1 Неделя Уральской Политической Науки г. Екатеринбург, 1-6 марта 2010 г. Панельная дискуссия Исследовательского комитета РАПН по институциональным исследованиям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы и пути развития. Гражданское общество (civil society) - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического.
Advertisements

Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования.
Проблемы изучения общественного мнения в современной России Фарахутдинов Шамиль Фаритович.
Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием в Алтайском крае Съезд учителей Сибирского федерального округа г. Томск
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Концепция Программы Общественной палаты Российской Федерации «Эко - ответственность» Москва 2010 проект.
Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций Проект кафедры политических наук ПермГУ, При поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, 2010-
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан) (курсовая работа) Написал - Гайсин Ф.Ф. Научный.
Институционализация российского лоббизма: проблемы современности Ильичева Людмила Ефимовна- доктор политических наук, профессор
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ: Роль в разработке программы деятельности и потребности в информации Совета директоров Холли Дж. Грегори Уэйл, Готшал.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Транксрипт:

1 Неделя Уральской Политической Науки г. Екатеринбург, 1-6 марта 2010 г. Панельная дискуссия Исследовательского комитета РАПН по институциональным исследованиям Институциональный анализ публичной сферы на уровне региона Семенов Андрей Владимирович Тюменский государственный университет 4 марта 2010 г.

2 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Тезис/ Проблема Если путь к формированию эффективных политических институтов - это приведение бюрократии и корпораций в состояние подотчетности, а последнее возможно только в результате модернизации/ демократизации, то перспективы этого процесса заключаются в характере инстиутционализации публичной сферы как пространства дискуссий по общественно-значимым проблемам, где происходит формирование коллективных (в том числе политических) идентичностей и намечаются стратегии коллективных (в том числе политических) действий. Процесс демократизации напрямую зависит от институциональных характеристик, которые приобретает публичная сфера в ходе своего становления и развития.

3 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Теоретическая рамка: Публичная сфера (ПС) совокупность организованных пространственно распределенных коммуникаций между индивидами и их группами по поводу общественно-значимых проблем. Так как коммуникация всегда организована (происходит в рамках по определенным каналам, посредством определенных организаций и управляется институтами), ПС может быть представлена как институциональный порядок (ИП), в котором соприсутствуют различные институты, «внутри» и «посредством» которых осуществляются в той или иной мере пересекающиеся практики (более или менее контингентные, последовательные во времени наборы действий) и происходят специфические обмены. ИП состоит из институтов, которые есть воспроизводимые в практике индивидов и организаций значения, придаваемые отдельным социальным действиям и их наборам, которые направляют (создают возможность и ограничивают) действия акторов, оставаясь до определенной степени устойчивыми к разнообразию и смене индивидов, их интересов и предпочтений.

4 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Разновидности идеалтипических институциональных порядков публичной сферы: «Репрезентативный» порядок (режим «всеобщей видимости»), где публичная коммуникация официальной власти с населением носит односторонний характер, выступает инструментом контроля. «Демократический» порядок («раннебуржуазный»), характеризуется равенством, открытостью и рациональностью в обсуждении. В его рамках образуется новая политическая сила, «общественное мнение», способное подтверждать или оспаривать легитимность государственных решений как и любых других решений, касающихся общественно-значимых проблем. «Корпоративный» порядок («рефеодализированный»), характеризуется размыванием стандартов открытости и рациональности, широкой интервенцией государственных и корпоративных медиа, заменой обсуждения на технологии «связей с общественностью» и фабрикации общественного мнения. «Официально-одобряющий» порядок («официальная общественность»), формально- рациональное обсуждение с одобрением решений официальной власти.

5 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Методология: Метод экспертного полуструктурированного интервью в крупнейших городах области: Тюмень (800 тыс.), Тобольск (150 тыс.), Ишим (100 тыс.), Ялуторовск (40 тыс.). Всего 42 интервью: 29 в Тюмени, 5 в Тобольске, 4 в Ишиме, 4 в Ялуторовске. Кластеры экспертов: представители политических партий, представители СМИ, представители общественных организаций, представители органов государственной власти, представители общественно-политических движений. Опрос по методике ЯН-индекса. Контент-анализ для замера повестки дня и проверки гипотез.

6 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Как «распознать» институт? Повторяемость указаний на возможный шаблон поведения разными экспертами/ экспертами из разных кластеров; Повторяемость указаний на значимые («объективные») условия/ причины воспроизводства практик; Повторяемость «когнитивных скриптов» - моделей осмысления действий; Повторяемость указаний на субъективно опознаваемые значимые правила взаимодействия.

7 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет

8 Политические партии: Низкая оценка публичной активности и способности инициировать и поддерживать дискуссии по общественно-значимым вопросам в целом, низкая оценка качества обсуждений в легислатурах; Практически не используются внепарламентские площадки, отсутствуют объединяющие площадки (таковой был Экспертно-политический совет при губернаторе гг.); Активность в публичной сфере привязана к электоральному циклу, носит характер пиар-раскрутки, партии отсутствуют в повестке дня СМИ; Чем это вызвано? Монополия «Единой России» и отождествление деятельности ЕР и органов государственной власти. электоральный авторитаризм; Большинство партийных мероприятий преследует цели попадания/ удержания в информационной повестке дня, а не обсуждения; Маргинальное положение оппозиции; Новые политические коллективные идентичности немногочисленны, хотя и воспроизводятся

9 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Динамика численности публикаций в разделе «Политика» интернет-издания «Вслух.ру» за , посвященных политическим партиям (исключая «Единую Россию») в процентах к общему количеству публикаций, посвященных политическим организациям

10 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Анализ распределения тем раздела «Политика» газеты «Тюменские Известия» за гг.

11 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Общественные организации: Наличие собственных площадок (Гражданский Форум, общественные советы); Формальная рациональность в дискуссиях, неравенство в отношениях с ОГВ, недостаток авторитета; Чем это вызвано? Слабая автономия от государства (отсутствие альтернативных источников финансирования); Фактическое отсутствие общественной поддержки; Контроль лидеров общественных организаций со стороны органов государственной власти, «включение» лидеров в состав «официальной общественности» (Гражданский Форум); Ожидаемые риски от конфронтации с властью превышают значимость результатов;

12 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Средства массовой информации: Преимущественная нормативная функция информирование, реальная функция создание благоприятного имиджа органов государственной власти; Безыинтересность и необъективность в подаче материала, как следствие, отсутствие массового спроса; Неравенство в отношениях с ОГВ, безыинициативность; Чем это вызвано? Государственное финансирование большинства СМИ области; Некомпетентность и отсутствие профессиональных стандартов у журналистов; Доминирование односторонней коммуникации (огромная роль пресс- служб, неравны доступ к источникам информации); Цензура и самоцензура;

13 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Охват за месяц еженедельных периодических изданий (% от населения г.Тюмени старше 12 лет). Проект «Медиаметр», АЦМИ, 2008.

14 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Распределение тем в повестке дня телепрограммы ТСН, март-апрель 2009.

15 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Индекс демократичностиСреднееМода Поддержка гражданских инициатив и развитость гражданского контроля 43 Приверженность мирному разрешению конфликтов в интересах всех сторон 5,766 Действенность законов по обузданию коррупции2,91 Уважение прав собственности и равные возможности в экономической сфере 3,743 Конституционная защита прав меньшинств4,344 Верховенство закона, защищаемое независимой судебной властью 4,023 Свободные и плюралистичные СМИ3,263 Регулярные, свободные и честные выборы3,071

16 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Индекс развитости публичной сферыСреднееМода Публичная политика система работающих механизмов диалога государства и общества при принятии решений 3,813 Партии инструмент формирования власти и лоббирования общественных интересов 3,882 Местное самоуправление власть, имеющая полномочия и средства их осуществления 5,157 Исполнительная власть эффективно предоставляет услуги в сфере образования, культуры и здравоохранения 5,55 Исполнительная власть эффективно управляет госимуществом 4,743 Исполнительная власть осуществляет эффективный надзор и контроль 5,174 Эффективное нормативное (законодательное) регулирование5,054 Законодательная власть создает законы, защищающие права и интересы избирателей 4,053 Бизнес ведет себя социально ответственно4,172

17 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет

18 ИнститутОткрытостьРавенствоРациональностьАвтономия СМИ Высокий степень: отсутствие этических и профессиональных стандартов, стабильный приток кадров, инициация собственных площадок. Во взаимоотношениях с ОГВ нет, с ПП и ОО да. Низкая степень: давление рынка и государства, некомпетентность, отсутствие опыта и стимулов для последовательной разработки общественно- политических тем. Низкая степень: зависимость от рыночных механизмов, либо государственных контрактов Общественные организации Средний степень: взаимодействие со СМИ и ОГВ не всегда получается. Зависит от представительской и экспертной силы ОО. Средний степень: отсутствие ресурсов для накопления экспертного капитала. Низкая степень: зависимость от финансовой поддержки бизнеса/ ОГВ. Политические партии Низкая степень: публичность не является приоритетом. Для парламентских партий Средний, для непарламенстких - низкая Низкая степеньСредний степень ОГВНизкая степень. Высокий степень: статусность позиций обеспечивает признание со стороны прочих акторов. Средний степень: формальный характер рациональности. Низкая степень: иерарихичность и бюрократизация.

19 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Выводы: Публичная сфера любого региона, скорей всего, характеризуется довольно сложной конфигурацией взаимоотношений акторов в рамках институционального порядка, включающего самые разнообразные институты, регулирующие публичную коммуникацию по общественно- значимым проблемам; Институциональный порядок региональной публичной сферы образован сочетанием элементов различных «идеалтипических» порядков, но в целом региональная публичная сфера далека от воплощения «нормативных» идеалов открытости, рациональности, равенства и автономии в обсуждении; Среди институтов, влияющих на публичное обсуждение: институты режима «электорального авторитаризма» для партий; институты «официальной обществености» для общественных организаций; государственный и корпоративный контроль для СМИ.

20 Перспективы Необходимо уточнять схему анализа институциональных характеристик нормативной модели публичной сферы (рациональность, равенство, открытость, автономия) и специфику каузальных связей между ними, возможные эффекты от их сочетаний; Необходима дальнейшая разработка моделей анализа процессов фрагментации, институционализации, институционального (рас)согласования в институциональном порядке публичной сферы; Необходим кросс-региональный анализ.

21 Неделя Уральской Политической Науки А.В. Семенов, Тюменский государственный университет Спасибо за внимание! Андрей Семенов Кафедра политологии Институт истории и политических наук Тюменский государственный университет