Возобновление методологии Вадим Розин ИФРАН. Критика методологии Одни философы обвиняют методологию как подход в претензиях на нормативизм и всеобщую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Advertisements

Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики Секционное занятие РМО учителей истории, права, обществознания.
Деятельностный подход в образовании как методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Транксрипт:

Возобновление методологии Вадим Розин ИФРАН

Критика методологии Одни философы обвиняют методологию как подход в претензиях на нормативизм и всеобщую экспансию, другие в технологизме, третьи (феноменологи) утверждают, что методология в силу приверженности к априорности, схематизации и методам не в состоянии осмыслить изучаемое явление, сохранив его уникальность и своеобразие. «Для неокантианцев, замечает А.Огурцов, характерен панметодологизм, то есть превращение методологии в универсальное философское учение, определяющее и форму, и содержание, и предмет научного познания и вообще своеобразие тех или иных научных дисциплин» [Огурцов 2001].

Критика (продолжение) Всегда может быть задан вопрос: с какой это стати методолог предписывает другим специалистам, как им мыслить, сам он то мыслит правильно? Что из того, что методолог изучает и конституирует мышление, если не ясны основания его подхода. Как известно, ряд методологических программ были ошибочны или неэффективны. Методология в своем желании все контролировать, делать ясным и операциональным, просчитываемым и управляемым, невольно выплескивает вместе с «ошибочными способами мышления» самого ребенка – с одной стороны, уникальный феномен, который никогда не может быть вычислен и прояснен до дна, а часто именно этим прояснением затемняется, с другой – саму мысль, суть которой в том, чтобы готовить следующую, новую мысль. «Провал программы разработки универсальной нормативной методологии науки, - пишет В.Швырев, - стимулировал радикальный отказ от самой идеи методологии (характерен подзаголовок работы П.Фейерабенда Против метода). Эта же антиметодологическая идеология активно развивается в настоящее время и в русле постмодернизма».

Альтернативы методологии нет Недостатки методологии не снижают её значение и необходимость. В настоящее время, по сути, каждая серьезная интеллектуальная задача для своего решения предполагает методологическую работу: проблематизацию, выбор средств и стратегий решения, методологический контроль и рефлексию, обсуждение неудач и проблем, возникающих при реализации методологических предложений и прочее. Наблюдения показывают, что значение методологии в течение всего ХХ столетия постоянно возрастало. Все больше усложняется мышление практически во всех областях деятельности и практиках. В результате для эффективной мыслительной работы мышление приходится планировать и программировать, а это одна из важнейших функций методологии. В свою очередь, усложнение мышления связано как с расширением спектра применяемых средств и методов, так и необходимостью выбора той или иной познавательной, более широко мыслительной стратегии.

Основные принципы методологического подхода Первый принцип: онтологическим основанием методологии выступает мышление, относительно которого задается назначение и миссия методологии. Методология видит свою цель в перестройке неудовлетворительных форм и способов мышления, в создании условий, позволяющих решать принципиально новые проблемы и задачи, в поддержании культуры мышления. Мышление в методологии понимается: как дискурсивная мыслительная практика (рассуждения, доказательства, построение схем, понятий, идеальных объектов и пр.), как правильные способы дискурсии, не приводящие к противоречиям и другим затруднениям, позволяющие эффективно решать мыслительные проблемы и задачи, как осознание (концепции) мышления; последний момент осознается значительно меньше.

Методологическая концепция мышления: развитие, нормативность, концептуальность Концепции мышления Нормативные и направляющие конструкции Концепци имышлени я Бэкона и Декарта Психолог. концепции мышления Феноменол. концепции мышления Концепция мышления ММК Антична я концепция мышления Правильные способы мыслительного конструирования Дискурсивные мыслительные практики

Самоорганизация и организация методологического мышления Второй важнейший принцип методологии контроль за правильностью самой методологической мысли, предполагающий, с одной стороны, её рефлексию, анализ и оценку, с другой демонстрацию и разъяснение этой мысли заинтересованным субъектам, с третьей стороны, если это необходимо, определенное изменение, перестройку собственной мысли. Последовательность шагов контроля: разъяснение и для других и для себя предлагаемой стратегии мышления, практическая реализация этой стратегии, анализ её эффективности, обсуждение условий, позволяющих превратить эту стратегию в социальную норму, работа в этом направлении. Если методолог перестраивает мышление, учитывая его природу, следит за правильностью собственной мысли, если практически реализует свои предложения и готов учесть критику в их адрес (что не означает обязательно с ней согласиться), а также готов, если это необходимо, изменить собственные представления и способы работы, то в этом случае он может считать свое мышление методологическим и рассчитывать на успех у тех, к кому обращается.

Схема самоорганизации и организации методологического мышления Распредмечивание Опредмечивание Разъяснение своей работы, учет критики и новой практики мышления, коррекция методологических построений Схемы (методолог. мышление) Объект- кандидат (объект отнесения) Сложивший ся предмет Новый предмет Новые практики

Технология и исследование мышления Третий принцип опора в решении методологических проблем и задач, с одной стороны, на современные интеллектуальные технологии, с другой на научное изучение мышления. Методолог в качестве своих средств (стратегий) использует техники ведения диалога и критики, техники проектирования, программирования, научного исследования и т.д., но также знания, полученные в ходе исследования становления и функционирования мышления. Исследование мышления методологу необходимы для того, чтобы, перестраивая последнее, быть уверенным, что он не разрушает мышление, а способствуют его развитию. При этом методолог учитывает дефициентность разных типов мышления и их концептуализаций. Как границу учитывает он и то, что мышление это не только конструкция методолога, но и органическое образование, на становление которого оказывают влияние вызовы времени, изобретения, установки мыслящей личности, условия коммуникации, способы использования знаний и ряд других моментов.

Частная и общая методология Четвертый принцип разделение методологии на две сферы: частную и общую. Задачи частной методологии перестройка способов мышления в той или иной конкретной дисциплине (определенном направлении философии, конкретной науке, конкретном типе проектирования, определенном виде искусства и т.д.). Основная задача общей методологии исследования и разработки, позволяющие создавать средства для частных методологов. Общая методология смыкается с философией и гуманитарными науками. Особенностью частной методологии является не только неприятие установок панметодологии, но и другое понимание правильности методологических построений. Частный методолог идентифицирует себя как действующего в кооперации с предметником (философом, ученым, педагогом, проектировщиком и т. д.). Хотя он и дает рекомендации ему, как мыслить и действовать, но не потому, что знает подлинную реальность, а в качестве специалиста, изучающего и конституирующего мышление, такова его роль в разделении труда.

Связь между общей и частной методологиями Практики (наука, инженерия и т.д.) Общая методология Частная методология Средства Философия Культурология Гуманитарные науки

Методология и философия Пятый принцип - связь методологии с философией. Акцентируя технологическую сторону дела, сосредоточиваясь на мышлении и его реформировании, методология нуждается в более широком взгляде, учитывающем личность мыслящего и само бытие (время), его вызовы и сущность. Конечно, можно считать, как Г.П. Щедровицкий, что все это должно учитываться в самой методологии. Но я так не думаю. Вряд методология, претендующая на ассимиляцию философии и наук, будет жизнеспособным и культуросообразным социальным организмом.

Установки методологии Технологизация и изучение мышления. Рефлексия и распредмечивание. Перестройка неудовлетворительных способов мышления и опредмечивание. Контроль за собственным мышлением. Различение общей и частной методологии, а также процессов «сопровождения» и «продвижения».

Методология и феноменология Многие методологические формы работы, по сути, эквивалентны феноменологическим, но в отличие от последних контролируемы. Проблематизация и схематизация позволяют выявить уникальность изучаемого явления, а также преодолевать односторонность исследовательского подхода. Гуманитарные установки методологической работы и методы культурно-исторической реконструкции – брать явление в связи с бытием (жизнью). Коллективные формы методологического мышления способствуют тому, что методологическая мысль строится так, чтобы готовить условия для следующей новой мысли.

Добавление 1 Пузырей вслед за Хайдеггером, Делезом, Фуко и Мамардашвили, жестко противопоставляет способы мышления, всего лишь воспроизводящие на разном материале одни и те же мыслительные стратегии и структуры (Пузырей называет это «пересчетом»), живым способам мышления, где мысль – это всегда негарантированное событие, всегда новая мысль, преодолевающая старые формы. Согласившись с этой оппозицией, я развел, во-первых, ситуации функционирования сложившегося мышления и ситуации становления нового мышления. Для функционирования мышления характерны интеллектуальный пересчет и использование сложившихся средств, для становления – новая негарантированная мысль и совершенно другой контекст использования, например, не для получения знаний о действительности, а скажем для общения, диалога, встречи.

Добавление 2 Методология существует как в форме многих разных семинаров и направлений методологической работы, включая вполне социализированных, так и в творчестве отдельных методологов, но всегда в оппозиции к другим формам мышления и мироощущения. Организационно методология поддерживается не только лидерами методологического движения, но и методологическими площадками социализированной работы (например, обслуживающими власть или какие-то институты), и методологическими семинарами, и сайтом Методология в России, и различными публикациями в научных и философских журналах и книгах.