Музыка и её значение в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнили Ученицы 11 Б класса МКОУ «СОШ 2» Баёва Светлана Викторовна, Гордеева Валентина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Advertisements

Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Элективный курс Лингвостилистический анализ текста ЗАНЯТИЕ 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГОРДЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ МБОУ школы 122 Красноглинского района, г.о Самара.
Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х – начала 1860-х годов Автор проекта: Перетягина Анастасия Владимировна.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Образы пламени в судьбе героев М.Булгакова и Б.Пастернака (по произведениям М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.пастернака «Доктор Живаго» героев М.Булгакова.
КАК АВТОР СОЗДАЕТ ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ? КАК АВТОР СОЗДАЕТ ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ? (Леонид Соловьев и Ходжа Насреддин) Исследовательский проект.
Всероссийский конкурс «Учитель года-2015» (муниципальный этап) Методический семинар Актуальность использования современных образовательных технологий на.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Есть имена как солнце! Имена Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена! Игорь Северянин Руководитель:
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Транксрипт:

Музыка и её значение в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнили Ученицы 11 Б класса МКОУ «СОШ 2» Баёва Светлана Викторовна, Гордеева Валентина Георгиевна Тимошенко Екатерина Эдуардовна Руководитель Сальникова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Проблема: Какую роль в понимании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» играет музыка? Тема исследовательской работы: Музыка и её значение в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Актуальность нашей работы заключается в неослабевающем интересе к исследованию неклассических художественных систем, к которым принадлежит и творчество М. Булгакова. Рассмотрение булгаковских произведений на стыке литературы и музыки позволяет изучить существенные составляющие творческого метода писателя.

Объектом исследования послужил роман «Мастер и Маргарита». Предметом исследования в работе является «музыкальность» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель нашей работы: исследовать литературное произведение с точки зрения присутствия в нём музыки

Ознакомиться с теоретическими исследованиями, посвященными анализу прозы М. Булгакова с точки зрения «музыкальности»; Найти в тексте романа музыкальные цитаты и намёки и проанализировать их; В соответствии с намеченной целью в исследовании ставятся следующие задачи:

Методы исследования Аналитический Структурно-семантический

Новизна нашей работы заключается в том, что мы впервые литературный опыт М. Булгакова представляем в его непрерывной связи с музыкой и анализируем с привлечением целого ряда музыкальных ассоциаций, раскрывающих глубинные механизмы авторского письма. Теоретическая значимость заключается в том, что применяемый в работе метод исследования литературного произведения с точки зрения присутствия в нём музыки может быть использован для анализа «музыкальности» прозы других писателей.

1 этап: изучение литературы Идея синтеза искусств оказалась чрезвычайно востребованной в литературной и художественной жизни первой четверти XX столетия. Многие авторы, подвергая критическому осмыслению традиционные формы и творческие подходы, искали иных способов освоения мира. Обращение к музыке - к искусству чувств, переживаний, стало наиболее востребованным в среде поэтов и писателей.

1 этап: изучение литературы Существуют глубокие исследования, посвященные непосредственно анализу прозы и драматургии М. Булгакова с точки зрения «музыкальности» их структуры. Большой интерес представляют научные изыскания И. Бэлзы и Б. Гаспарова. И. Бэлза в статье «Генеалогия «Мастера и Маргариты»» выделяет и характеризует два ведущих для романа лейтмотива - огня и луны. Наиболее полно система мотивов в «Мастере и Маргарите» была рассмотрена Б. Гаспаровым, который считает «основным приемом, определяющим всю смысловую структуру «Мастера и Маргариты» принцип лейтмотивного построения повествования».

2 этап: исследование лексического уровня Одним из видов передачи информации у Булгакова является словесная форма передачи в языке художественного произведения чувственных восприятий посредством метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, развернутых ассоциативных метафорических картин. Метафоричность, образность, многозначность авторского слога задается музыкальными терминологическими лексемами, при этом расшифровка данных понятий требует музыкальной подготовки читателя. Работая с текстом мы сначала выбирали лексемы, лексические единицы, а затем компоновали найденный материал в таблицу:

Когда таблица была окончена, стало очевидным, что можно найти музыку, которую слушал М.А. Булгаков и которая доступна современному слушателю, и тогда нам захотелось и удалось сделать «ролик» - музыкальный анонс романа «Мастер и Маргарита»

Выводы Подводя итоги нашему исследованию, можем констатировать следующее: Ритм танца, ритм марша и вокальность главные характеристики булгаковской «музыки в романе».

Выводы Музыкальные цитаты и намёки в текстах Булгакова организуют межтекстовые связи, выступая как личностные музыкально - художественные ассоциации автора. В романе существуют не два, а три параллельных мира. Один - высший идеальный мир классической совершенной музыки, другой - джазовая музыка ресторанов, танцевальных залов, развлекательный продукт времени, третий – мир народной песни, в контексте романа приобретающей зловещий, фарсовый характер. Эти антитезы пронизывают ткань произведения, создавая положительные и отрицательные оценки посредством цитат из оперной музыки, популярных народных и джазовых песен.

Выводы Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения структуры сюжета это «роман в романе», на музыкально- образном же уровне он представляет собой своего рода «музыку в романе»; Итак, духовно-образное значение музыки в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» почти полностью совпадает с идейным замыслом, темой и проблематикой литературного произведения в целом. Автор, создавая главный труд всей своей жизни, подобрал музыкальные моменты созвучно с замыслом романа, осознанно вкладывая определенное идейное содержание и композиционную логику. Фамилии композиторов, музыкальные жанры, названия музыкальных произведений не случайны и помимо символико-образного значения обладают контекстной функциональностью.