Проблеми преподавания математики в 4 классе в условиях перспективности и преемственности со средним звеном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок математики в 4 классе «Повторение пройденного по теме «Решение задач на движение» Учитель начальных классов МОУ Отъясской СОШ Саяпина Галина Николаевна.
Advertisements

Письменное умножение на двузначное число.
Выступает: Степанова Людмила Владимировна, учитель начальных классов школы 9.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Company Logo МОУ СОШ 121 Г.Е. Масленцева Технология конструирования урока в режиме ФГОС Школа аналитической культуры.
Технология деятельностного метода и её реализация на уроках разной целевой направленности Работа учителя начальных классов МОУ СОШ с. Букатовка Актамировой.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы Из опыта работы учителя высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска Варавва Елены Васильевны.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Тип урока: ОНЗ Тема: Задачи на дроби. 1. Сформировать способность к решению задач на нахождение части числа, выраженной дробью, методом умножения на дробь;
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Урок в начальной школе в аспекте системно-деятельностного подхода Кузнецова Маргарита Павловна Учитель начальных классов МБОУ «Строевская СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 4 Тема:«Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач»
Мастер – класс Гомозовой И.В., учителя начальных классов МОУ «СОШ 11» г. Вольска «Системно-деятельностный подход в обучении и формирование УУД » Единственный.
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Предмет: математика. Тема: «Умножение и деление двузначных чисел». Цели: - - совершенствовать вычислительные навыки; - закреплять умения решать задачи;
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Применение ИКТ в начальной школе. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; игровая.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Транксрипт:

Проблеми преподавания математики в 4 классе в условиях перспективности и преемственности со средним звеном

Педагогическая точка зрения: Новое поколение детей существенно отличается по своим учебным возможностям от прежних: Их внимание менее устойчиво и как следствие этого, им трудно слушать и слышать учителя, одноклассников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают – сказывается, видимо, перегрузка тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста – мозг пытается защищаться и забывание начинает доминировать над запоминанием. В результате учащиеся делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают задачи, снижается техника чтения.

Результаты исследований – А класс

Результаты анкетирования – Б класс

Проблема: При переходе из младшей школы в среднюю успеваемость учащихся по предмету, мотивация к учебе, активность на уроках падает.

Результаты изучения уровня мотивации: Уровни мотивации5а5б Кол-во% % Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности 415,4%1038,5% Хорошая школьная мотивация 519,2%415,4% Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами 415,4%831% Низкая школьная мотивация 415,4%311,4% Негативное отношение к школке школьная дезадаптация 934,6%13,7%

Результаты анкетирования

Порівняльна таблиця наслідків проведення контрольних робіт на кінець II семестру 4 класу та початок І семестру 5 класу Клас П.І.Б. вчителя Всього учнів у класі Виконували роботу Підсумки контрольної роботи Клас П.І.Б. вчителя Всього учнів у класі Виконували роботу Підсумки контрольної роботи РІЗНИЦЯ % якості Високий Достатній % якості Середній Початковий Високий Достатні % Середній Початковий ЯКОСТІ 4-А Лентяева Г.Н А Бухтиярова О.Н Б Сухачева Л.Н Б Бухтиярова О.Н Всього

Общие причины проблем преемственности в преподавании математики в период перехода младших школьников в основное звено Психологический стресс, связанный с адаптацией к обучению в среднем звене (половое созревание, резкая смена требований, кабинетная система, смена учителей и др.). Динамичная модель «портрета» выпускника младшей школы. Несовершенство учебных программ и учебников, методических пособий. Слабая теоретическая и практическая подготовка учащихся. Отсутствие практического применения знаний. Расхождение требований к учащимся учителей начальной школы и учителя 5-го класса. Недостаточное применение здоровьезберегающих методов обучения. Недостаточный учет физиологических и психологических особенностей учащихся в преподавании математики.

Индикаторы готовности младших школьников к обучению в средней школе Сформированость основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала Умение планировать собственную деятельность, самостоятельно работать, осмысливать материал Развитая творческо-поисковая активность Способность к сотрудничеству Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками

У выпускника младшей школы должны быть сформированы: работать по алгоритму; самостоятельно составлять алгоритм; владеть методами самоконтроля; уметь оценить ответ одноклассника. владеть техникой чтения в соответствии с возрастом; уметь работать с учебником; уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно- публицистической литературой. Учебно-организационные умения: Учебно-информационные умения:

Учёт физиологических и психологических особенностей учащихся в преподавании математики а) С 6 до 11 лет – I этап (80% жизненных сведений) С 15 до 17 лет – II этап б) 0-2 лет – 85% 7-8 лет – с 50% до 10% лет – 3-4% в) Мальчики – «исследователи» 7000 слов Девочки – «хранители информации» слов Девочки послушай, запомни повтори посмотри Мальчики догадайся пойми

Отдельные проблемы реализации преемственности в преподавании математики, выделенные учителями начальной школы Незнание учителями 5-х классов программы начальной школы. Несвоевременность передачи результатов мониторинговых исследований. Различие требований к оформлению условий и решения текстовых задач. Учитель 5 класса не достаточно следит за каллиграфией учащихся, выполнением орфографического режима, редко проверяет тетради. В 5 классе на уроках мало используются игровые приемы работы. Редкость использования в 5 классе на уроках физминуток. Невладение учителями среднего звена видами задач, которые даются в младших классах. Недостаточное разъяснение домашнего задания в 5 классе. Неиспользование формул, символики в начальной школе. Различие приемов и форм работы с учебником.

Пути решения проблемы преемственности 1)успешная адаптация 2)организационный подход 3) содержательный подход

Сопоставление действий учителя начальных классов и учителя основной школы Учитель начальных классовУчитель основной школы Разработать и реализовывать модель выпускника начальных классов. Выучить возрастные особенности учащихся 5 класса. Ознакомиться с содержанием программ 5 класса: Установить межпредметные связи; Проводить пропедевтическую работу. Ознайомиться с содержанием программ 4 класса: Установить межпредметные связи; Опираться на полученные знания. Виучить воспитательную систему Привлекать к мероприятиям начальной школы учеников 5 класса. Закреплять и расширять позитивные качества личности, сформированные на предыдущем этапе; Привлекать к мероприятиям основной школы учеников 4 класса.

Учитель начальных классовУчитель основной школы Согласовать требования к учащимся, а также к формам, методам и приемам работы: Снизить чрезмерную опеку над учениками Увеличить объем разных видов самостоятельной работы. Обеспечить переход от использования ярких наглядных пособий до схематических. Проводить больше тренировочных упражнений с глубоким анализом выполнения. Систематически добиваться логических доказательств, выводов, обобщений. Использовать методы и приемы, характерные для 5 класса. Осуществлять дифференцированный подход, проводить разноуровневые проверочные работы. Увеличить опеку над учениками. Постепенно увеличивать разные виды самостоятельной работы. Использовать разные виды наглядности: схемы, рисунки, диаграммы. Проводить больше тренировочных упражнений с глубоким анализом выполнения. Систематически добиваться логических доказательств, учитывая возрастные особенности. Использовать методы и приемы, характерные для учеников лет. Осуществлять дифференцированный подход, проводить разноуровневые проверочные работы. Владеть методикой переключения внимания, смены деятельности. Разработать согласованное с учителем-предметником планирование раздела «Повторение» в апреле-мае 4 класса. Разработать согласованное с учителем начальных классов планирование раздела «Повторение» в сентябре 5 класса. Согласовывать содержание контрольных работ по итогам повторения с учителями-предметниками 5 классов. Согласовывать содержание проверочных работ зпо итогам повторения с учителями начальных классов.

Деятельностный метод Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности («надо», «хочу», «могу» ) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний Рефлексия учебной деятельности

Интерактивные приемы стимуляции познавательной активности учащихся «Мозговой штурм»; «Дерево ожиданий»; «Ковер идей»; «Доска вопросов»; «Дерево решений»; «Автобусная остановка»; «Обмен учебником»; «Ромашка».

Противоречие элемента Если…То (+)Но (-) + -

В математике речь всегда идет про преобразование. Преобразования происходят при помощи оператора. Таким оператором может быть: знак математической операции; геометрическое преобразование; любое сочетание преобразований. БылоСталоЧто произошло? Вывод )Число увеличилось на 32 2) Число увеличилось в 174/142 раз + Действие сложения * Действие умножения

Образцы заданий по развитию мышления.

Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Практические задачи Темы математики, требующиеся для решения задач Что находится внутри Земли? Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырехугольника. Окружность и круг Много ли на Земле льда? Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел Сравнение четырёхзначных чисел Много ли на Земле суши? Площадь. Масштаб. Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи

« Мозговая гимнастика»- упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения. «Качания головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд) «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

« Мозговая гимнастика» (продолжение)-коррегирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех нарушения зрения): моргайте на каждый вздох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец руки держать перед носом на расстоянии см и смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же. Но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз. «Палец двоится» : вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. До тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша. «Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Урок математики в 4 классе «Повторение пройденного по теме «Решение задач на движение»

Цели и задачи урока - развивать вычислительные навыки; - совершенствовать умение решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние; - закреплять умение решать уравнения; - развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения; - способствовать формированию интереса к предмету.

Оборудование: рисунки сказочных героев, карточки самоконтроля, маршрутные листы, «Модули», «сердечки» трёх цветов для каждого ученика, учебник.

Условные обозначения в «Модуле»: ВК – входной контроль; УЭ – 1 – решение уравнений; УЭ – 2 – решение задачи; УЭ – 3 – решение сложной задачи; УЭ – 4 – задание творческого характера; УЭ – 5 – резюме; УЭ – 6 – рефлексия.

1. Организационный момент. Ребята, сегодня на урок математики пришел Кузя герой компьютерных игр, он пришел не один, а привел свою подружку Кузину. Они оба работают на компьютере, но с машиной случилось несчастье. В одном из ее блоков поселился электронный вирус, поэтому машина не может полноценно трудиться. Кузя с Кузиной просят, чтобы мы помогли определить номер блока, пораженного вирусом. Его заменят, и компьютер снова будет работать.

ВК – входной контроль Решение примеров. Цель: развивать вычислительные навыки

Методические указания Прочитай примеры. Вспомни таблицу умножения. Запиши ответы за 1 минуту. Поменяйся листочками с соседом. Сравни ответы с карточкой самопроверки. Оцени работу товарища. Если есть ошибки, объясни.

Карточка самопроверки 2 х 6 = 12 7 х 4 = 28 7 х 5 = 35 8 х 4 = 32 3 х 5 = 15 9 х 9 = 81 5 х 5 = 25 5 х 4 = 20 4 х 9 = 36 8 х 2 = 16 7 х 6 = 42 7 х 3 = 21 6 х 4 = 24 9 х 3 = 27 7 х 7 = 49 2 х 9 = 18 3 х 6 = 18 4 х 4 = 16 6 х 6 = 36 9 х 7 = 63

УЭ – 1 – решение уравнений Цель: продолжить работу по формированию умения решать уравнения. 1. Используя числа 240, 3, 720 и неизвестную Х, составьте уравнения.

Методические указания Работа в группе. Постарайтесь составить из данных чисел примеры на умножение, затем на деление. Замените в левой части равенства один из компонентов неизвестным. Сравните ваши уравнения с контрольной карточкой. Командир группы оценит ваше участие в работе. Группа, решившая быстрее всех, отчитывается у доски.

Контрольная карточка 240 х Х = : х = 240 Х : 240 = 3 Х х 3 = : х = 3 Х : 3 = 240

Реши уравнение I уровень II уровень синяя карточка желтая карточка Х 8 = 96 Х х 7 = 140 х 2 III уровень красная карточка Х х = 200 х 4

Методические указания Работай индивидуально. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. Реши уравнение. Поменяйся тетрадями с соседом. Сравни решение с карточкой самопроверки. Оцени работу товарища. Если есть ошибки, объясни. Почему нужно решать именно так?

Карточка самопроверки Х х 7 = 140 х 2 Х х = 200 х 4 Х х 7 = 280 Х х = 800 Х = 280 : 7 Х х 6 = Х = 40 Х х 6 = х 7 = 140 х 2 Х = 420 : = 280 Х = х = 200 х = 800

УЭ – 2 – решение задачи Цель: закрепить знания связи между величинами скорость, время, расстояние с помощью решения простой задачи.

Методические указания Работа в группе. Обсудите условие вашей задачи. Сформулируйте вопрос. Подумайте, все ли эти данные соответствуют условию задачи. Решите задачу. Оцените свою работу в группе самостоятельно.

Реши задачи 1 уровень Избушка на курьих ножках за 8 ч пробежала 72 км. С какой средней скоростью бежала избушка ? 2 уровень Иван – царевич за 3 часа проехал на волшебном коне 45 км. За сколько времени он преодолеет расстояние 60 км, если скорость останется прежней? 3 уровень Водяной плывёт 12 км за 4 часа, а Баба – Яга на метле пролетает это же расстояние за 2 часа. На сколько километров в час средняя скорость Бабы – Яги больше?

Карточка самопроверки 1 уровень Решение: 72 : 8 = 9 (км/ч) – скорость избушки 2 уровень Решение: 1) 45 : 3 = 15 (км/ч) 2) 60 : 15 = 4 (ч) 3 уровень Решение: 1) 12 : 4 = 3 (км/ч) 2) 12 : 2 = 6 (км/ч) 3) 6 – 3 = 3 (км/ч)

УЭ – 3 – решение сложной задачи Цель: совершенствовать умение решать составные задачи с величинами скорость, время, расстояние, развивать мыслительные операции.

Методические указания Работа в группе. Обсудите в группе задачи; определите, какой уровень трудности вы выдержите? Запишите задачу кратко. Запишите решение задачи с пояснениями. Командир группы выставляет оценку за участие в работе. Группа, решившая быстрее всех, отчитывается о работе у доски.

Следующее задание «Модуля» 1 уровень – учебник 2 уровень – учебник 3 уровень – задача в «Модуле» «Иван – царевич, пытаясь отыскать Василису Прекрасную, преодолел расстояние в 565 км. Ему пришлось 8 часов пробираться нехожеными лесами со скоростью 5 км/ч, затем он 3 ч скакал на лошади, потом летел 4 ч на ковре – самолёте со скоростью 120 км/ч. С какой скоростью ехал Иван – царевич на лошади?»

Карточка самопроверки 1 уровень Решение: (30 : 6) + (35 : 7) = 10 (ч) 2 уровень Решение: 1) 85 х 6 = 510 (км) 2) 870 – 510 = 360 (км) 3) 360 : 4 = 90 (км/ч) 3 уровень Решение: 1) 5 х 8 = 40 (км) 2) 120 х 4 = 480 (км) 3) = 520 (км) 4) 565 – 520 = 45 (км) 5) 45 : 3 = 15 (км/ч)

УЭ – 4 – задание творческого характера Цель: учиться применять полученные знания при решении сложной задачи.

Методические указания Прими участие в работе класса. Составь уравнение. Реши уравнение. Если затрудняетесь, попросите помощи учителя.

Карточка самопроверки 5 х 8 + Х х х 4 = Х х = 565 Х х 3 = 565 – 40 – 480 Х х 3 = 45 Х = 45 : 3 Х = 15 5 х х х 4 = = 565

УЭ – 5 – резюме Резюме Цель: подвести итог работы. Прими участие в работе класса. Сделай выводы. Подумай, достиг ли ты цели данного урока. Мы прошли все блоки нашего «Модуля», Кузя и Кузина ждут от нас ответа, где же спрятался вирус? Можете вы ответить на этот вопрос? Что необычного вы заметили в наших задачах? Книги из библиотеки решили, что сказок вы читаете очень мало, не умеете их рассказывать. Герои сказок очень обиделись на вас. Вирус в наш компьютер пришёл из этих книг.

УЭ – 6 – рефлексия Цель: оценить работу учащихся на уроке Поставить себе в маршрутном листе оценку за работу на уроке. Поставь оценку классу на уроке. Оцени, как работали твои товарищи.

Маршрутный лист ВК ________________________ УЭ - 1 _____________________ УЭ – 2 _____________________ УЭ – 3 ______________________ УЭ – 4 ______________________ Контроль ____________________ Итого _______________________

Итог урока Ребята, если мы посмотрим, сколько мы сумели сделать за урок, то увидим, что урок даром не прошёл. А помогали нам в этом наши верные друзья – цифры! От нуля и до нуля не дойти без костыля, (1) Не добраться без лошадки, (2) Без витой ватрушки сладкой, (3) Без винтовки со штыком, (4) Без кошевки с облучком, (5) Без шелкова кнутика, (6) Без кривого прутика, (7) Без шаров и бубенца (8, 9) Не отъехать от крыльца! (Т. Белозёров)

Спасибо за внимание!