Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Advertisements

Выявление уровня квалификации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности Письменное квалификационное испытание Подготовка.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 2011 г.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
«Экспертная деятельность в процессе аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком» И.Н. Овсиевская, директор НМЦ экспертизы и квалификационных.
Экспертная оценка конспекта урока Маилян Н.Р., Аверьянова И.Ю.
Методические материалы Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. Адресная направленность – руководители ОУ, эксперты аттестационных.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Подготовка к экспертизе начинается с разработки проведения урока. Педагог выбирает предмет,в соответствии с учебной программой- тему урока, составляет.
Т.А. Катышева – главный специалист Управления образования и молодежной политики Т.А. Катышева – главный специалист Управления образования и молодежной.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям к первой и высшей квалификационной категории.
На подтверждение соответствия занимаемой должности Квалификационное испытание.
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
Основные задачи аттестации: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников; выявление перспектив.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. 209.
Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Рекомендации по подготовке к успешному прохождению добровольной.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Лысова Е.В., директор Центра аттестации педагогических.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 19 октября 2010 года.
Транксрипт:

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников

Компетенции в обеспечении понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции в целеполагании: (предметном, личностном) Компетенции в разработке программ деятельности Компетенции в принятии решений Компетенции в оценивании Компетенции в обеспечении информационной основы деятельности Компетенции в организации учебной деятельности Компетенции в обеспечении мотивации поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Компетенции в понимании ученика Компетенции в предмете преподавания и в методах

Выявление уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия занимаемой должности 4

5 Тестирование Тестирование как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

6 По содержанию тест включает вопросы по разделам: - педагогика психология -содержание и методика преподавания предметной области На работу с тестом аттестуемому педагогу отводится 2,5 часа

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

6 Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагогав ходе написания конспекта урока Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы

Общие требования к написанию конспекта урока: 1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.

14 2. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 2 часа. Общие требования к написанию конспекта урока:

14 3. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала). Общие требования к написанию конспекта урока:

Схема конспекта урока Этапы работыСодержание этапа (заполняется педагогом) 1.Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Схема конспекта урока Этапы работыСодержание этапа (заполняется педагогом) 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. 10 продолжение

Схема конспекта урока Этапы работыСодержание этапа (заполняется педагогом) 3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала 15 продолжение

Схема конспекта урока Этапы работыСодержание этапа (заполняется педагогом) 4. Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. 15 продолжение

Схема конспекта урока Этапы работыСодержание этапа (заполняется педагогом) 5. Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. 15 продолжение

Решение педагогической ситуации Решение педагогической ситуации как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Педагогу предлагается решить три ситуации. На выполнение заданий предоставляется 1,5 часа Педагогу предлагается решить три ситуации. На выполнение заданий предоставляется 1,5 часа По каждой ситуации педагог может получить от 0 до 3 баллов

Оценка письменной работы экспертом Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с системой разработанных критериев

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям: Учитель разделяет тему урока и цель урока. Цели формулируются в понятной для ученика форме. Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности. Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока. На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.). Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом. Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области мотивирования обучающихся Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике. Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока. Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д. Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся. Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех. Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области информационно й основы педагогической деятельности Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности. Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев: Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета. Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники. При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету. Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания. Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы. Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев: При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся. Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает. Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися. Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев: При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д. Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися. Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы. Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов. Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Критерии оценки письменной работы Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев: Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения. Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью. Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Критерии оценки письменной работы 20 Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области организации учебной деятельности Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока. Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач. Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины. Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог. Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся. Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа- пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.). Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся. Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов. Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Критерии оценки письменной работы продолжение Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога

Оценка письменной работы педагога В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока. В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей.

Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации. 25

По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.

Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для педагога необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого педагога и повторное прохождение им процедуры аттестации.

Выявление уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям

Формы аттестационных испытаний по выбору : -тестирование -защита реферата -творческий отчет -защита методической (научно-методической, опытно- экспериментальной) разработки; -защита педагогического (авторского)проекта, программы, учебно-методического пособия; -презентация мастер-класса; Обязательно: проведение 3 открытых уроков, занятий, внеклассных мероприятий, контрольных срезовых работ

Критерии определения установления соответствия первой (высшей) квалификационной категории при проведении тестирования. Проверка знаний по педагогике, (включая современные образовательные технологии) - 80% правильных ответов - высшая категория - 70% правильных ответов – 1 категория Проверка знаний по психологии (проверка знаний по психологии) - 80% правильных ответов - высшая категория - 70% правильных ответов – 1 категория Cодержание и методика преподавания предметной области. - 80% правильных ответов - высшая категория - 70% правильных ответов – 1 категория

Критерии определения установления соответствия первой (высшей) квалификационной категории при защите реферата. Оценка при защите реферата предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите реферата при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт).

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и способов, путей их разработки. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов. Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России. Эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе аттестуемого. Показать параметры и критерии, с помощью которых можно представить полную объективную картину анализируемых явлений. Перспективность и практическая значимость работы. Возможность использования идей, программ и методик в других учреждениях образования. Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы. Обоснованность и доказательность выводов при защите реферата и ответов на вопросы.

Критерии определения установления соответствия первой (высшей) квалификационной категории при защите методической разработки. Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и способов, путей их разработки. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов. Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России. Эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе аттестуемого. Показать параметры и критерии, с помощью которых можно представить полную объективную картину анализируемых явлений. Перспективность и практическая значимость работы. Возможность использования идей, программ и методик в других учреждениях образования. Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы.

При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: Анализ урока Анализ результатов учебной деятельности учащихся Анализ результатов внеучебной активности учащихся Анализ показателей методической работы педагога Анализ достижений педагога: имеющихся наград, грамот и т.д. Опросы удовлетворенности педагогической деятельностью аттестуемого 32

1.Анализ урокаДанная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки. 3.3.Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя

4.Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим источником для деятельности эксперта. Это не только база для сопоставления, но и основа для проведения дополнительного анализа и построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. 5.Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций, возможно использование экспресс-формы, разработанной Центром Оценки и Контроля Качества Образования (ЦОиККО) 6.Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники:

7.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить информационную основу и мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат. 8.Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства В соответствие с Положением об аттестации победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. 9.Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности 10.Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетенциям педагога. 11.Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя

12.Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. 13.Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. 14.Результаты опросов и диагностики обучающихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя

15.Анализ результатов мониторинга качества образования Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность. Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !