Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Advertisements

Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Цель – запрограммированный результат, который ученик должен получить в процессе учебной деятельности. Триединая задача урока Образовательная: вооружить.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Проект: организация информационно-предметной среды на уроках информатики Автор: Воропаева Маргарита Ивановна, учитель информатики МБОУ Ржаксинской СОШ.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Транксрипт:

доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича

Учебные вопросы: 1. Обучение как педагогический процесс. 2. Компоненты учебного процесса.

Обучение как педагогический процесс

Обучение – совместная деятельность преподавателя (учителя) и учащихся в ходе которой осуществляется образовательное и личностное развитие человека. Обучение – совместная деятельность преподавателя (учителя) и учащихся в ходе которой осуществляется образовательное и личностное развитие человека. Главные компоненты : Главные компоненты : преподавание; преподавание; учение. учение. Системы организации: Системы организации: индивидуальное обучение; индивидуальное обучение; классно-урочная; классно-урочная; лекционно-семинарская; лекционно-семинарская; предметно-курсовая; предметно-курсовая; курсовая. курсовая.

предвосхищение в сознании результата обучения и путей его достижения. предвосхищение в сознании результата обучения и путей его достижения. Главная цель - формирование знаний, навыков и умений, предусмотренных ФГОС. Главная цель - формирование знаний, навыков и умений, предусмотренных ФГОС. Локальные цели определяются через: Локальные цели определяются через: содержание учебного материала; содержание учебного материала; деятельность педагога; деятельность педагога; внутренние процессы развития учащихся; внутренние процессы развития учащихся; организацию учебной деятельности. организацию учебной деятельности.

комплекс задач, решаемых в процессе обучения. комплекс задач, решаемых в процессе обучения. Основные функции обучения: Основные функции обучения: учебная; учебная; воспитательная; воспитательная; развивающая. развивающая.

Мотивация обучения – побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Мотивация обучения – побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Группы познавательных мотивов: Группы познавательных мотивов: широкие социальные; широкие социальные; узкие социальные (позиционные); узкие социальные (позиционные); социального сотрудничества; социального сотрудничества; широкие познавательные. широкие познавательные.

Фактор обучения – движущая сила (причина), определяющая характер или отдельные стороны процесса обучения. Фактор обучения – движущая сила (причина), определяющая характер или отдельные стороны процесса обучения. Группы факторов: Группы факторов: Единичные. Единичные. Общие. Общие. Комплексные. Комплексные. Генеральные: Генеральные: учебный материал; учебный материал; организационно-педагогическое влияние; организационно-педагогическое влияние; обучаемость учащихся; обучаемость учащихся; время, необходимое для изучения. время, необходимое для изучения.

реализация инноваций, связанных с использованием информационной продукции на аудио-, видео- и цифровых носителях с помощью обучающих систем. реализация инноваций, связанных с использованием информационной продукции на аудио-, видео- и цифровых носителях с помощью обучающих систем. Обучающие системы: Обучающие системы: тренировочные; тренировочные; проблемного обучения; проблемного обучения; имитационные; имитационные; моделирующие; моделирующие; игровые; игровые; наставнические (тьюторские). наставнические (тьюторские). Тьютор – педагог, реализующий индивидуальные образовательные программы.

объективно существующие и повторяющиеся устойчивые связи, отношения и зависимости между элементами учебного процесса. объективно существующие и повторяющиеся устойчивые связи, отношения и зависимости между элементами учебного процесса. Общие закономерности: Общие закономерности: гармоничное развитие личности; гармоничное развитие личности; деятельностный характер; деятельностный характер; единство мотивации и учебной деятельности; единство мотивации и учебной деятельности; уважение и требовательность; уважение и требовательность; учет индивидуальных особенностей. учет индивидуальных особенностей.

вытекающие из выявленных закономерностей исходные требования к организации процесса обучения. вытекающие из выявленных закономерностей исходные требования к организации процесса обучения. Классические принципы: Классические принципы: научности; научности; сознательности и активности; сознательности и активности; системности, последовательности и преемственности; системности, последовательности и преемственности; наглядности; наглядности; доступности и др. доступности и др.

Теория обучения – системное изложение основных целей, закономерностей, принципов и идей обучения. Основные теории: Основные теории: ассоциативно-рефлекторная; ассоциативно-рефлекторная; последовательного формирования умственных действий. последовательного формирования умственных действий. Концепция обучения - система теоретических идей и прикладных подходов к организации учебной деятельности. Ведущие концепции обучения: Ведущие концепции обучения: проблемного; проблемного; проблемно-деятельностного; проблемно-деятельностного; программированного. программированного.

(ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО) (ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Компоненты учебного процесса

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования, осуществления и контроля учебного процесса. упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования, осуществления и контроля учебного процесса. Принципы организации: Принципы организации: самоорганизации; самоорганизации; развития; развития; самодеятельности; самодеятельности; ролевого участия; ролевого участия; ответственности и др. ответственности и др.

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. Основные виды обучения. Основные виды обучения. Объяснительно-иллюстративный - доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением. Объяснительно-иллюстративный - доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением. Проблемный - самостоятельное формирование знаний, навыков и умений в процессе решения учебно- познавательных задач. Проблемный - самостоятельное формирование знаний, навыков и умений в процессе решения учебно- познавательных задач.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых. организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых. Основные формы обучения. Основные формы обучения. Урок. Урок. Лекция. Лекция. Семинар. Семинар. Практикум. Практикум. Факультативные занятия. Факультативные занятия.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ система способов совместной деятельности обучающих и учащихся в результате реализации которых формируются необходимые знания, навыки и умения. система способов совместной деятельности обучающих и учащихся в результате реализации которых формируются необходимые знания, навыки и умения. Классификация. Классификация. 1. Традиционные методы (пассивные и активные) Методы устного изложения: лекция;лекция; рассказ;рассказ; объяснение.объяснение.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Классификация. Классификация. 1. Традиционные методы (пассивные и активные) Методы обсуждения: беседа (собеседование);беседа (собеседование); семинар.семинар Другие методы: показа;показа; упражнения;упражнения; самостоятельной работы.самостоятельной работы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Классификация. Классификация. 2. Интерактивные методы обучения. кейс-метод (конкретных ситуаций);кейс-метод (конкретных ситуаций); инцидента;инцидента; генерации идей (мозгового штурма);генерации идей (мозгового штурма); деловой игры;деловой игры; дискуссии и др.дискуссии и др.

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Приемы - конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации метода обучения. Приемы - конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации метода обучения. Средства - материальные объекты, вовлекаемые в учебный процесс в качестве носителей информации или инструмента деятельности педагога и учащихся. Средства - материальные объекты, вовлекаемые в учебный процесс в качестве носителей информации или инструмента деятельности педагога и учащихся.

ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ процесс выявления и сравнения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными ФГОС и рабочими программами. процесс выявления и сравнения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными ФГОС и рабочими программами. Виды: Виды: текущая; текущая; периодическая; периодическая; итоговая; итоговая; аттестационная. аттестационная.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ процесс определения соответствия количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых действующим оценочным критериям. процесс определения соответствия количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых действующим оценочным критериям. Критерии оценки (изучить самостоятельно): Критерии оценки (изучить самостоятельно): отлично (5) отлично (5) хорошо (4) хорошо (4) удовлетворительно (3) удовлетворительно (3) неудовлетворительно (2) неудовлетворительно (2) плохо (1) плохо (1)

Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 13. – СПб.: Питер, с. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 13. – СПб.: Питер, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Главы 7-8. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Главы 7-8. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Психология и педагогика. Главы 7-8. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Калюжный А.С. Психология и педагогика. Главы 7-8. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: