реальной, силой в управлении школой. От режимов эксперимента и пилотажа надо было переходить к массовому распространению органов общественного управления в ОУ, их внедрению в управленческие структуры. КПМО рассматривался не как ведомственный, а как социальный проект

ГОУ: результаты КПМО К 2010 году в школах созданы тысячи советов с управленческими полномочиями, в муниципалитетах – сотни муниципальных советов. Развивается публичная отчетность ОУ. Созданы и работают сайты ОУ, их содержание поддерживается в актуальном формате. Ведется обучение общественных управляющих

Оценка результатов КПМО 31 регион-участник КПМО в основном вышли на выполнение своих обязательств по ГОУ, как составляющей проекта По оценке Минобрнауки РФ, данное направление КПМО в 2009 году развивалось успешно практически во всех регионах

Почему ГОУ стало возможным? Объединение усилий Министерства образования и науки РФ и региональных органов управления образованием, ученых и управленцев-профессионалов, а также представителей общества

Риски ГОУ в России (1) Главные негативные результаты невнедрения/неэффективного внедрения ГОУ Школа продолжит терять свой престиж в общественном мнении. Школа, как институт, так и сможет договорится с обществом, не предоставляя «площадок» для этих переговоров и обсуждений (не внутрипрофессионального формата). Деятельность ОУ так и не станет открытой, прозрачной, ориентированной на потребителя

Риски ГОУ в России (2) Школа не сможет получить столь необходимые для ее реформирования и развития ресурсы и поддержку от общества. Школа, являясь ведущим общественным институтом, не поработает на развитие гражданского общества в стране. Институциональные изменения в ШКОЛЕ не произойдут если не получится переход в режим ГОУ образованием и общественное участие в управлении не станет реальностью

Почему? - Потому, что: Органы общественного участия просто не будут созданы или не будут работать. Органы общественного участия будут формальными, карманными, декоративными и их не пустят к управлению. Органы общественного участия будут недостаточно легитимными. Органы общественного участия будут недостаточно компетентными. Внедрение принципов ГОУ пойдет бездумно и фрагментарно

Опасения педагогов Учредитель не захочет… Зачем это директору школы? У учителя мало проверяющих, что-ли? Может быть, они и программу напишут? Что люди «с улицы» понимают в управлении школой? Еще и зарплату нашу делить хотят? Где в нашем селе общественники-то? А за что они отвечают (общественность с ограниченной ответственностью)? А как с ними обращаться?

Опасения общественности Наверное, снова станут денег просить. А когда нам в школе сидеть? Учителей не переговоришь. А какие у нас права? Моим детям тут еще учиться. А как себя вести в школе? Родители – народ зависимый, а извне школой не поуправляешь

Общие проблемы ГОУ Нет традиции ГОУ образованием. Низкая компетентность участников ГОУ образованием. Недостаток в обществе информации о ГОУ. Разнообразие местной специфики. Недостаточная мотивация руководителей образовательных учреждений к следованию принципам ГОУ

Оценка рисков на перспективу Пробуксовка системы ГОУ и откат назад. Самоуспокоение участников работы. Снижение интереса к ГОУ и ее выпадение из разряда приоритетов. Потеря ориентиров - неясность моделей желаемого будущего – «дефицит целей»

Перспективы ГОУ (1) Возрастание роли общественности: Осознание родителями своего права влиять на образование своих детей и управление школой как ценности и важнейшего права гражданина. Рост компетентности и готовности общественных управляющих участвовать в управлении ОУ. Рост активности общественных управляющих. Рост престижа общественного участия в управлении образованием. Структурирование и оформление образовательной ответственной и заинтересованной общественности как равноправного партнера власти и профессионалов в управлении образованием

Перспективы ГОУ (2) Имиджевые и структурные изменения образования: Повышение ориентации образовательных программ (результаты и условия) на потребности населения. Повышение ответственности образовательных учреждений, администраций и педагогов за результаты деятельности. Рост социального потенциала образования и его влиятельности за счет объединения усилий с общественностью

Перспективы ГОУ (3) Дополнительная ресурсная поддержка образования: Диверсификация источников формирования ресурсной базы образования Снижение уровня конфликтности в отношениях участников образовательного процесса, снижение социальной напряженности Поддержка и лоббирование общественностью интересов развития системы образования в органах государственной власти, как принципиально совпадающих с интересами общественности. Новое качество социализации старшеклассников на основе опыта участия в работе органов ГОУ в учреждениях образования

Перспективы ГОУ (4) Рост качества внутришкольного управления: Повышение проработанности и обоснованности принимаемых в ОУ управленческих решений. Освоение и развитие стратегического характера управления школой (на основе стратегий, согласованных между всеми главными участниками образовательного процесса). Стимулирование потребности управленцев-практиков системы образованием к получению специального управленческого образования

Перспективы ГОУ (5) Повышение открытости ОУ: Установление сотрудничества СМИ и системы образования ПЕРЕХОД ОТ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННО- ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ

LOGO Государственно-общественное управление образованием в Санкт-Петербурге

Нормативная база в регионе Распоряжение Комитета по образованию С-Петербурга, 2002 год Информационное письмо Комитета по образованию С-Петербурга, 2008 год Распоряжение Комитета по образованию С-Петербурга, 2011 год (утверждение региональной Концепции ГОУО)

Органы ГОУ в районах

Органы ГОУ в разных типах ОУ

ГОУО: Санкт-Петербург и Россия доля ОУ, где созданы Советы – 63.6% (среднее значение по РФ – 53.7%) доля ОУ, где созданы Управляющие советы – 7.5% (среднее – 45%) доля ОУ, где созданы Попечительские советы – 75.1% (среднее – 20.9%) доля ОУ, где созданы Наблюдательные советы – 1.9% (среднее – 6%) – АУ доля ОУ, где созданы иные органы ГОУ – 29.5% (среднее – 12.1%) – АУ Источник: www.kpmo.ru

Публичная отчетность ОУ 97.6% ОУ (91.2% - в Интернет), которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности (среднее значение по РФ – 90.9%) Источник: www.kpmo.ru

Структуры ГОУ образованием учреждены в 90% ОУ, реально работают только 5-6% учреждений. Советы, как правило, выполняют минимальные функции по управлению школой; управленческие решения принимаются педагогическими советами и администрацией. Советы выполняют функции по привлечению в ОУ дополнительных средств. Слабая активность детского самоуправления Общие результаты работы (1)

Общие результаты работы (2) Увеличение количества ОУ, готовящих публичные отчеты (информационные доклады) и представляющих их на своих сайтах в Интернете. Повышение качества содержания публичных отчетов (информационных докладов) ОУ, их проработанности и конкретики. Повышение информированности всех участников образовательного процесса о качестве предоставляемых образовательных услуг и результатах деятельности ОУ во всем их многообразии

Общие затруднения Отсутствие целевого финансирования мониторинговых исследований и методических разработок в области ГОУ. Не обеспечены разъяснение населению принципов ГОУ в СМИ, нет общественной поддержки. Отсутствие финансирования данного направления деятельности для ОУ (подготовка, печать, распространение материалов), высокая загруженность членов администрации образовательных учреждений подготовкой других документов и отчетов

LOGO Социальное партнерство

Внешнее партнерство Школа Внутреннее партнерство Органы государственной власти Бизнес-структуры ВУЗы, другие ОУ Учреждения культуры, здравоохранения и др. Общественные организации Общественное участие в управлении ОУ Школьные институты самоуправления

Внешнее партнерство Другие образовательные учреждения Учебные проекты Дебаты Интеллектуальные игры ВУЗы – Учебные курсы, семинары – Школы юных – членство ОУ в университетских округах Бизнес-структуры –Благотворительность школьные проекты НКО –Учебные проблемные семинары, дискуссии –Опыт гражданской активности Государственные «не образовательные» ведомства

Внутреннее партнерство Учитель - передает социальный опыт Ученик - живет школьной жизнью, активно получая опыт социальной деятельности Родитель - равноправный участник образовательного процесса, помощник учителя Социальное партнерство – создание правового пространства, в котором участвуют три равноправных субъекта Традиционные смыслы

Внутреннее партнерство Учитель - учит детей, оказывая услугу Ученик - учится получая определенное образование, получатель услуги Родитель - формирует заказ, несет ответственность за образование в т.ч. и финансовую Социальное партнерство – соблюдение правовых норм в отношениях «заказчик-исполнитель» Новые смыслы (рынок услуг)