Чтобы познать себя, надо идти к другому. Сократ Тихонов С.Е., зав. кафедрой гуманитарного образования, к. филол. н., доцент Государственная политика в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Advertisements

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
НОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Август 2010 год Заместитель директора ЦПК « Развитие образования» О.А. Артамонова.
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
«Компетенции и компетентностный подход в современном образовании» Зам. Директора по УВР Е.А. Хлебникова.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ гг. Авторы: Ходаков В.В.директор школы Лобкова Т.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе Писарева М.В.,
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Транксрипт:

Чтобы познать себя, надо идти к другому. Сократ Тихонов С.Е., зав. кафедрой гуманитарного образования, к. филол. н., доцент Государственная политика в области образования и проблема педагогических кадров

Образовательная политика- деятельность органов государственной власти и управления по стратегическому регулированию сферы образования, исходя из особенностей и тенденций, интересов и целей развития общественного строя и экономической структуры страны; деятельность общественных групп, направленная на совершенствование образовательного пространства страны в целях наибольшего соответствия системы образования и результатов обучения и воспитания интересам, целям и потребностям социума в целом и субъектов образовательного процесса на определённом этапе жизни общества.

Образовательный политик – это человек, принимающий участие в деятельности государственной власти по регулированию сферы образования в соответствии с целями, интересами, потребностями в развитии социума в целом (страны, региона, муниципального образования) с учётом целей, интересов и потребностей отдельных социальных групп и субъектов образовательного процесса.

«…образованность в постиндустриальном обществе – это способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить». Акад. А.М. Новиков

Уровень, скорость и характер изменений в системах образования многих стран мира не успевают за стоящими и вновь возникающими проблемами и необходимостью социально-экономической трансформации общества. Это – вызов времени.

Лучшие результаты достигнуты в тех странах, в которых качество педагогов выше в сравнении с другими. В конечном итоге качество педагогов в стране неизбежно влияет на жизнь человека и косвенно определяет уровень её развития сегодня и в перспективе. Каков учитель, таковы есть и будут и человек, и школа, и народ, и страна. С осознанием этого факта в деятельном непрерывном преобразовании себя и по возможности коллег, очевидно, и состоит одна из важнейших обязанностей и миссий Учителя.

Все субъекты образования в равной степени ответственны за конечный результат – успешность учащегося. Однако степень потребительского отношения к школе, к учителю, к учительскому труду в последние десятилетия резко возросла. Жёсткое включение в массовом российском сознании (российское коллективное) учителя и школы в систему товарно- денежных отношений в её «базарном» варианте – симптом страшный. Высокий уровень и совершенствование коммуникативной и психолого-педагогической компетентности– залог взаимопонимания как в системе отношений «учитель – учащийся», так и в не менее сложной системе общения «учитель – родитель». С.А. Минеева: «…учитель – это очень влиятельная фигура». Ощущать эту влиятельность и, главное, быть настроенным позитивно влиять, быть практически постоянно интеллектуально и психо - эмоционально готовым к оказанию подобного влияния – сложная и важная задача педагога.

В ЯНАО 90% состава учительского корпуса – женщины, 10 % – мужчины. Соотношение: 1 к 10! Это отрицательно сказывается на формировании личностных свойств растущих людей – учащихся.

Практически половина учителей имеют педагогический стаж более 20 лет. Следовательно, средний возраст учителя – около 43 – 44 года. 14% ныне работающих в школах нашего округа учителей – это люди пенсионного возраста. Молодых специалистов со стажем работы до 3-х лет на Ямале всего 3,9 %. Практически половина учителей имеют педагогический стаж более 20 лет. Следовательно, средний возраст учителя – около 43 – 44 года. 14% ныне работающих в школах нашего округа учителей – это люди пенсионного возраста. Молодых специалистов со стажем работы до 3-х лет на Ямале всего 3,9 %. По энергетическим затратам труд учителя сопоставим с напряжением пилота авиалайнера в момент ручной посадки, а также с трудом хирурга и занимает вторую строку в рейтинге энергетических затрат, связанных с выполнением профессиональных обязанностей.

В связи с этим подготовка учителя, совершенствование качеств педагога и его развитие в процессе практической работы в школе – одна из самых важных сегодня задач и самого учителя, и системы педагогического среднего и высшего профессионального, а также постдипломного образования, и всего общества. Пока ощутимо не изменится учитель, сущностно в российском образовании, а следовательно, и в его качественных результатах, ничего не изменится и, главное, не улучшится, а вот ухудшиться может !

Улучшить конечные результаты можно, лишь улучшив преподавание. Доклад М. Барбера «Как лучшие образовательные системы мира выходят вперед», журнал «Вопросы образования», 2008 г. 1. После прохождения некоторого финансового порога качество образования мало зависит от уровня финансирования системы 2. На это качество не оказывают влияния и другие факторы, считавшиеся прежде важными – размер класса, элитарность или эгалитарность системы М. Барбер

Факторы, которые стабильно коррелируют с качеством результатов 1. Качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров 2. Постоянное повышение квалификации учителей, обеспечение эффективности и разнообразие форм повышения квалификации и поддержка начинающих 3. Постоянное отслеживание результатов каждого ребенка, четкие стандарты ожидаемых результатов, средства на поддержку отстающих, мониторинг прогресса каждого ребенка

Вывод Маккинзи: По совокупным результатам PIRLS, PISA, TIMSS сегодня Россия примерно на границе между средним и хорошим уровнем качества образования По результатам исследования PISA (15-летние школьники) Россия не только в конце списка, ниже, чем средняя по ОЭСР, но и в абсолютных показателях динамика, скорее, отрицательная, чем положительная

Обучение в течение всей жизни Важнейший принцип Болонской декларации

важнейшая задача системы образования России в связи с достижением целей, поставленных в Концепции развития российского образования до 2020 г. и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (до 2025 г.) Совершенствование учительского корпуса

Меры, направленные на реализацию совершенствования учительского корпуса 1. Внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства и привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей. Акцентировать внимание на разработке и реализации системы мер по повышению престижа профессии учителя. До 1917 года среди 100 самых значимых для общества профессий профессия учителя - на 4- 5 позициях. В конце 80-х – середине 90-х годов ХХ века - на 78 – 79 строке по степени престижности и уважения, а по оплате труда – практически в самом конце списка. До начала двухтысячных положение фактически ухудшалось.

Меры, направленные на реализацию совершенствования учительского корпуса 2. Совершенствование процесса аттестации педагогических и управленческих кадров Принципиальное обновление квалификационных требований и квалификационных характеристик учителей

Меры, направленные на реализацию совершенствования учительского корпуса 3. Радикальная модернизация системы педагогического образования Самой консервативной и отстающей подсистемой высшего профессионального образования России является высшее педагогическое образование. Степень привлекательности педагогического образования для современных молодых людей крайне низка. Сегодня в педагогические средние и высшие учебные заведения поступают по сверхостаточному принципу. Из числа выпускников факультетов иностранных языков педагогического вуза в начале 2000-х гг. «добирались» до школьного порога от силы 7-10 %.

Маккинзи: «…в России …сейчас в педагоги идут те выпускники, которые находятся ниже среднего уровня по академическим показателям, в то время как в наиболее успешных странах педагогами становятся молодые люди из числа 10% самых успешных выпускников «Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов».

Меры, направленные на реализацию совершенствования учительского корпуса 4. Повышение квалификации учителя и директора школы не реже одного раза в пять лет Необходимость прохождения курсов повышения квалификации не реже одного раза в три года. «…программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей». Сделать главным звеном повышения квалификации саму школу, чтобы каждый учитель мог получить помощь непосредственно на рабочем месте. Сделать работу по повышению квалификации учителей материально привлекательной».

Меры, направленные на реализацию совершенствования учительского корпуса 4. Повышение квалификации учителя и директора школы не реже одного раза в пять лет (продолжение) Распространять опыт лучших учителей Стажировки педагогов на базе школ, которые успешно реализуют инновационные программы Удельный вес педагогической практики студентов и занятий, связанных с наблюдением и анализом конкретного реального педагогического опыта действующими педагогами, должны кратно вырасти «Обучение действием должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей».

1. Развитие профессионализма посредством оказания помощи учителю. 2. Обучение на курсах повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. 3. Помощь в организации и практической реализации накопительной личностно- ориентированной системы повышения квалификации с учётом индивидуальных образовательных запросов педагога. Основные подходы в развитии профессионализма педагога

Данные международного исследования ТАLIS Есть серьезные основания тревожиться по поводу качества подготовки российских учителей: они в большинстве своем не понимают и не принимают новых методов работы, не отдают себе отчета в том, что их роль меняется, не хотят повышать свою квалификацию.

Меры, направленные на реализацию совершенствования учительского корпуса 5. Привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Обязательное условие - получение основательной психолого-педагогической подготовки. Учёба в новой профессиональной области может быть организована как до того, как человек войдёт в класс в качестве учителя, так и параллельно с его работой на новом для себя поприще.

Успех любых реформ оценивается исключительно с точки зрения того, что выиграют и что приобретут дети: 1. Насколько вырастут показатели их успеваемости по данным объективных международных исследований. 2. Какие новые компетенции они приобретут и чем это подтверждается. 3. Насколько равными будут возможности получения качественного образования всеми детьми. 4. Какая поддержка будет оказана самым одаренным и отстающим в развитии. Исходя из опыта реформирования образовательных систем, необходимо помнить

Государственная образовательная политика и предусматриваемые меры не дадут должного результата, если - не будут созданы условия, не будут созданы условия, - сам педагог не осознает необходимости позитивного самоизменения. сам педагог не осознает необходимости позитивного самоизменения. Сегодня не более 4-х % педагогов идут на работу с чувством радости. ? ? ? ? Не повод ли над этим задуматься и более активно действовать?...

Автор - Тихонов С.Е., зав. кафедрой гуманитарного образования ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», к. филол. н., доцент Тел. (34922) Дизайн и техническое исполнение – Головичер Г.В., зав. ЦМКО ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», к.п.н. г. Салехард г.