Процессы и документированные процедуры системы менеджмента качества образовательного учреждения. Аудит системы менеджмента качества Колина Т.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Advertisements

Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Цель лекции: освоить порядок организации и проведения внутренних аудитов в системе менеджмента качества как механизма постоянных улучшений. Освоить порядок.
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА. Платонова С.Ю., заместитель директора по УВР Лицея имени.
Внутренний аудит системы менеджмента качества. Термины, относящиеся к аудиту Аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
Система менеджмента качества ЧТТПиК Этап апробации Максимова С.А., зам. директора по НМР 28 августа 2009 г.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Сертификация СМК Внутренние аудиты И.Г. Карелина Повышение квалификации по направлению «Управление качеством»
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
МСК ISO 9000: ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ И.Г. Карелина Курс повышения квалификации «Управление качеством» 27/03-07/04/2006.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Болонская декларация Ввести сопоставимую с общеевропейской систему многоуровневого высшего образования (бакалавр- магистр); Ввести сопоставимую с общеевропейской.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Транксрипт:

Процессы и документированные процедуры системы менеджмента качества образовательного учреждения. Аудит системы менеджмента качества Колина Т.П.

Проблема выбора модели СМК СМК по ГОСТ Р ИСО Типовая модель Рекомендации Рособрнадзора Сертификация и международное признание

Требования к СМК повышение удовлетворенности потребителей поддержание в рабочем состоянии повышение результативности

Гарантии качества образования продукции Сертификация продукции Аттестация специалиста Сертификация производства Сертификация СМК Сертификация СМКО Аттестация образовательных программ

Законодательная и нормативная база СМК Конституция РФ. Трудовой кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ ФЗ РФ «Об образовании». ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Типовое положение об образовательном учреждении ВПО РФ (Постановление Правительства РФ от ) Устав ОУ

Требования ГОСТ Р ИСО (п.4.1) Организация должна создать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно повышать ее результативность

Структура документированной СМК

Состав документированной СМК

Требования к документированию СМК документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, включая шесть обязательных по ГОСТ Р ИСО ; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001

Этапы разработки СМК Формулирование миссии, видения, политики, целей Разработка стратегии и плана развития Разработка организационной структуры ОУ Распределение ответственности и полномочий Разработка состава и структурирование процессов Развертывание политики и целей в подразделениях

Внедрение СМК Документирование процедур и процессов Внедрение процедур и процессов в подразделениях – на факультетах и кафедрах Обучение персонала и распространение политики и целей Проведение внутренних аудитов и анализа СМК со стороны руководства

Поддержание СМК в рабочем состоянии (1) Проведение внутренних аудитов СМК Контроль выполнения процедур, процессов и исполнительской дисциплины Мониторинг, измерение и анализ основных, обеспечивающих и управляющих процессов Актуализация документации

Поддержание СМК в рабочем состоянии (2) Определение потребности в новых процедурах и процессах Изменения в организационной структуре Учет изменения внешних условий и (или) требований нормативно-законодательных документов Проведение корректирующих действий

Обязательные (по ГОСТ Р ИСО ) процедуры СМК п Управление документацией п Управление записями п Внутренние аудиты (проверки) п Управление несоответствующей продукцией п Корректирующие действия п Предупреждающие действия

Формирование состава процессов СМК Цели Задачи Организационная структура Процессы СМК Показатели результативности

Процессы СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 и по Типовой модели Менеджмент ресурсов Измерение, анализ и улучшение Процессы жизненнного цикла продукции Деятельность руководства по управлению качеством образования Основные процессы научно- образовательной деятельности ОУ Деятельность руководства по управлению качеством образования Вспомогательные процессы ОУ Деятельность по измерению, анализу и улучшению

Процессы СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 и по Типовой модели Обеспечение ресурсами (6.1) Человеческие ресурсы (6.2) Инфраструктура (6.3) Производственная среда (6.4) Планирование процессов жизненного цикла продукции (7.1) Процессы, связанные с потребителями (7.2) Проектирование и разработка (7.3) Закупки (7.4) Производство и обслуживание (7.5) Управление устройствами для мониторинга и измерений (7.6) Мониторинг и измерение (8.2) Анализ данных (8.4) Улучшение (8.5)

Основной процесс – подготовка специалистов Конкурсный отбор и зачисление (входной контроль) Аудиторные занятия Проверка знаний (оперативный контроль процесса) Производственно-технологическая и преддипломная практика Итоговый экзамен по специальности (выходной контроль качества подготовки) Аттестация специалистов (приемо-сдаточный контроль)

Основные процессы Проектирование и разработка продукции, Идентификация и прослеживаемость продукции; Процессы обращения с готовой продукцией и ее поставка

Основные процессы Планирование процессов жизненного цикла продукции (7.1) Процессы, связанные с потребителями (7.2) Проектирование и разработка (7.3) Закупки (7.4) Производство и обслуживание (7.5) Управление устройствами для мониторинга и измерений (7.6) Маркетинг рынка научных, образовательных услуг и рынка труда Проектирование и разработка образовательных программ Довузовская подготовка и прием студентов Реализация основных образовательных программ Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми Проектирование и реализация программ дополнительного образования Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) Научно-исследовательская и инновационная деятельность

Обеспечивающие процессы в СМК и вспомогательные – в Типовой модели Обеспечение ресурсами (6.1) Человеческие ресурсы (6.2) Инфраструктура (6.3) Производственная среда (6.4) Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса Кадровое обеспечение Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов Управление образовательной средой Издательская деятельность Библиотечное и информационное обслуживание Управление инфраструктурой и производственной средой Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.) Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ

Управляющие процессы Анализ и развитие СМКО Распределение ответственности и полномочий в СМКО и обмен информацией Планирование и развитие процесса подготовки специалистов

Обеспечивающие (вспомогательные) процессы Управление инфраструктурой и производственной средой

Степень документированности системы зависит от: размера организации и вида деятельности; сложности и взаимодействия процессов; компетенции персонала Документация может быть в любой форме и на любом носителе

Руководство по качеству должно содержать: область применения СМК, включая подробности и обоснование любых исключений; документированные процедуры СМК или ссылки на них; описание взаимодействия процессов СМК

Шесть обязательных процедур: Управление документами (4.2.3); Управление документированными сведениями (управление записями ); Внутренний аудит (8.2.2); Управление несоответствующей продукцией (8.3); Корректирующие действия (8.5.2); Предупреждающие действия (8.5.3)

Структура документированных процессов СМК Назначение процесса; Цель процесса; Основание для выполнения процесса; Руководитель процесса; Планирование процесса; Критерии результативности процесса; Исполнители процесса; Входные данные процесса; Этапы процесса; Выходные данные процесса; Верификация; Валидация; Анализ и оценка результативности процесса; Информационное обеспечение процесса; Документирование процесса, записи; Ответственные за выполнение и анализ

Измерение, анализ и улучшение Мониторинг и измерение (8.2) Анализ данных (8.4) Улучшение (8.5) Мониторинг, измерение и анализ процессов Управление несоответствиями Улучшение процессов посредством политики, целей, а также корректирующих и предупреждающих действий

Оценивание процессов СМК Оценивается СМК по четырем аспектам: a) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс? б) распределена ли ответственность? в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры? г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?

Формы оценки СМК аудит (проверка); анализ системы менеджмента качества; самооценка

Отличия СМК по ГОСТ Р ИСО-9001 и Типовой модели Студент – не потребитель, а объект преобразования в специалиста в результате обучения Обучение – процесс формирования специалиста путем реализации образовательных программ Разработка рабочих программ по дисциплине и УМК - процедура Проектирование и разработка – ГОС – информационная модель специалиста Образовательная программа – «технология» выполнения требований ГОС Студент – потребитель Обучение – образовательная услуга Проектирование и разработка образовательных программ – основной процесс

От СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 к Типовой модели Разработка и введение документированных процессов Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса Издательская деятельность Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.) Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ Воспитательная и внеучебная работа со студентами

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (Федеральный закон N 184-ФЗ о Техническом регулировании, 27 декабря 2002 года)

Аудит (проверка) системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО ) Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)

ГОСТ Р ИСО РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды, компетентности аудиторов

Аудиты (проверки) Внутренние аудиты (проверки)Внешние аудиты (проверки) Аудиты (проверки) первой стороной Аудиты (проверки) третьей стороной Аудиты (проверки) второй стороной

Виды аудитов (проверок) Внутренние аудиты (проверки), - аудиты (проверки) первой стороной, проводятся обычно самой организацией (3.3.1) или от ее имени для внутренних целей могут служить основанием для декларации о соответствии (3.6.1). Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые «аудиты (проверки) второй стороной» или «аудиты (проверки) третьей стороной»

Внешние аудиты (проверки) Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО

Аудиты (проверки), проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями. Такие организации – органы по сертификации, (аккредитованные на право проведения аудита), проводят сертификацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001

Анализ СМК - одна из задач высшего руководства : проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества

Анализ СМК включает: рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в соответствии с изменениями потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; определение потребности в действиях

Самооценка: всесторонний и систематический анализ деятельности организации и результатов по отношению к СМК или модели совершенства (модели Премии по качеству)

Самооценка дает: общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты

Процедура аудита (проверки) Программа аудита Свидетельство аудита Критерии аудита Наблюдения аудита

Внутренний аудит (проверка) проводится через запланированные интервалы для установления того, что СМК: а) соответствует требованиям к СМК; б) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Форма подтверждения соответствия СМК ДобровольнаяОбязательная Добровольная сертификация Декларирование соответствия Обязательная сертификация

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу

Третья сторона - не зависящая от поставщика и потребителя ( две стороны ) независимая структура - система сертификации. Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.

Сертификация Системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка то, что: СМК данного предприятия разработана и организована с учетом определенных требований и эффективно функционирует; обеспечивается высокое и стабильное качество услуг и продукции данного предприятия.

Сертификации системы менеджмента качества включает: проведение внутреннего аудита СМК; предварительную оценку системы менеджмента качества (СМК); проверку и оценку СМК в организации; инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества.

годы Изготовитель Выходной контрольВходной контроль Потребитель контролируемая продукция некачественная продукция

годы Изготовитель Выходной контрольВходной контроль Потребитель поставляемая продукция Сертификация

годы ИзготовительПотребитель поставляемая продукция Сертификация

После 2000 года ИзготовительПотребитель поставляемая продукция Сертификация ___некачественная продукция

Разработанная и внедренная СМК Разработка программы проверки (аудита), ее утверждение Проведение проверки. Отчет с рекомендациями План оргтехмероприятий по результатам проверки Устранение выявленных замечаний и несоответствий Заключение комиссии о готовности СМК к сертификации Требования Системы сертификации к СМК Комиссия (менеджеры по качеству) Приказ о проведении внутренней проверки СМК

ЭТАП 1 Общий анализ СМК ЭТАП 2 Поэлементный анализ СМК, разработка плана, приведение в соответствие с рекомендациями Системы сертификации ЭТАП 3 Реализация плана по приведению СМК в с рекомендациями ЭТАП 4 Внутренний аудит Внутренние проверки, разработка плана мероприятий по устранению выявленных замечаний, реализация плана ЭТАП 5.1 Подготовка и проведение сертификации. Назначение и проведение работы комиссии, заключение о наличии и эффективности СМК, формирование перечня несоответствий ЭТАП 5.2 Проведение сертификации. Устранение несоответствий, выдача сертификата на СМК ЭТАП 7 Подтверждение эффективности СМК

ПОДКОМИССИЯ ПО ОЦЕНКЕ СМК РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ОЦЕНКА ЭКСПЕРТЫ НД, регламентирующий деятельность экспертов НД по системе показателей качества процессов ПРОЦЕССЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) Выходные параметры процесса Входные данные процесса СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ СМК (ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ)

ГРУППА ЭКСПЕРТОВ ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРТ предшествующи е процессы последующие процессы З А Д А Ч И Установить соответствие принципам ГОСТ Р ИСО 9001-:2001 … наличие основных положений, реализующих принципы ГОСТ Р ИСО :2001 … наличие и полноту содержания НД СМК МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ - планирование и организация анализа данных; - выбор показателей качества процессов; - экспертная оценка с весовыми коэффициентами; - оценка эффективности по установленному алгоритму… РУКОВОДИТЬ КОМИССИИ ПО ОЦЕНКЕ Критерии эффективностиЗаключение о эффективности СМК

«Изменения никогда не даются легко, но не нужно усложнять их, привязываясь к схеме успеха одного этапа…. Мы должны напоминать себе, что управление подразумевает дальновидность и профессионализм……..Это и есть секрет постоянного успеха» Алан Дж. И Ричард К. Локридж, 1984 г. в книге «Стратегии, которые работают»

Благодарю за внимание ! СМК