Проектирование примерной основной образовательной программы. Структура и особенности пояснительной записки. Проектирование примерной основной образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Advertisements

Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работу выполнили: Юханова Е.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 4 Акименко В.И., учитель.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Проектирование основной образовательной программы. Структура и особенности пояснительной записки. Проектирование основной образовательной программы. Структура.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концептуальные основы федерального государственного образовательного стандарта.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Психологические особенности подросткового возраста.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Транксрипт:

Проектирование примерной основной образовательной программы. Структура и особенности пояснительной записки. Проектирование примерной основной образовательной программы. Структура и особенности пояснительной записки.

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения

ФГОС и возможные сферы изменений в образовательных целях в учебном плане в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности в образовательных технологиях в условиях реализации образовательных программ в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов в образовательных целях в учебном плане в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности в образовательных технологиях в условиях реализации образовательных программ в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов

ООП НОО - … Картина мнений

Ссылка на нормативную базу разработки ООП ОУ одним из ориентиров при разработке Основной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, является примерная образовательная программа, поэтому предлагается использовать Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, Все ссылки на примерную программу будут касаться именно этого документа; при создании программы образовательного учреждения необходимо показывать специфику ОУ, разрабатывающего ООП, т. к. по Стандарту программа должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников. При этом соотношение 80% - 20% предлагается использовать для каждого раздела этого документа. одним из ориентиров при разработке Основной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, является примерная образовательная программа, поэтому предлагается использовать Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, Все ссылки на примерную программу будут касаться именно этого документа; при создании программы образовательного учреждения необходимо показывать специфику ОУ, разрабатывающего ООП, т. к. по Стандарту программа должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников. При этом соотношение 80% - 20% предлагается использовать для каждого раздела этого документа.

Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). п.2 Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). п.2 Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Закона РФ «Об образовании» Ст.9 п.3 Закона РФ «Об образовании» К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Закона РФ «Об образовании» Ст.9 п.3 Закона РФ «Об образовании» К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Ст. 14 Закона РФ «Об образовании» п.5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)

11 От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно

ООП разрабатывается каждым образовательным учреждением, поэтому в ФГОС заложена возможность разработки различных вариантов данного документа. Раздел 111 п. 18 «Основная образовательная программа … должна учитывать тип и вид ОУ, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.»

Требования к структуре основной образовательной программы Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной ООП (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности. Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной ООП (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности.

ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы 14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 15.Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. 14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 15.Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ООП- целостный документ!!!

Какими характеристиками должна обладать ООП НОО, чтобы иметь определенную ценность для разных субъектов?

ООП как средство реализации общественного договора Права и обязанности участников реализации ООП НОО Договор Права и обязанности участников реализации ООП НОО Договор

Задание Сравните образовательную программу ОУ (действующую в ОУ), примерную основную образовательную программу и основную образовательную программу (раздел 3 ФГОС «требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования») Определите разрывы в документах и особенности ООП переходного периода Сравните образовательную программу ОУ (действующую в ОУ), примерную основную образовательную программу и основную образовательную программу (раздел 3 ФГОС «требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования») Определите разрывы в документах и особенности ООП переходного периода

ООП НОО Охват – 4 года 2 стандарта Обновление за счет отдельных элементов (учебный план, программы по предмету) Целостность, конкретность, гарантии достижения планируемых результатов, гибкость, сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам, контролируемость, соответствие структуре

Использование теоретических основ педагогического проектирования Проектирование - предварительная (опережающая) разработка путей (основных деталей) выявления и решения определенных педагогических проблем, определение вариантов реализации и коррекции этих решений в образовательной практике. Проект: направлен в будущее, предполагает мысленное моделирование вариантов перспективных действий на основе анализа реального состояния образовательной системы. Технологическая деятельность, состоящая из ряда взаимосвязанных шагов, этапов. Результат - проект (или программа), отвечающая определенным требованиям (в нашем случае требования определяет Стандарт). Проект: направлен в будущее, предполагает мысленное моделирование вариантов перспективных действий на основе анализа реального состояния образовательной системы. Технологическая деятельность, состоящая из ряда взаимосвязанных шагов, этапов. Результат - проект (или программа), отвечающая определенным требованиям (в нашем случае требования определяет Стандарт).

AP DC Процесс разработки и реализации ООП - Цикл Деминга. Петля качества. Что я хочу достичь? Каких результатов я ожидаю? Что у меня для этого имеется? С какими трудностями мне придется столкнуться? Планируй (PLAN) Выполнение запланированных действий Определение и применение методов Сбор данных с целью доказательств успеха Осуществление (DO) Анализируй данные Сравни запланированные и достигнутые результаты Зафиксировать конкретные улучшения Контроль (CHECK) Внедрение улучшений Постоянно следить за показателями Продумать дополнительные возможные улучшения Действуй (ACTION)

При разработке Программы необходимо учитывать: - право учреждения на выбор УМК; - особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; - особенности образовательного учреждения

При разработке программы используются следующие документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - Программа развития образовательного учреждения - Учебно-методический комплект (совместно с концептуальными положениями)

Пояснительная записка Введение. Данный документ разработан педагогическим коллективом(укажите авторов?) ОУ… в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с рекомендациями Примерной программы; - с возможностями УМК «…………………..»; -с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Укажите выходные данные документов!!! Данный документ разработан педагогическим коллективом(укажите авторов?) ОУ… в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с рекомендациями Примерной программы; - с возможностями УМК «…………………..»; -с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Укажите выходные данные документов!!!

Особенности ОУ соотношению частей основной ООП (80/20% для первой ступени) особенности ОУ (тип, топографическое положение, миссия, цели и задачи программы развития, особенности БУП, кадровый состав и т.д.)

Основу содержания и организации образовательного процесса в начальной школе, как правило, составляют учебно-методические комплекты (образовательные системы или модели), целостно представленные издательствами или составленные образовательными учреждениями (учителями). Необходимо учитывать их возможности и особенности для проектирования ООП. УМК

Цели реализации ООП Необходимо конкретизировать в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Цель - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК (например, ОС Школа 2100); - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); - региональные (муниципальные) особенности

Основная идея Системно – деятельностный подход воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития об-ся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности об-ся на основе освоения УУД, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития об-ся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей об-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого об-ся (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития об-ся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности об-ся на основе освоения УУД, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития об-ся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей об-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого об-ся (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется решение следующих задач : - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. + Задачи ОУ!!! В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется решение следующих задач : - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. + Задачи ОУ!!!

Основная идея Системно – деятельностный подход воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития об-ся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности об-ся на основе освоения УУД, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития об-ся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей об-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого об-ся (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития об-ся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности об-ся на основе освоения УУД, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития об-ся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей об-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого об-ся (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основные характеристики выпускника Стандарт ориентирован на становление характеристик выпускника: любящего свой народ, край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего умениями учиться; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать позицию, высказывать свое мнение; выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни. + особенности ОУ, посмотрите Программу развития, УМК Данные характеристики составляют основу планируемых результатов реализации ООП.

Задачи реализации ООП развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Обобщая сказанное, важно отметить, что Основная программа предусматривает достижение: - личностных результатов : готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся; социальные компетентности (или социальную компетентность?), личностные качества (какие именно, хотя бы в общих чертах?); сформированность основ гражданской идентичности; - метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными представлениями и понятиями. - предметных результатов : освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Обобщая сказанное, важно отметить, что Основная программа предусматривает достижение: - личностных результатов : готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся; социальные компетентности (или социальную компетентность?), личностные качества (какие именно, хотя бы в общих чертах?); сформированность основ гражданской идентичности; - метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными представлениями и понятиями. - предметных результатов : освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные характеристики выпускника начальной школы Н-р, с учетом вида учреждения такими задачами (личностными характеристиками) могут стать: - в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов - повышенный уровень образования за счет более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии с направленностью конкретной школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки; развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность; - в общеобразовательной гимназии - гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур; интеллектуальное и нравственное развитие личности; - в общеобразовательном лицее - формирование основ творческой и исследовательской деятельности в различных областях науки, начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута.

Особенности учреждения. Например: -модель краеведческого образования, - экологическое образование. Указанные особенности должны найти свое выражение в пояснительной записке и дальнейших разделах программы (в первую очередь, планируемых результатах, программе формирования УУД, учебном плане, программах воспитания и здоровьесбережения). Это позволит обеспечить «горизонтальное и вертикальное единство» проектируемого документа.

Принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ. Предназначение Стандарта, он направлен на обеспечение: - равных возможностей получения качественного начального общего образования; - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; - преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; - единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; - демократизации образования и всей образовательной деятельности; - формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; - условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Принципы (требования) и подходы к формированию ООП равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России; единства образовательного пространства России; демократизации образования; формирования критериальной оценки результатов освоения ООП; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся

Концептуальные положения. Например, развивающаяся личностно-ориентированная система обучения «Перспективная начальная школа» основывается на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе: - на проблемно-ориентированном развивающем образовании (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); - системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); - смысловой педагогике вариативного образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов); - на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; «Школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой; «Гармония»; - на идеях непрерывности (наличие последовательной цепи компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов и приемов, форм и результативности), а также преемственности образования (детский сад - школа - вуз). Нужно указать механизмы реализации основных направлений ООП!!! Раскрыть!!! Например, развивающаяся личностно-ориентированная система обучения «Перспективная начальная школа» основывается на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе: - на проблемно-ориентированном развивающем образовании (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); - системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); - смысловой педагогике вариативного образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов); - на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; «Школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой; «Гармония»; - на идеях непрерывности (наличие последовательной цепи компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов и приемов, форм и результативности), а также преемственности образования (детский сад - школа - вуз). Нужно указать механизмы реализации основных направлений ООП!!! Раскрыть!!!

Необходимо учесть следующие факторы!!! -возраст школьника (в первый класс зачисляются разновозрастные дети шести, семи, восьми лет); -разный уровень дошкольной подготовки (дети, посещающие не посещающие детский сад); -топографическая принадлежность школьника (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества в подборе материала); -разный уровень владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык - не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); - особенности мировосприятия городских и сельских детей; -наполняемость классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.

ОУ вправе дополнить принципы и подходы к формированию ООП с учетом «собственно школьных» целей и задач, обозначенных в первой части Пояснительной записки. ОУ вправе дополнить принципы и подходы к формированию ООП с учетом «собственно школьных» целей и задач, обозначенных в первой части Пояснительной записки. Участники образовательного процесса. Согласно Типовому положению об ОУ: обучающиеся, педагогические работники ОУ, родители (законные представители) об-ся (согласно Стандарту тоже). Общественные организации, фонды, инициативные группы, общественные экспертные и управляющие советы, если они существуют и эффективно сотрудничают с образовательным учреждением.

Общая характеристика ООП. - достижение планируемых результатов освоения Основной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе ……………..; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему ………………..; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа: например…; - возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик

Заключение Пояснительной записки. Указывается структура ООП: 1.пояснительная записка; 2.планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.учебный план начального общего образования; 4.программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5.программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.программа коррекционной работы ; 9.система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Указывается структура ООП: 1.пояснительная записка; 2.планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.учебный план начального общего образования; 4.программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5.программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.программа коррекционной работы ; 9.система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

Возможные ошибки Пояснительная записка отсутствует или составляется формально ( не объясняется и не обосновывается целесообразность изменений, которые внесли в план разработчики, не раскрываются ценностные установки, которыми руководствовались при создании плана).

Образовательная программа как средство удовлетворения потребностей Механизм изучения и согласования потребностей детей, родителей и возможностей ОУ Механизм удовлетворения потребностей

Структура пояснительной записки -введение; -особенности ОУ; -цели и задачи реализации программы; -принципы и подходы к формированию программы; -концептуальные положения; -системно – деятельностный подход -общая характеристика программы; -характеристика выпускника НОО; -принципы УМК; -состав участников образовательного процесса; -заключение.

Анализ контрольной работы. Слушатель_________________________________Группа _____ Пояснительная записка. 1.Введение ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2.Особенности ОУ ___________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3.УМК ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4.Системно – деятельностный подход______________________________________ 5. Характеристика выпускника НОО_______________________________________ 6.Принципы и подходы к формированию ООП______________________________ 7. Концептуальные положения_____________________________________________ 8.Цель, задачи____________________________________________________________ 9.Структура ООП НОО____________________________________________________ Баллы_____

Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы)Итоговый вариант, созданный рабочей группой ОУ ФГО С НШ Примерна я ООП ОУ УМ К Типовое положен ия об ОУ УСТАВ ОУ Програм ма развития ОУ Цели Задачи Принципы (подходы) к формировани ю документа Общая характеристик а документа характерис тика выпускника НОО

Определите потребителей образовательных услуг вашего ОУ, Определите образовательные потребности, Оформите карту потребностей,карту потребностей Простройте процедуру согласования потребностей и возможностей ОУ. Напишите «Пояснительную записку ООП»! Задание

Спасибо за сотрудничество!!! Автор разработки: Шевелёва Наталия Николаевна, ст. преподаватель научно-учебного центра педагогического сопровождения последипломного образования, научный сотрудник центра педагогической рискологии. Автор разработки: Шевелёва Наталия Николаевна, ст. преподаватель научно-учебного центра педагогического сопровождения последипломного образования, научный сотрудник центра педагогической рискологии.