Автор : д.соц.наук Коростылева Н.Н. ТЕМА ЛЕКЦИИ: «КООПЕРАЦИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА» 1. Виды и формы кооперации и разделения труда. 2. Содержание деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Advertisements

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Оформление отдельных видов организационно-распорядительных документов Начальник отдела управления делами Пронина Любовь Адиковна.
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Филиал государственного бюджетного образовательного высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества.
Линейно-функциональная структура управления
Менеджмент и менеджер
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
Лекция 5. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Разделение труда Виды разделения труда, и их взаимосвязь. Границы разделения труда. Проектирование разделения труда на предприятии.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Транксрипт:

Автор : д.соц.наук Коростылева Н.Н. ТЕМА ЛЕКЦИИ: «КООПЕРАЦИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА» 1. Виды и формы кооперации и разделения труда. 2. Содержание деятельности и организационная структура предприятия как следствие разделения труда. 3. Должностное разделение труда. Должность и её составные части (элементы). КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КООПЕРАЦИЯ ТРУДА В организации труда важной подсистемой выступает кооперация и разделение труда. Кооперация труда –это форма организации труда, выполнение работ для единой цели, основанное на совместном участии в общем трудовом процессе значительного числа работников. Кооперация труда была известна на всех ступенях развития человеческого общества, но в докапиталистических формациях она применялась нерегулярно. При рыночных отношениях она стала господствующей формой совместного труда и приобрела важное социально-экономическое содержание. Исторически кооперация труда возникла одновременно с разделением труда. Ещё во времена первобытнообщинного строя люди понимали, что труд по изготовлению какого-либо предмета лучше распределить между некоторым количеством соплеменников для быстроты исполнения и повышения его качества. В итоге разделение труда вызвало обособление друг от друга различных занятий, ремесел и профессий, что способствовало увеличению производительности труда. Причем, чем выше ступень индустриального производства, тем дальше происходит такое разделение.

КООПЕРАЦИЯ ТРУДА Существуют следующие формы кооперации труда: межцеховая кооперация специализированных цехов, направленная на обеспечение слаженного их взаимодействия по выпуску конечной продукции предприятия; внутрицеховая кооперация специализированных участков, цель которой - взаимоувязка их деятельности по выпуску конечной продукции цеха; внутриучастковая кооперация отдельных работников или производственных бригад по выпуску закрепленной за участком продукции; внутрибригадная кооперация, объединяющая рабочих, совместно выполняющих единое для бригады производственное задание и несущих коллективную ответственность за результаты труда бригады. межисполнительная форма кооперации - кооперация между автономными работниками.

КООПЕРАЦИЯ ТРУДА Существуют следующие виды кооперации труда: -Простая кооперация (ремесленное производство, мануфактуры) -Капиталистическая/рыночная кооперация труда (фабрика, крупное машинное производство)Она базируется на применении труда наемных рабочих. Производство в ней осуществляется под контролем капиталиста и во имя получения им прибавочной стоимости, продукт труда присваивается капиталистом. При кооперации труда индивидуальный труд каждого отдельного рабочего выступает как частица совокупного труда, как средний общественный труд.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Разделение труда представляет собой обособленность различных видов труда и закрепление их за определенными участками работы или производственного процесса. Выбор наиболее рациональных форм разделения труда должен опираться на всесторонний анализ специфики производства, характера выполняемых работ, требований к их качеству, степени загруженности исполнителей и т.д.

ФОРМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА - функциональное разделение – распределение всего комплекса работ между различными категориями работников в зависимости от характера и специфики выполняемых ими работ, в соответствии с той ролью, которую, работник выполняет в коллективе - профессионально-квалификационное разделение труда, осуществляемое с учетом специализации работников и сложности выполняемых ими работ -предметное (технологическое) разделение труда между работниками, специализирующимися на выполнении относительно законченного объема работ или изготовлении определенного изделия - пооперационное разделение труда, обусловленное расчленением процесса изготовления изделия на составные части (операции), выполняемые различными работниками

Для управленческого труда характерно следующее разделение труда функциональное, профессионально- квалификационное и технологическое. Пооперационное разделение труда характерно для производственного процесса.

Функциональное деление в сфере управления связано с формированием структурных подразделений, специализирующихся на выполнении различных функций управления. Степень детализации функций управления зависит не только от масштабов организации, но и определяется спецификой отрасли и самой организации, объемом работ по каждой из функций. Правильному определению состава функций управления, а следовательно, и совершенствованию функционального разделения труда способствует разработка организационно-функциональной модели организации.

В функциональном разделении управленского труда есть горизонтальное и вертикальное его разделение Разделение всей работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Это разделение труда, когда создаются подразделения, которые выполняют конкретные задания. Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Иначе, для достижения цели любой организации необходимо управление, координация действий по упорядочению системы.

Профессионально-квалификационное разделение управленческого труда осуществляется внутри профессиональных групп персонала управления. Оно основано на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками различной квалификации с учетом степени сложности поручаемых им работ и занимаемой должности. Профессионально-квалификационное разделение труда призвано не допустить загрузку работника несвойственными работами или операциями, которые не соответствуют уровню его квалификации и занимаемой должности. Это обеспечивает максимально целесообразное использование работника в соответствии с его квалификацией.

Технологическое разделение труда персонала управления предполагает его расчленение по видам операций с соответствующей специализацией работников. Таким образом, обеспечивается специализация работников на выполнении однородных или близких по содержанию и форме работ и операций. В укрупненном виде технологическое разделение труда, с учетом содержания и назначения выполняемых работ, обеспечивает выделение трех категорий управленческого персонала: руководители, специалисты и технические исполнители/служащие

В управленческом труде принято ещё два типа разделения труда – это линейное разделение труда и программно- целевое Линейное разделение труда заключается в закреплении линейных руководителей за конкретным объектом- участком, производством. В основе этого разделения труда лежит структура предприятия. Линейное разделение труда предполагает четкое разграничение функций, прав, ответственности линейных руководителей, что обеспечивается через установление их взаимосвязи как по горизонтали, так и по вертикали. Линейное основание труда в организациях создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность. В завершенном виде это иерархическая пирамида, где соблюдается единоначалие и единство распорядительства. Линейный тип структуры жестко форматизирован, что придает ему устойчивость, надежность, последовательность.

Программно-целевое разделение труда предполагает формирование специальных групп работников для решения конкретных задач. На практике это выражается в формировании временных трудовых коллективов, творческих бригад и т.д. Для руководства программой назначают руководителя, в подчинение которого на время проведения работ выделяется группа работников. На государственной службе также возможно формирование групп работников для выполнения, закрепленных за ними задач на определенное время, например, рабочие группы для написания нормативно-правового документа, выполнения важного управленческого решения.

2. Содержание деятельности и организационная структура предприятия как следствие разделения труда. Организационные структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии): принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым наем и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).

Содержание деятельности и организационная структура предприятия зависят от функционального разделения труда Функциональное разделение труда лежит в основе организационной структуры любой организации. Понятие функция означает выражение зависимости при взаимодействии факторов, совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования, но для государственной администрации следует применять понятие функция, которая закрепилась в юриспруденции. В юридической литературе функция –это - воздействие на объект с какой-либо целью; - способ организации, административного воздействия исполнительной власти на подвластные структуры.

Необходимо учитывать наличие двухсторонней связи структуры и функции: вновь возникшая функция может быть выполнена как путем создания новых структурных единиц ( например, финансового отдела), так и путем использования возможностей ранее существовавших. С другой стороны, функция не меняется автоматически вслед за изменением структуры аппарата, одну и ту же функцию могут осуществлять разные органы, служащие.

На основе определенного набора функций создается Организационно-функциональная модель (ОФМ) предприятия. Она отвечает на вопросы Что – Где – Кто и представляет собой матрицу закрепления сферы ведения и функционального поля за организационными звеньями (структурными подразделениями). Позволяя формализовать подход к закреплению полномочий и ответственности за ответственными подразделениями (должностными лицами), ОФМ нуждается в постоянной актуализации и корректировке. Основу ОФМ составляют классификаторы.

классификаторы представляют собой набор управленческих регистров, содержащих, определенную информацию, которая задает систему координат для описания функционального поля организации. С помощью классификатора осуществляется распределение функций управления между структурными подразделениями и соответствующими должностями персонала. В свою очередь, это обеспечивает установление полномочий и обязанностей по каждому виду управленческих работ. Для построения организационно-функциональной модели применяется всего несколько классификаторов: Классификаторы установленной сферы деятельности; Классификаторы функций; Классификаторы организационных звеньев (организационно- ролевых структур). Классификатор функций, разбирается на: функции по управлению установленной сферой деятельности - непосредственно связанные с процессом осуществления функций организации и оказанием организацией определенных услуг функции по обеспечению управления деятельности самого органа управления. В результате классификации производится идентификация функционала, и создается единая терминология описания функций организации, которая должна быть согласована всеми должностными лицами, за которыми закреплена ответственность по осуществлению управленческих функций.

Общая последовательность при построении ОФМ в методологии менеджмента качества выглядит следующим образом: Описание установленной сферы деятельности путем классификации. Описание состава и иерархии организационной структуры. Закрепление предметных сфер деятельности за организационными звеньями. Формализация и классификация функций. Закрепление функций за организационными звеньями. Формирование регламентов, отчетных форм, положений.

Распределение ответственности за бизнес-процессы строительной компании первого уровня

Организационно-функциональная модель позволяет Оценить результативность деятельности Определить эффективность распределения ответственности Выявить количество и масштаб зон, пересекающихся полномочий. ОФМ служит основой для создания адекватных и четких регламентов, закрепляющих технологии деятельности и принятое распределение ответственности, с возможностью постоянного анализа, контроля и совершенствования (оптимизации) деятельности организации.

Рассмотрим организационную структуру организации ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - разделение экономического объекта, предприятий, компаний, учреждения на подразделения, отделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности и соподчиненности, ответственности. От организационной структуры зависит специализация и кооперация управленческой и исполнительной деятельности, её комплексность, правильность распределения нагрузки между различными частями. Рациональная структура позволяет с меньшими затратами времени и сил и более квалифицированно решать дела, создает условия для согласованной и четкой работы, образования хорошего психологического климата.

Организационная структура делится на организационную структуру управления предприятием и собственно структурные подразделения Организационная структура управления предприятием это совокупность звеньев, обеспечивающих выполнение функций и задач управления. Эта структура складывается из ступеней и звеньев. Звено управления это самостоятельное подразделение, выполняющее определенную функцию управления (планирующую, учетную, регулирующую и т. п.), ее часть или совокупность нескольких функций. Ступень управления это уровень управления, единство звеньев определенной ступени, иерархия управления

Организационная структура управления строительной компании (верхний уровень)

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ______________________ (Название Компании) _________________ (Ф.И.О.) «___» ______________ 200_ года Положение об организационной структуре компании «Кондитерская фабрика» 1. Общие положения. 1.1 Назначение. Положение об организационной структуре компании «Кондитерская фабрика» (далее Положение) регламентирует организационную структуру и функции, выполняемые основными структурными подразделениями компании. 1.2 Область применения. Данное Положение должны знать и использовать в своей работе следующие структурные подразделения компании: 1. Конфетный цех; 2. Бисквитный цех; 3. Энерго - механическая служба; 4. Транспортная группа; 5. Планово - экономический отдел; 6. Склад готовой продукции; 7. Склад сырья; 8. Отдел кадров; 9. ……… Распределение ответственности структурных звеньев за функции компании. 1. Конфетный цех. · Производство конфет; · Обеспечение хранения сырья в конфетном цехе; · Контроль за наличием остатков продукции и сырья на складе. 2. Бисквитный цех. · Производство бисквитов; · Обеспечение хранения сырья в бисквитном цехе; · Контроль за наличием остатков продукции и сырья на складе.

3. Энерго - механическая служба. · Обслуживание и ремонт автотранспорта. 4. Транспортная группа. · Обеспечение транспортировки сырья и продукции; · Обеспечение работы автомашин. 5. Планово - экономический отдел. · Расчет себестоимости и представление Генеральному директору на утверждение отпускных цен и системы скидок на продукцию и товары; · Ведение факторного анализа по сбыту продукции, снабжению и структуре себестоимости. 6. Склад готовой продукции. · Отпуск продукции со склада согласно установленных лимитов; · Выполнение погрузочно-разгрузочных работ; · Обеспечение хранения продукции на складе; · Контроль за наличием остатков продукции на складе. 7. Склад сырья. · Выполнение погрузочно-разгрузочных работ; · Обеспечение хранения сырья; · Контроль за наличием остатков сырья на складе. 8. Отдел кадров. · Подбор персонала. · Учет персонала. · Развитие персонала. · Мотивация персонала. 9. ……... Согласовано Коммерческий директор _______________/И.О.Ф дата_____________ Директор по производству

Все структурные подразделения образовываются документом «Положение о подразделениях». Здесь прописываются место и назначение подразделения, его функции и задачи, права, ответственность и поощрения работников этого подразделения. Структурное подразделение является самостоятельной частью организации, выполняющей определенные функции управления на основе положения о структурном подразделении. В положении о подразделениях указывается подчиненность подразделения руководителю организации или его заместителям, основные функции управления, которые он реализует. Подчиненность устанавливается по схеме организационной структуры. указывается порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделения с указанием лица, правомочного проводить структурные изменения в подразделении. определяется численно-профессиональный состав работников исходя из нормативной численности служащих и штатного расписания. приводится схема подчиненности персонала внутри подразделения с разделением по уровням иерархии и основным комплексом задач. устанавливается перечень основных нормативных актов, положений и инструкций, которыми руководствуется структурное подразделение при решении задач и во взаимоотношениях с другими подразделениями. указывается главная цель деятельности структурного подразделения, определяющая его назначение и место в аппарате управления.

Положение о Коммерческом отделе 1. Общие положения. · Коммерческий отдел является структурным подразделением в составе __________________ (далее компания). · Общее руководство Коммерческим отделом осуществляется Начальником коммерческого отдела (далее «Руководитель»). · В своей деятельности Коммерческий отдел руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, уставом компании, приказами и другими регламентами, касающихся деятельности отдела, а также настоящим Положением. 2. Функции. 1. Проведение переговоров с клиентами. 2. Подготовка проектов договоров на оказание услуг. 3. Подписание договоров на оказание услуг. 4. Контроль выполнения договоров на оказание услуг. 5. Организация сервисных работ у клиента. 6. Осуществление претензионной работы. 7. Организация гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания. 8. Участие в спорных вопросах связанных с деятельностью отдела. 3. Права. 1. В установленном порядке использовать сбытовую сеть компании. 2. Осуществлять в установленном порядке переговоры с компаниями,, предприятиями и организациями, по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 3. От имени и по поручению компании, по доверенности выдаваемой генеральным директором компании: 3.1. Заключать договора на оказание услуг Представлять и рассматривать претензии. 4. Запрашивать и получать от функциональных отделов и служб компании материалы, справки и другую информацию, необходимые для выполнения поставленных перед отделом задач.

4. Оценка работы отдела. Эффективность деятельности Коммерческого отдела оценивается на основе выполнения за определенный период бизнес-планов, планов работы или каких-либо других видов планов и нормативов, установленных для отдела. 5. Взаимодействия. Коммерческий отдел в пределах возложенных на него функций взаимодействует со следующими структурными подразделениями компании: · Склад. · Отдел закупок. · Отдел кадров. · Юридическая служба. · Отдел бухгалтерии. · Транспортный отдел. · Отдел маркетинга. Начальник коммерческого отдела: ____________________/Ф.И.О./«__»__________200__ г.

3. Должностное разделение труда. Должность и её составные части (элементы). Самым конечным этапом разделения управленческого труда является формирование профессиональных должностей. Должности выступают «первокирпичиком» в любой организации. В общем смысле под должностью следует понимать учрежденную в установленном порядке структурную единицу того или иного органа, учреждения, предприятия, организации или их структурных подразделений, определяющую содержание и объем полномочий занимаемого её лица. Должность - это форма разделения труда, и она выступает универсальной формой организации деятельности людей.

Должность характеризуется следующими признаками 1 ) является частью организационной структуры организации/предприятия; 2)включает в себя часть компетенции этой организации, установленной в правовых актах. С организационной точки зрения должность представляет собой определённую структурную единицу, находящуюся в системе организации. В обычных организациях должности вводятся согласно необходимости и потребности предприятия на основании должностных инструкций, которые составляются благодаря справочнику классификатора должностей (квалификационный справочник должностей служащих), где прописываются обязанности, права, стаж работы, профессионально- квалификационные признаки.

Алгоритм «создания должности». Функциональное разделение труда всегда стоит первичнее должностного. Должностное является следствием функционального разделения труда. В обоснование должности положен также должностной признак, 1/ вначале рассматривается функция, 2/ затем она разбивается на стадии ( технологическое разделение труда) 3/ и под функцию и стадии функций берутся квалификационные признаки, 4/после составляются обязанности и ответственности и 5/ последний этап это наименование должности.

Должностное разделение труда должно строиться на принципах рационального квалификационного разделения труда. Ими являются такие принципы: - должна быть равномерность нагрузки работников одной профессиональной группы; - объем и профиль работы должен максимально соответствовать квалификации и стажу работника, его деловым и психологическим характеристикам; - сложность работы должна зависеть от квалификации работника. Высококвалифицированный специалист не должен быть разгружен малозначимой работой, а специалисту с невысокой квалификацией не следует делать трудную для него работу, требующей хорошей подготовки и навыков.

Должностное разделение труда работников управленческого труда – это распределение работников по должностям в соответствии с функциональным, технологическим, профессионально-квалификационным разделением труда. На основе перечня должностей создается ещё один документ – должностная инструкция, в соответствии с которой осуществляется профессиональная трудовая деятельность работника. Более детальное разделение профессиональной формы – квалификационная форма разделения труда.

В должностную инструкцию включаются: 1) Общие положения (назначение должности, квалификационные требования к ней: к уровню образования, знаниям, умениям, навыкам, опыту работы и т.д.); 2) возлагаемые функции к должности; 3) должностные обязанности; 4) права; 5) ответственность; 6) взаимодействия с другими должностями.

Должностная инструкция помогает ответить на вопрос: какие компоненты лежат в основе понятия «должностное разделение труда»? В основе должностного разделения труда лежит разграничение должности на составные части (элементы), главными из которых являются компетентность, полномочия, ответственность.

Компетенция Термин «компетенция» восходит к лат.словуcompetere, основное значение которого – «подходящий». В большинстве определений понятия «компетенция» присутствуют следующие компоненты: знания, умения, навыки, профессионально-важные качества личности. Компетенция – совокупность активно используемых знаний, умений, навыков, а также профессионально - важные качества личности, необходимая работнику для эффективного выполнения определений работы. Это понятие позволяет описать практически все элементы готовности человека к эффективной работе в заданной ситуации.

Компетенция – это способность -инициативно и оперативно применять на практике знания, умения и навыки, получаемые в ходе обучения; -креативность и способность действовать эффективно в условиях неполноты информации и ограничений во времени; способность быстро переквалифицироваться в соответствии с требованиями внешней и внутренней обстановки; -способность выступать экспертом в конкретной области; умение соотнести цель с применяемыми методами, выраженная способность выбрать те навыки, которые применимы к конкретной ситуации, умение выстроить правильный алгоритм действий; - способность увидеть проблему, готовность её решить.

Считается, что каждое рабочее место, каждую должностную функцию можно описать с помощью набора необходимых компетенций. К базовым современным компетенциям относят: - ориентированность на изменения; - освоение и использование новых знаний и навыков; - постоянное усовершенствование процессов; - эффективное взаимодействие и сотрудничество; - умение работать в команде. Описание компетенций часто называют профилированием должности, хотя единые стандарты описания компетенций отсутствуют.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОФИЛЯ ДОЛЖНОСТИ РАБОТА Функции, права и обязанности Профессиональные знания, умения, навыки Эмоционально-личностные характеристики Анкетные данные Компетенции Опыт Профиль должности Профиль должности определяет требуемые компетенции для эффективного выполнения работы.

Полномочия всегда вписаны в тот или иной документ, уполномочивающий одно лицо действовать от имени другого в целом или в определенных целях на определенный срок. Полномочия выражаются в обязанностях и правах любой должности. Рассмотрим обязанности и права. В должностной инструкции есть раздел «Должностные обязанности», в котором определяются обязанности служащего согласно задачам подразделения (управления, комитета, департамента, отдела) и функциональным назначением должности. В должностных обязанностях должны быть определены и основные функции, которые будет выполнять служащий. Формулировки обязанностей должны отражать реально выполняемую работу, соответствовать назначению должности. При этом следует так разрабатывать должностные инструкции, чтобы ни одна из функций структурного подразделения не была незакрепленной в виде обязанностей работающих в нем служащих, а все случаи дублирования функций были мотивированны.

При разработке должностных обязанностей должны учитываться по выработке и принятию управленческих решений функциональное и технологическое разделения труда. Функциональное разделение труда при должностных обязанностях руководителей и специалистов проводится согласно функциям управления, а технологическое разделение труда расписывает руководителям (помощникам) этапы принятия ими решений и предвосхищает результаты этой работы, а специалистам (обеспечивающим специалистам) определяется круг обязанностей по подготовке проектов решений в соответствии с их функциями. В должностном регламенте в разделе «Права» содержится перечень должностных прав, которыми служащий может воспользоваться в пределах своей компетенции. Определение прав основывается на нормативно-правовой базе. Конкретное содержание прав зависит от характера возложенных на государственного гражданского служащего обязанностей и должно быть достаточным для своевременного их исполнения.

Ответственность Как известно, сегодня термин «ответственность» трактуется по- разному, например: ответственность как синоним обязанностей; ответственность как необходимость давать ответ за свои действия, поступки; ответственность как наказание за невыполнение своих обязанностей; ответственность как осознание значимости своей деятельности, способность добровольно брать на себя какие-то обязательства. Ответственность как наказание за невыполнение своих обязанностей - такая формулировка широко применяется в правовой и трудовой деятельности.

В любой должностной инструкции или регламенте имеются разделы «обязанности» (здесь указываются обязанности должностного лица) и «ответственность» (указывается, что за невыполнение этих обязанностей должностное лицо несет ответственность). Здесь также под термином «ответственность» понимается наказание за невыполнение своих обязанностей. В разделе «Ответственность» служащий несет предусмотренную законодательством ответственность. Он может нести материальную или дисциплинарную ответственность за неисполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав граждан и их интересов, за несохранение государственной тайны и т.д.

Компетенции, полномочия, ответственность – это составные элементы должности, без них должность как организационная единица не могла бы существовать. Эти составные части должности помогают вывести такое понятие, как «основание должности», а основания должности также влияют на элементы должности, то есть происходит как в химии донорно- акцепторная связь.

В государственных должностях есть основания Деятельностное основание- это содержание основных функций, задач, направлений деятельности, предписанный должности Правовое основание – это совокупность полномочий и ответственности по должности Информационно-коммуникативное- это система информационных и коммуникативных связей вне и внутри организации Материальное основание. Характеризует весь спектр материальных затрат, связанных с должностью, включая льготы, гарантии, пенсионное и медицинское обеспечение и т.д. Итак, должностная инструкция отражает распределение труда между служащими, учитывая специализацию при выполнении отдельных видов работ, а также компетенции, полномочия и ответственности каждого работника.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!