ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Формы и механизмы реализации программ развития.
Advertisements

Предложения по реализации и развитию моделей ГЧП в здравоохранении региона Некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век»
Семинар «Развитие потенциала государственно-частного партнерства для улучшения инфраструктуры Самарской области и предоставления государственных услуг.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
«О текущей ситуации развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия)» заместитель министра экономики Республики Саха (Якутия) Чекин.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Государственно-частное партнерство (ГЧП)- public-private partnership (РРР) Сферы применения ГЧП финансовый сектор общественный.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА юридически закрепленная форма взаимодействия между государством и/или муниципалитетом и частным сектором в.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Консалтинговая группа «Лекс» ООО «Лекс – Консалтинг» ПУРТОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ «Приоритетные задачи реализации государственно-частного партнерства в Тюменской.
Нормативно-правовая база в сфере ГЧП. Текущее состояние нормативно-правовой базы в РФ Отсутствует единый федеральный закон, регулирующий ГЧП в РФ В отсутствие.
Актуальные вопросы совершенствования правовой базы государственно-частного партнерства ФОРУМ РЕГИОНОВ РОССИИ 28 апреля 2010 года, Москва, ГК «Президент-отель»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ – УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Возможные пути структурирования проектов ГЧП в секторе жилищного строительства в РФ Ольга Ревзина, Партнер, Herbert Smith LLP 16 марта 2011.
Денис Качкин, партнер Юридическая компания Качкин и Партнеры, Санкт-Петербург Научно-практическая конференция Механизмы ГЧП при Развитии.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Транксрипт:

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ПОНЯТИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА Частно-государственное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий (1). _______________________ (1)Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, С. 14.

Черты ЧГП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса: определенные, часто длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет); специфические формы финансирования проектов (за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников); обязательное наличие конкурентной среды (за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками); специфические формы распределения ответственности между партнерами (государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям); разделение рисков между участниками соглашения на основе достигнутых договоренностей (2). _______________________ (2) Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 200G. С. 40.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА контракты как административный договор (контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи) аренда государственного имущества, лизинг (передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование за определенную плату) концессия (концессионное соглашение) (государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии) соглашение о разделе продукции (в отличие от концессии, в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть совместно произведенной продукции) совместное предприятие (в качестве участников (акционеров) СП выступают частные инвесторы и государство, риски сторон распределяются в зависимости от размера доли в уставном капитале) _____________ См.: Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.; Государство и бизнес: институциональные аспекты; Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен N 2.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЧГП ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/ управление - передача) (инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств) BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача) (частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти) ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление) (предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства, затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения) BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление) (созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора) ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача) (акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов) DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача) (ответственность частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование) DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) (специально оговаривается ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов)

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЧГП Регулирование на федеральном уровне Общее регулирование Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральный закон от ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Федеральный закон от ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Специальное регулирование: Федеральный закон от ФЗ «О концессионных соглашениях» Федеральный закон от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» Регулирование на региональном уровне Санкт-Петербург – Закон от «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» Республика Дагестан – Закон Республики Дагестан от «Об участии Республики Дагестан в государственно частных партнерствах» Томская область – Закон от ОЗ «О государственном партнерстве в Томской области» Саратовская область – Закон от СЗО «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области» Приморский край – Закон Приморского края от КЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае»

ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН) Целью проекта: создание сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров, как элемента национальной инновационной системы для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса. Участники проекта: Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «Поселок городского типа «Камские Поляны», Министерство регионального развития РФ, ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк «Камские Поляны» Объем инвестиций: 1 727,6 млн. рублей СТРОИТЕЛЬСТВО И ПОСЛЕДУЮЩАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО КОМПЛЕКСА «ЮГ-2» (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) Цель проекта: Строительство многоцелевого Морского торгового порта Усть-Луга пропускной способностью до 120 млн тонн различных грузов в год. Участники проекта: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта, ОАО «Компания Усть-Луга» Объем инвестиций: 8 502,0 млн. рублей СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДСТАНЦИИ «ПРИБРЕЖНАЯ» (Г. ОМСК) Цель проекта: Комплексное развитие системы энергоснабжения Левобережной зоны города Омска. Участники: Правительство Омской области, Министерство регионального развития РФ, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири». Объем инвестиций:2 126,4 млн. рублей

СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЧГП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА ПРАВОВАЯ ФОРМА Всего Аренда с инвест. обязательствами Государственный контракт Инвест. фонд РФ Контракт жизненного цикла Концессион ное соглашение Особая экономичес кая зона ОТРАСЛЬ В том числе по отраслям ЖКХ, водоснабжение и водоотведение ЖКХ, теплоснабжение ЖКХ, утилизация отходов61 14 ЖКХ, электроснабжение11 Здравоохрание Культура31 2 Образование4 31 Промышленное производство92 52 Развитие территорий Строительство жилых объектов и инфраструктуры 31 2 Строительство нежилых объектов и инфраструктуры Транспорт, автодороги7 7 Транспорт, аэропорты6 15 Транспорт, железные дороги21 1 Транспорт, логистика1 1 Транспорт, мосты2 11 Туризм55 Физкультура и спорт Энергетика5 131

СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЧГП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ВсегоПланируемыйПриостановленРеализованныйРеализемый ОТРАСЛЬ В том числе по отраслям АПК101 9 Добыча полезных ископаемых5 1 4 ЖКХ1 1 ЖКХ, водоснабжение и водоотведение ЖКХ, теплоснабжение ЖКХ, утилизация отходов ЖКХ, электроснабжение2 11 Здравоохранение Культура32 1 Образование102 8 Промышленное производство Развитие территорий Строительство жилых объектов и инфраструктуры Строительство нежилых объектов и инфраструктуры 7 25 Транспорт21 1 Транспорт, автодороги135 8 Транспорт, аэропорты Транспорт, железные дороги71 15 Транспорт, логистика3 12 Транспорт, метрополитен0 Транспорт, морские и речные порты11 Транспорт, мосты92 16 Туризм101 9 Физкультура и спорт10 64 Энергетика