Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов, как высших споровых растений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика» Учитель биологии: Бронникова О.А. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 5»
Advertisements

ГБОУ СОШ 1020 Папоротникообразные Биология. 6 класс ГБОУ СОШ 1020 Учитель: Трушина Ирина Александровна.
1.Среди папоротникообразных преобладают жизненные формы: а) древовидные, б) травянистые многолетние, в) травянистые однолетние. 2. Увеличению числа особей.
ТЕМА УРОКА: РАЗМНОЖЕНИЕ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙ. УРОК В 6 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ И УЧЕБНИКУ В.В. Пвсечника. 900igr.net.
ОТДЕЛ Папоротникообразные Папоротникообразные – большая группа высших растений. В нее входят плауны, хвощи и папоротники. В большинстве своем они травянистые.
РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МБОУ СОШ 2 ТКАЧЕНКО С.Н.
ОТДЕЛ Папоротникообразные Папоротникообразные – большая группа высших растений. В нее входят плауны, хвощи и папоротники. В большинстве своем они травянистые.
Папоротники, хвощи, плауны Обитают во влажных тенистых местах. Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропиках встречаются древовидные папоротники.
Общая характеристика Высших споровых растений. Цель: ознакомится с общей характеристикой Высших споровых растений (изучить закономерности строения, среду.
Урок по теме: « Отдел Папоротниковидные. Происхождение, особенности организации и жизненного цикла» Выполнила учитель биологии Бучинская Наталья Владимировна.
ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ МХИ ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности мхов, их многообразием и значением. 2. Научиться их сравнивать.
Обобщающий урок по теме «Споровые растения». Цель урока: проверить уровень усвоения пройденной темы. Задачи урока: Продолжить формирование основных предметных.
ПапоротникиХвощиПлауны Живые ископаемые Для просмотра плаката использовать вкладки верхнего меню и меню на страницах Беземская И.В.
Разгадав кроссворд, вы узнаете фамилию ученого, основоположника науки о мхах – бриологии. 1. Мох, образующий торф. 2. Стадия развития мха. 3. Органы прикрепления.
Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. Особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
На уроке необходимо иметь: - Учебник. -Дневник. -Тетрадь. -Письменные принадлежности. Проверь наличие этих предметов у себя на парте!
«Серьезные вопросы». От каких предковых форм произошли моховидные? От псилофитов.
Папоротникообразные – многолетние травянистые растения, папоротники обычно древовидные растения в тропических широтах. Растут во влажных тенистых местах.
На уроке необходимо иметь: - Учебник. -Дневник. -Тетрадь. -Письменные принадлежности. Проверь наличие этих предметов у себя на парте!
Считалось, что кому удастся сорвать цветок - тому станут понятны языки животных, трав и деревьев, откроются все тайны и клады.
Транксрипт:

Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов, как высших споровых растений. Учебно-воспитательные задачи: 1. Образовательная – усвоение признаков усложнения в строении и биологии папоротника. 2. Развивающая – развитие познавательного интереса и умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи между индивидуальным развитием папоротника и фантастическими предрассудками о цветении папоротника. 3. Воспитательная – раскрытие значения папоротников в образовании каменного угля: имеющего огромное народно-хозяйственное значение Личностная значимость изучаемого для школьника Папоротники – красивые растения, используются для украшения помещения (интерьеров). Наверное, не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь. План урока 1. Опрос по изученному ранее материалу 2. Общие сведения о папоротникообразных 3. Среда обитания, разнообразие жизненных форм 4. Особенности строения папоротника (лабораторная работа «Строение папоротника») 5. Бесполое и половое размножение 6. Смена поколений у папоротников 7. Древние папоротникообразные 8. Роль папоротников в природе и жизни человека

Закрепление изученного материала Методы: беседа, рассказ, лабораторная работа I.Организационный момент II.Проверка домашнего задания - Приведите пример зеленого мха______ (кукушкин лен) - Пустые клетки имеет мох______. (сфагнум) - Ризоиды есть у мха ____ (кукушкин лен) - Растения мха долгоживущее и размножающееся гаметами ___ (гаметофит) - Какие растения произошли от мхов? _____ (никакие, так как это тупиковая ветвь эволюции) III. Изучение нового материала Папоротникообразные – это большая группа высших растений. В нее входят плауны, хвощи и папоротники. Растут преимущественно во влажных тенистых местах. Это многолетнее, чаще всего травянистое растение в тропических лесах Азии, Америки, Австралии произрастают древовидные папоротники метров в высоту. Папоротниковидные различаются между собой по внешнему виду. При этом они имеют сходные черты во внутреннем строении, развитии и размножении. У представителей папоротниковидных есть вегетативные органы: придаточные корни и побег (стебель и листья). Именно поэтому их относят к высшим растениям. Папоротниковидные – высшие споровые растения.

4. Особенности строения папоротника Проблемный вопрос Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад? Лабораторная работа «Изучение строения папоротниковидных растений» Познавательные задания Рассмотрите растение папоротник, сделайте вывод об особенностях его строения, среде и месте обитания. Ответьте на проблемный вопрос урока. Рассматривают строение папоротника рисунки в учебнике (рис.98, стр.150). Основные термины и понятия урока: Отдел Папоротниковидные, побег, корневище, придаточные корни, жизненные формы. Источник информации: Основные: учебник, стр ; комнатные растения, живые экземпляры Дополнительные: ИКТ, учебное электронное издание Биология 6-11 класс 5. Бесполое и половое размножение Познавательные задания Подумайте и ответьте на вопросы -Какие растения называются высшими? -Что такое спорофит? Спора? -Что такое гаметофит? Гамета? -Размножение папоротников. Спорофит как многолетняя фаза в развитии папоротников, объяснение учителя с опорой на живые растения.

Оборудование для самостоятельной работы: лупы, микроскопы, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла План работы: 1. Рассмотреть бурые бугорки на нижней стороне листа и при помощи лупы и препаровальной иглы обнаружить под покрывальцем мешочки со спорами (спорангии) 2. Рассмотреть под микроскопом (малое увеличение) споры 3. Зарисовать 4. Сравнить папоротник мужской с кукушкиным льном. Найти черты сходства и различия Учащиеся делают выводы: О сложности внешнего строения папоротника по сравнению с мхами. У мхов имеются стебли и листья, у папоротников корни, стебли и листья. У папоротников из споры образуются не предросток, а заросток за счет которого в последствии развивается взрослое растение. У папоротниковидных имеются покровные, механические, проводящие ткани. Развитие тканей у папоротниковидных объясняется их приспособленностью существования их на суше. Этим объясняются крупные размеры их органов.

Хвощи и плауны Хвощи невысокие жесткие травы, с мутовчатым расположением мелких, чешуевидных листьев. Стебли пропитаны кремнеземом, их используют для шлифовки металлических и деревянных изделий. Хвощ полевой – лекарственное растение, а на полях – злостный корневищный сорняк, показатель кислой почвы. Плауны – лесные растения. Споры плауна булавовидного используются в медицине, в авиационной, металлургической промышленности, растение очень декоративно, поэтому количество его резко уменьшилось. В настоящее время это редкое растение подлежит строжайшей охране.

Древние вымершие папоротникообразные 300 миллионов лет назад на Земле климат был всюду влажным и теплым. Из-за большого количества водяных паров освещение было менее интенсивным чем сейчас, а свет мягким и рассеянным. Это было время папоротникообразных. Многие папоротники, хвощи и плауны были деревьями до 40 метров высотой. Травы также были представлены папоротникообразными мхами. Леса в те времена часто были заболочены нередко залиты водой. Погибая деревья валились в воду, заносились илом и песком. За миллионы лет деревья спресовались и, без доступа кислорода превратились в каменный уголь Значение каменного угля в народном хозяйстве Из каменного угля получают: Топливо Газ Асфальт Удобрения Смазочные вещества Взрывчатые вещества Краски Нафталин Сахарин Аспирин Пластмассы

Закрепление материала с использованием ИКТ 1. Какие из этих утверждений верны? Папоротникообразные – исключительно небольшие травянистые растения Папоротникообразные – высшие растения v Среди папоротникообразных имеются древесные растения v Папоротникообразные – низшие растения Папоротникообразные распространяются спорами v Папоротникообразные распространяются спорами 2. Что называют спорофитом? Поколение, образующие споры v Поколение, развивающееся из споры 3. Какие из утверждений верны? Спорофит папоротникообразных растений, имеющий побеги и корни, а гаметофит – зеленая пластинка, не имеющая вегетативных органов v Органы полового размножения папоротникообразных называются спорангии Женские органы полового размножения папоротникообразных называются архигонии v Мужские органы полового размножения называются антеридии v

Органы бесполого размножения папоротникообразных – растение имеющее побеги и корни, а спорофит – зеленая пластинка не имеющая вегетативных органов Гаметофит папоротникообразных – растение имеющее побеги и корни, а спорофит – зеленая пластинка, не имеющая вегетативных органов 4. Что называют гаметофитом? Поколение, развивающееся из гамет Поколение, образующее гаметы v 5. Каким растениям вода необходима для оплодотворения? Высшим споровым растениям v Всем высшим растениям Только папоротникообразным

6. Какое из этих утверждений верно? Папоротникообразным не нужна вода для оплодотворения Папоротникообразным нужна вода для оплодотворения, потому что сперматозоиды могут попасть к архегониям и достичь яйцеклеток только двигаясь в воде v Папоротникообразным нужна вода для оплодотворения, потому что при оплодотворении у них резко возрастает расход воды 7. Какое из этих утверждений верно? К папоротникообразным относят мхи и папоротники Папоротникообразным относят плауны, хвощи и папоротники v К папоротникообразным относят только папоротники

Д.М. Менделеев – создатель периодической таблицы химических элементов говорил, что топить углем – все равно что топить ассигнациями (деньгами) IV. Задание на дом Параграф 41 Использованная литература И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко (Биология. «Вентана-Граф», 2006) В.В. Пасечник (Биология. «Дрофа», 2000) Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова, А.М. Розенштеин (Биология. «Просвещение», 1992) Т.С. Сарычева учитель химии и биологии СОШ 13 г. Сочи