Г. Б. Вершинина1 Техника речи Респирация. Фонация. Артикуляция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

1. Определить последовательность проезда перекрестка

Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Прототип задания В3 Площади фигур. Задание 1 Задание 2.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
П РОТОТИП ЗАДАНИЯ В3 В МАТЕРИАЛАХ ЕГЭ Площади фигур.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Овладение приёмами контроля за чистотой произношения имеющихся звуков в речи у детей 1.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Давайте пожелаем друг другу……. ы н е Д х и а Тема урока: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.»
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Транксрипт:

Г. Б. Вершинина1 Техника речи Респирация. Фонация. Артикуляция.

2

3 Техника речи в речевом поведении человека На смену первому впечатлению о человеке приходит слово. Им говорящий (читающий вслух) способен привлечь внимание собеседников и вызвать доверие к себе.

4 Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произносится вяло и невыразительно, с запинками. Напротив, малосодержательная короткая речь, произнесенная фонетически б бб безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

5 Речеисполнительный аппарат человека и процесс речеобразования. В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для речеисполнения, произношения речи.

6 Все органы, которыми пользуется человек для этой цели, выполняют и другие физиологические функции. Произносительными они стали только в результате многовековой эволюции человека.

7 С точки зрения участия в образовании звуков произносительный аппарат можно разделить на д дд две части. Одна часть непосредственно в звукообразовании не участвует, а только поставляет необходимый для этой цели «воздушный материал».

8 Другая часть является произносительной в прямом смысле слова. В соответствии с этим в речеобразовании выделяют следующие функциональные области: 1) р рр респирацию (организация дыхания); 2) фонацию (образование голоса); 3) артикуляцию (производство звуков).

9 Респирация Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, который состоит из легких, бронхов и дыхательного горла (трахеи). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве подсвязочного давления, необходимого для работы голосовых связок.

10 Респирация Следует различать дыхание в покое (физиологическое) и дыхание во время речи (фонационное). При физиологическом дыхании вдох р рр равен выдоху, при речевом – выдох д дд длиннее вдоха. Речевое дыхание происходит через рот, физиологическое в норме – через нос.

Г. Б. Вершинина11 Респирация Правильная организация речевого дыхания имеет б бб большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлебывающаяся речь производит неблагоприятное впечатление, раздражает слушателя, утомляет говорящего, в вв вредно сказывается на состоянии произносительных органов.

Г. Б. Вершинина12 Респирация Хорошее фонационное (диафрагмально-реберное) дыхание обеспечивается при соблюдении следующих т тт требований: 1)в дыхать глубоко носом и ртом; 2)в дыхать бесшумно (незаметно); 3)н е перебирать дыхания при вдохе;

Г. Б. Вершинина13 Респирация 4)п ополнять воздух при малейшей возможности (и незаметно!); 5)н е задерживать дыхания на паузах; 6)н е расходовать весь запас воздуха (чтобы не захлебнуться!)

Г. Б. Вершинина14 Упражнения Упражнения: 1.Сильно и глубоко втяните воздух через нос. При этом передняя стенка живота должна выдвинуться вперед, а ребра – расшириться.

Г. Б. Вершинина15 2. На мгновение задержите воздух в легких. 3. Сделайте плавный выдох таким образом, чтобы передняя стенка живота втянулась, а ребра сжались.

Г. Б. Вершинина16 Респирация 4. Глубокий вдох на счет 1 -3 (про себя). Задержка – на 1. Медленный плавный выдох на звуках « «« «ф», «с», «ш» (звуки произносить сначала отдельно, затем все вместе, без добора воздуха). 5. Повторение упражнения 4, но со звуками В ВВ В, З, Ж.

Г. Б. Вершинина17 6. Полностью выдохните воздух. Не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом за несколько коротких активных вдохов. После каждого вдоха делайте небольшую остановку, н нн не вдыхая и н нн не выдыхая.

Г. Б. Вершинина18 Когда легкие будут наполнены, задержите воздух, проследив, чтобы грудная клетка была п пп полностью развернута, расширена. После этого – с сс спокойный выдох носом. Эти упражнения вырабатывают чувство опоры дыхания.

Г. Б. Вершинина19 Респирация 7. Звукоподражание. Тренируем различные виды дыхания. Воспроизводим: писк комара (З-З-З!), стрекот сороки (ТРРР-ТРР!), звук велосипедного звонка (ДЗИНЬ!)

Г. Б. Вершинина20 Респирация 8. Ловим комара. Руки – в стороны (вдох!) Комар звенит (З-З-З!) Сдвигаем руки медленно на звуке «З» (между ними комар!). Прихлопываем комара! Быстро разводим руки в стороны – вдох!

Г. Б. Вершинина21 Респирация 9. «На берегу моря» с наслаждением вдыхаем свежий морской воздух. Дышим ровно, глубоко!

Г. Б. Вершинина22 Фонация Фонация представляет собой собственно произносительный аппарат, состоящий из 4-х связанных между собой п пп полостей - гортани, глотки, полостей рта и носа.

Г. Б. Вершинина23 Фонация Гортань – орган, в котором образуется голос. Она включает в себя ряд хрящей, соединенных между собой мускулами и связками, которые обеспечивают ее движение. Внизу гортани находятся голосовые связки (мускульные образования).

Г. Б. Вершинина24 Фонация Пространство между голосовыми связками, образующими угол с вершиной впереди, называют г гг голосовой щелью.

Г. Б. Вершинина25 Фонация В состоянии покоя голосовые связки у мужчин имеют длину в среднем 1,5 см. у женщин – 1,2 см. При сокращении голосовых мускулов голосовые связки укорачиваются и изменяется степень их натяжении.

Г. Б. Вершинина26 Фонация Непосредственно над гортанью расположена полость глотки. Глотка – трубка диаметром около 3 см и глубиной 2 см с не полностью закрытой передней стенкой. Полость глотки спереди открывается полостью рта.

Г. Б. Вершинина27 Фонация Переднюю границу полости глотки образует поверхность корня языка, верхняя ее часть сообщается с полостью носа. Глотка может быть отделена от полости носа мягким небом, когда оно поднято и смыкается с задней стенкой глотки.

Г. Б. Вершинина28 Фонация Воздух из полости глотки попадает в полость рта через проход между мягким небом и языком, а в полость носа – через носоглотку – проход между задней стенкой глотки и опущенным мягким небом.

Г. Б. Вершинина29 Фонация В задней стенке глотки находятся мускулы, которые позволяют изменить напряженность ее стенок и ее размеры, которые позволяют изменять напряженность ее стенок и ее размеры, что существенно влияет на качество звуков, создаваемых произносительным аппаратом.

Г. Б. Вершинина30 Полость рта отделена от полости носа твердым небом и мягким небом, заканчивающимися маленьким язычком. При спокойном дыхании мягкое небо (которое еще называют небной занавеской) опущено и открывает доступ воздуху из глотки в рот и нос. В этом случае образуются так называемые носовые звуки М ММ М и Н НН Н.

Г. Б. Вершинина31 При поднятом мягком небе воздух поступает только в полость рта. Упражнения 1.С делайте глубокий вдох. На выдохе – плавно. Протяжно произнесите: мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы; лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы; нни, ннэ, нна, нно, нну, нны;

Г. Б. Вершинина32 Ми. Мэ. Ма. Мо. Му. Мы. а) с паузами между слогами; б) без пауз энергично, до израсходования воздуха; в) нараспев; г) медленно; быстро)

Г. Б. Вершинина33 Артикуляция Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами. Их разделяют на а аа активные (они снабжены мускулатурой и способны к самостоятельным движениям) и пассивные, т.е неподвижные.

Г. Б. Вершинина34 Артикуляция Активными органами являются: ( (( (?) губы; язык (его кончик; передняя, средняя, задняя часть спинки; корень); мягкое небо; маленький язычок; задняя стенка гортани.

Г. Б. Вершинина35 Артикуляция Пассивные органы (?): зубы; альвеолы; твердое небо. Активные органы производят определенные артикуляторные движения, пассивные являются лишь точкой опоры.

Г. Б. Вершинина36 Артикуляция Речь образуется в результате движения произносительных органов. При этом объем и конфигурация речевого тракта постоянно меняются, что отражается на конфигурации звуковой волны.

Г. Б. Вершинина37 Артикуляция Каждому звуку речи соответствует либо определенное с сс статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляторных органов, т.е. определенная а аа артикуляция.

Г. Б. Вершинина38 Дикция Это широкое понятие, которое включает в себя основных показателя: правильность артикуляции; степень ее отчетливости; манеру выговаривать слова.

Г. Б. Вершинина39 Дикция Дикция имеет эстетическую ценность, так как является ярким показателем в вв внешней культуры звучащей речи.

Г. Б. Вершинина40 Дикция Правильность артикуляции определяется движениями речеисполнительных органов. Если их движения н нн неверны, говорят о дефектах дикции или шире – о дефектах речи, исправлением которых является предметом логопедии.

Г. Б. Вершинина41 Дикция Различают две группы дефектов речи – патологические и непатологические. К патологическим относят те, которые связаны с органическими изменениями произносительных органов (например, гнусавость как следствие дефектов неба или носоглотки и др.) или с нарушением нервной системы (афазия).

Г. Б. Вершинина42 Дикция Непатологические дефекты, как правило, обратимы и связаны с нарушением нормативного произношения в результате неправильно усвоенных артикуляторных движений (картавость, шепелявость и др.)

Г. Б. Вершинина43 Дикция Степень отчетливости артикуляции – показатель, который влияет на разборчивость устной речи. У людей, не имеющих дефектов речи, степень отчетливости артикуляции различна. Например, при отсутствии зубов человек «шамкает» и его речь часто малоразборчива.

Г. Б. Вершинина44 Дикция Но даже когда все зубы на месте, встречаются люди, про которых говорят, что у них «каша во рту» (слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и речь неразборчивая).

Г. Б. Вершинина45 Дикция Причина этого- отсутствие внимания к качеству звучания речи. Люди, тренируя мышцы тела, не понимают, что мышцы артикуляционного аппарата также нуждаются в целенаправленной и постоянной т тт тренировке.

Г. Б. Вершинина46 Дикция Учительская привычка отчетливо произносить слова часто остается на всю жизнь, и по тому, как человек говорит, порой можно догадаться, что он преподаватель.

Г. Б. Вершинина47 Дикция Четкая артикуляция создает впечатление человека, уверенного в себе, знающего предмет речи, что является одной из задач устной коммуникации.

Г. Б. Вершинина48 Работа над артикуляцией Ключевые этапы работы 1.А втоматизация звука. Отработка правильного произношения звука в составе более крупных языковых единиц (чистоговорки) Пктэ, пкта, пкто, пкту. Пкте, пктя, пкте, пктю.

Г. Б. Вершинина49 Работа над артикуляцией. 2. Д ДД Дифференциация звука. Отработка умения различать смешиваемые звуки и правильно их использовать в собственной речи (скороговорки, упражнения на спонтанную речь)

Г. Б. Вершинина50 Артикуляционная гимнастика 1.У держивание губ в улыбке (передние верхние и нижние зубы обнажены) 2.В ытягивание губ вперед трубочкой. 3.Ч ередование положения губ: в улыбке – трубочкой. 4.С покойное открывание и закрывание рта (губы в положении улыбки)

Г. Б. Вершинина51 Артикуляционная гимнастика 5. Высунуть широкий язык. 6. Высунуть узкий язык. 7. Чередование широкого – узкого языка. 8. Подъем языка за верхние зубы. 9. Опустить язык за нижние зубы.

Г. Б. Вершинина52 Артикуляционная гимнастика 10. Чередование движений языка: вверх – вниз. 11. Чередование движений языка вглубь рта – к передним нижним зубам. Упражнения повторяются 5-7раз.

Г. Б. Вершинина53 Артикуляционная гимнастика Скороговорки 1.В езет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб. Все – в сугроб! 2.И дет с козой косой козел.

Г. Б. Вершинина54 Артикуляционная гимнастика 3. А АА Архип осип, Осип охрип. Осип осип. Архип охрип. 4. Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Г. Б. Вершинина55 Артикуляционная гимнастика Упражнения с «карандашом» во рту 1.В зять в рот карандаш (зажать его зубами), произнести чистоговорку, скороговорку, не разжимая зубов. 2.З ажать карандаш в губах, выполнить задание упражнения 1.

Г. Б. Вершинина56 Манера выговаривать слова Она включает особенности темпа речи, продление или редукцию слогов, особую модификацию интонации.Пример мачки, дечки, щас, чё, сеня, грю, грит, дозданья, прет, понимаш. Определите слова: мачки, дечки, щас, чё, сеня, грю, грит, дозданья, прет, понимаш.

Г. Б. Вершинина57 Манера выговаривать слова Недостатки в манере произношения 1.Х езитация (знаки размышления, колебания) 2.П родление гласных или согласных в конце слов или речи (что-о-о, понимаш-ш-ш, и-и-и, ну-у-у, я-я-я) 3.З адержка дыхания на вдохе.

Г. Б. Вершинина58 Манера выговаривать слова 4. Ш ШШ Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. 5. Ч ЧЧ Чмоканье (шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков от щек). 6. С СС Слабое чмоканье ( смачивание полости рта).

Г. Б. Вершинина59 Манера выговаривать слова 7. Н НН Назализация (произнесение в нос конечных гласных в словах). Причина – преждевременное небрежное опускание мягкого неба и язычка еще до окончания фразы. Оценивается как вульгарная черта в речи.

Г. Б. Вершинина60 Манера выговаривать слова 8. С СС Сглатывание (слюны). 9. Э ЭЭ Эмканье (смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит ( в городе/м/, девушки/м/)

Г. Б. Вершинина61 Стресс как коммуникативное явление, мешающее речевому процессу Стресс – результат дискомфортного изменения речевой ситуации, нарушения самооценки, ощущения себя обаятельным человеком. С СС Стресс – защитный механизм, оберегающий мозг от риторического «перегрева». Стресс

Г. Б. Вершинина62 Механизмы стресса. Его коммуникативные причины и признаки. Органы чувств (зрения, слуха) Центральная нервная система Надпочечники Мышечное возбуждение Усиление общего веществ обмена Механизмы стресса

Мышечное возбуждение Усиление обмена веществ Напряжение группы мышц Попеременное сокращение противоположных мышц шеи плеч рук челюстной мускулатуры Учащение дыхания Учащение сердцебиения Потение Расширение зрачков Прилив (отлив) крови к лицу, конечностям

Г. Б. Вершинина64 Причины стрессового состояния Повышенная возбудимость психики Нереалистические ожидания Повышенное внимание к себе

Г. Б. Вершинина65 Безразличие, агрессивность собеседника Установка на неудачу, провал Плохая подготовка, некомпетентность

Г. Б. Вершинина66 Признаки стресса Дрожание конечностей, желание за что-то ухватиться Неотчетливость дикции

Г. Б. Вершинина67 Глухой тихий голос (громкий резкий высокий голос) Сухость, першение в гортани (нарушение слюноотделения )

Г. Б. Вершинина68 Учащение дыхания, нарушение темпоритма речи (оратор задыхается) Внезапные паузы Сбивчивость речи

Г. Б. Вершинина69 Рассредоточенность внимания Забывание информации (трудность одновременного контроля речи и аудитории) Бессознательные движения («манеризмы»)

Г. Б. Вершинина70 Результат Результат коммуникативного стресса – страх или волнение. Волнение Волнение тонизирует речь, психику, дает возможность быть «в ударе», украшает речь эмоциональностью, пафосом. Страх Страх парализует речемыслительную деятельность, нарушает процесс взаимодействия внутренней и внешней речи.

Г. Б. Вершинина71 Приемы снятия стресса Установка на благоприятный результат (не феноменальный!) Самоубеждение Самоанализ (объективная самооценка)

Г. Б. Вершинина72 Приемы снятия стресса Положительная установка на контакт «Включение» обаятельных черт внешности и характера (использование улыбки, смеха и пр.)

Г. Б. Вершинина73 Приемы снятия стресса Искренность Заинтересованность. Увлеченность общением, умение получать от него удовольствие Объективность в оценке собеседника, независимость его восприятия от мнения других

Г. Б. Вершинина74 Правила антистрессового поведения 1.Не навязывайтесь собеседнику! Не будьте назойливыми и категоричными в суждениях! 2.Выслушивайте собеседника! Налаживайте обратную связь !

Г. Б. Вершинина75 Правила антистрессового поведения 3. Будьте дружелюбными (проявляйте искренний интерес к адресату) ! 4. Развивайте в себе обаятельные черты!

Г. Б. Вершинина76 Экспресс – анализ Произнесите небольшую речь на тему «Какие недостатки в своей речи я хочу исправить». Понаблюдайте за тем, как она звучит. Оцените ее.Произнесите небольшую речь на тему «Какие недостатки в своей речи я хочу исправить». Понаблюдайте за тем, как она звучит. Оцените ее. Оцените речь однокурсника с точки зрения рассмотренных параметров.Оцените речь однокурсника с точки зрения рассмотренных параметров. Расскажите о достоинствах и недостатках вашего голоса.Расскажите о достоинствах и недостатках вашего голоса.

Г. Б. Вершинина77 Не забывайте: речевой аппарат требует ежедневной тренировки!