МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Advertisements

Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Информационный обмен в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КДН И ЗП ПЕРМСКОГО КРАЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КДН И ЗП. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Работа классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Нормативно-правовая база по профилактике суицидального поведения школьников.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
ФЗ 120. Основные понятия. несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением.
Павел Владимирович Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ НАСИЛИЯ, ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ…
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от ФЗ ( ред. от ) « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Ответственность родителей за обеспечение жизни и здоровья детей И.В. Зорина, заместитель председателя КДНиЗП Добрянского муниципального района.
«О роли учреждений здравоохранения в системе профилактики жестокого обращения с детьми»
Правовое воспитание в детском саду. Нормативная база - Конвенция о правах ребёнка; - Конституция РФ; - Семейный кодекс РФ; - Закон РФ от ФЗ.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» В.А. Макашева главный врач, главный детский психиатр Новосибирской области, К.М.Н Роль детской психиатрической службы Новосибирской области в оказании антикризисной помощи детям и их семьям

Кризис: кардинальные психологические изменения; противоречия между структурными элементами личности, системой ее отношений и деятельностью; формирование психических новообразований; возрастной кризис – изменение ведущей деятельности ребенка, новая задача в его психосоциальном развитии

Физические Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин ШифрМКБ-10Виды травмТипы травм S00-S09Травмы головыПоверхностная травма S10-S19Травмы шеиСсадина S20-S29Травмы грудной клеткиУшиб, включая S3O-S39Травмы живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника и таза синяк, гематому, кровоподтек, S70-S79Травмы области тазобедренного сустава и стопы, сустава и стопы Укушенная S80-S89Травмы колена и голениРезанная Рваная Колотая с проникающим инородным телом S90-S99Травмы области голеностопного сустава и стопы Закрытый Открытый переломы Классификация последствий жестокого обращения с детьми

Т08-Т14Травмы неуточненной части туловища, конечности или области тела Вывихи, растяжения и перенапряжение капсульно- связочного аппарата Т15-Т19Последствия проникновения инородного тела через естественные отверстия Травма нервов и спинного мозга Т20-Т32Термические и химические ожогиПовреждение кровеносных сосудов ТЗЗ-Т35ОтмороженияПовреждение мышц и сухожилий Т36-Т50Отравления лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами Размозжение (раздавливание) Т51-Т65Токсическое действие веществ, преимущественно немедицинского назначения Травматическая ампутация Т66-Т78Другие и неуточненные эффекты воздействия внешних причин Травмы внутренних органов Т79Некоторые ранние осложнения травмыДругие и неуточненные травмы 2.Нарушения репродуктивной функции Класс XIV Болезни мочеполовой системы ШифрМКБ- 10 Нозологическая форма. N 94.4-N 94.6Дисменорея N96Привычный выкидыш N97.0-N97.9Бесплодие 3. Инфекционные заболевания КЛАСС 1 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни ШифрМКБ10Нозологическая форма А50-А64Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем В 20 - В 24Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека

4. Психические расстройства и поведенческие нарушения КЛАСС V Психические расстройства поведения ШифрМКБ- 10 Нозологическая форма F 10Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя F10-F19Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением наркотических средств и психоактивных веществ F 40 - F 48Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F 90 - F 98Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрастах F30-F39Расстройства настроения 5. Соматические последствия для здоровья ШифрМКБ-10Нозологическая форма J42Хронический бронхит К 58Синдром раздраженного кишечника С 00 - D 48Новообразования К 70 - К 77Болезни печени Е40-Е64Недостаточность питания

Шоковые психические травмы Психотравмирующие ситуации Хронически действующие психотравмирующие ситуации Ситуации психической депривации (сенсорной, эмоциональной, интеллектуальной) Психотравмы В.В. Ковалев (1995г.)

Жестокое обращение с детьми - глобальная проблема во всем мире Около 2 млн. детей до 14 лет ежегодно подвергаются жестокому обращению. Каждый десятый ребенок из них гибнет, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия. Ежегодно в стране умирают от побоев до 200 тысяч подростков. Органы внутренних дел ежегодно регистрируют тысяч случаев сексуального насилия над детьми. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями. По исследованиям Ц ентра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; % из них, постоянно избиваемые своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца) отстают в развитии, страдают различными физическими и психо- эмоциональными расстройствами. В год надзорные органы изымают из семей около детей. В каждом случае ребенок получает травму, которая имеет серьезные негативные последствия для его психологического и физического развития.

Жестокое обращение с детьми По последним оценкам Международной организации труда (МОТ) 5,7 миллионов детей занимались принудительным или вынужденным трудом, 1,8 миллиона детей были вовлечены в проституцию и порнографию, 1,2 миллиона детей стали жертвами торговли людьми. ! В 16 развивающихся странах доля детей школьного возраста, по отношению к которым в течение последних 30 дней было зарегистрировано грубое словесное или физическое обращение в школе, составила от 20% до 65% в зависимости от страны. В местах заключения дети часто подвергаются насилию со стороны персонала, в том числе в целях контроля или наказания, зачастую за незначительные нарушения. В 77 странах телесные и другие жестокие наказания признаются законными дисциплинарными мерами в пенитенциарных учреждениях. Тарусина Д.И. (2003): в России каждый год более 2000 детей гибнет от тяжких телесных повреждений, причиненных членами их семей; более 42 тысяч обращений в медицинские учреждения по поводу легких телесных повреждений

Основные параметры актуального состояния в рамках шоковых психических травм, психотравмирующих ситуаций, хронически действующих психотравмирующих ситуаций: депрессивный фон, страхи, повышенный уровень тревожности, психосоматические расстройства, поведенческими нарушения, суицидальные тенденции (!!!), расстройства питания

Исходы сексуального насилия в отношении детей: 6 % –депрессии, 6 % - развитие алкоголизма и наркотической зависимости, 8 % - попытки самоубийства, 10 % - панические расстройства, 27 % - посттравматические стрессовые расстройства

Группы риска в отношении насилия дети младшего возраста, с физическими недостатками и психическими отклонениями, недоношенные. - факт потери или уменьшения заботы супруга; -рождение другого ребенка, более желанного по полу; -молодой возраст родителей (до 21 года); -рождение ребенка в неполной семье; -чрезмерная занятость родителей на службе; -наличие в семье близкого родственника, страдающего алкогольной зависимостью. Факторы, предрасполагающие к насилию над детьми: (по данным Тарусина Д.И. и соавт., 2003):

Главные факторы риска насилия в отношении ребенка (Robert Goodman) Биологический риск (физическое заболевание, особенно травма мозга; низкий вес при рождении) Психические расстройства родителей (одного), особенно важны расстройства личности и интеллекта, а также алкоголизм и преступность Дисфункция семьи (разлад между родителями, враждебность и критика, стрессирующие события жизни) Опасный район (высокая преступность, насилие и доступность наркотиков; плохое школьное обучение, низкая социальная сплоченность).

Смертность детей в возрасте лет от всех причин (на 100 тыс.) ЮНИСЕФ, 2010

Из доклада академика Т.Б.Дмитриевой, 2009 Самоубийство является третьей по значимости причиной смерти людей в возрасте от 15 до 24 лет после дорожно- транспортных происшествий и убийств

По Новосибирской области за 2009 год показатель суицидов 1,7 на детского населения (до 18 лет), 9,0 на подростков (от14 до 18 лет), в 2008 году- 2,0 и 10, 0 соответственно. Наиболее ранний суицид зарегистрирован в возрасте 8 лет. Регистрируемые средства совершения суицидов: 2007 год - 62,5% повешение (мальчики), 37,5 % отравление (девочки) 2008 год – 60% повешение (мальчик), прыжок с высоты 10% (девочки), отравление 30% (девочки), 2009 год – 88% повешение и 12 % прыжок с высоты (все мальчики) 2010 год – 90% повешение (мальчики и девочки), 10% отравление (девочка) Распространенность завершенных суицидов в мире составляет 1,5 на среди летних и 7,4 на среди летних (данные ВОЗ)

Перечень основных федеральных нормативных документов 1.Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ, в ред. от ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2.Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ, в ред. от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от /8 «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера»

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации от /171 «Об утверждении рекомендаций по взаимодействию органов управления и учреждений здравоохранения и органов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении» 5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от /633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел» 6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от «О повышении качества оказания лечебно- профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним» 7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от «Об утверждении учетной формы на беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего»

ПОРЯДОК выявления семей, находящихся в социально-опасном положении 1. Основные понятия: Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиями к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними (ст.1 ФЗ-120, в ред. Федерального закона от N 150-ФЗ)

Под жестоким обращением надлежит понимать: 1.Лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишения сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой развитие заболеваний) 2.Невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку, в том числе отказ от госпитализации при наличии медицинских показаний и др. 3.Активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности (все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявления завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему) 4.Систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей)

2.В соответствии с п. 2 ст ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» лечебно- профилактические учреждения, в пределах своей компетенции, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально-опасном положении и незамедлительно информировать: 1)орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних (в том числе при нарушении половой неприкосновенности детей, при проведении абортов несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, в случае рождения детей несовершеннолетними в возрасте до 16 лет, в случае выявления венерических заболеваний у несовершеннолетних, о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния, о фактах отравления несовершеннолетних токсическими веществами (суррогатами алкоголя, спиртосодержащими жидкостями);

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав (право на охрану здоровья); 3)орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; 4)орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а так же о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния, о фактах отравления несовершеннолетних токсическими веществами (суррогатами алкоголя, спиртосодержащими жидкостями), об оставлении ребенка в угрожаемом состоянии из-за отказа законных представителей от госпитализации несовершеннолетнего при наличии медицинских показаний 6)орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с самовольным уходом из детских учреждений (детские дома, школы интернаты и др.), либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; 7)орган по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Факт выявления фиксируется в медицинской документации: истории развития ребенка (ф-112у), медицинской карте ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ- интернатов (N 026/у-2000) либо медицинской карте стационарного больного (истории болезни, ф-003/у); в карте вызова Новосибирской муниципальной станции скорой медицинской помощи (приказ ГУЗМ от «О внесении изменений в Карту вызова МУЗ «Станции скорой медицинской помощи»), в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации (ф- 001/у), в журнале регистрации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в лечебно- профилактических учреждениях, учета беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

Администрация медицинского учреждения (кроме МУЗ «ССМП») направляет в течение трех рабочих дней письменное представление о выявлении несовершеннолетнего и/или семьи, находящейся в социально-опасном положении, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, копию представления - в орган прокуратуры, органы внутренних дел и другие учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах их компетенции, для проведения мероприятий по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Информационная карта по методологии выявления жестокого или пренебрежительного отношения с детьми ОЦЕНИТЕ РЕБЕНКА НА НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ИЛИ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________________________ Дата рождения: __________________________ Пол: _______ мужской/ женский Полис ОМС серия _______ ________ Страховая медицинская компания Адрес места жительства (где проживает ребенок): Республика, край, область __ Город (село) ______________ улица __________________ дом ______________ корп. ___ кв. __ Фамилия. И.О. матери (отца, опекуна) Образование родителя (опекуна) [Р] неполное [Р] среднее |Р [среднее [Р| неполное |Р| высшее |Р| медицинское; Масса тела ребенка: _____ кг Температура: ___°С Первичный визит? __ Повторный визит? СПРОСИТЕ: Какие проблемы есть у ребенка? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________

ОЦЕНИТЕ (Подчеркните имеющиеся симптомы) Осмотрите ребенка, состояние его кожных покровов на наличие повреждений: большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле; черепно-мозговые травмы; переломы на различных стадиях заживления; повреждения в области лица, головы, шеи, груди; выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода, шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня; ожоги и переломы у детей, особенно младше 1 года; Оцените: своевременность обращения родителей за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка (Родители не спешат обращаться за медицинской помощью); Оцените: могут ли родители четко объяснить причину возникновения травмы или выделений из половых органов (Недостаточные объяснения); Оцените поведение ребенка (Аномальное поведение ребенка): сексуально окрашенное поведение; агрессивная гиперактивность, гиперподвижность; «замороженное» поведение; угнетение ребенок избегает зрительного контакта с родителем.

Оцените поведение родителей/опекунов. (Аномальное поведение родителей/опекунов): равнодушные; наказывающие; обороняющиеся; слишком озабоченны состоянием и поведением ребенка; с низким уровнем самооценки; находящиеся в депрессии. Оцените наличие признаков недостаточного ухода за ребенком: игнорирование родителям заболеваний ребенка; ребенку не проведены все необходимые прививки; отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей; ребенок длительное время находится без присмотра взрослых. Оцените наличие факторов риска насилия и жестокого обращения в семье: признаки семейного насилия; алкогольная/наркотическая зависимость; психические заболевания; социальная изоляция; беспризорный/брошенный ребенок.

Алгоритм оценки ребенка на наличие признаков жестокого или пренебрежительного отношения НАБЛЮДАЙТЕ И ПРОВЕРЯЙТЕ Наличие подозрительных физических повреждений/травм, которые могли бы быть результатом жестокого отношения: (например: большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле; черепно- мозговые травмы; переломы на различных стадиях заживления; повреждения в области лица, головы, шеи, груди; выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода; шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня; ожоги и переломы у детей, особенно младше 1 года). Родители не спешат обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка. Недостаточные объяснения или объяснение не соответствует типу травмы, выделениям из половых органов. - Выявлены признаки подозрительных физических повреждений или - Родители несвоевременно обращаются за помощью или - Объяснения родителей не соответствуют травме. Высокая вероятность жестокого и пренебрежител ьного отношения к ребенку Необходимо направить ребенка в больницу. - Уведомить органы УВД, прокуратуру, социальные службы и другие организации о факте жестокого и пренебрежител ьного отношения к ребенку.

Недостаточный уход за ребенком: (игнорирование родителям заболеваний ребенка; ребенку не проведены все необходимые прививки; отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей; ребенок длительное время находится без присмотра). Аномальное поведение ребенка: (сексуально окрашенное поведение; агрессивная гиперактивность, «замороженное» поведение, ребенок избегает зрительного контакта с родителем). «Аномальное» поведение родителей/опекунов: (равнодушные; наказывающие; обороняющиеся; гиперозабоченные; с низким уровнем самооценки; находящиеся в депрессии). - При осмотре отмечены признаки недостаточного ухода за ребенком или - Аномальное поведение ребенка или - Аномальное поведение родителя/опекуна или - Присутствуют факторы риска в семье. Вероятность жестокого и пренебрежител ьного отношения к ребенку Запланировать посещение на дому через 7-10 дней. - Направить информацию в социальные службы для профилактической работы. Проконсультировать родителей с целью развития позитивных навыков в воспитании ребенка. - Проинформировать родителей об особенностях развития ребенка и надлежащих мерах безопасности Факторы риска в семье: (алкогольная/наркотическая зависимость; психические заболевания; социальная изоляция; беспризорный/брошенный ребенок). - При осмотре не выявлены признаки совместимые с возможностью жестокого или пренебрежительног о отношения к ребенку Низкая вероятность жестокого и пренебрежител ьного отношения к ребенку Проконсультировать родителей с целью развития позитивных навыков в воспитании ребенка (доступность, внимательность, взаимопонимание, сотрудничество, постоянство). - Проинформировать родителей об особенностях развития ребенка и надлежащих мерах безопасности.

Цель: Цель: реализация прав детей на защиту и самоопределение, получение своевременной и качественной помощи Концепция работы психиатрической службы по антикризисной программе: Оказание лечебной помощи детям, страдающим психическими расстройствами, в соответствии с медицинскими стандартами Предоставление консультативно-методической помощи врачам первичной медицинской сети, психологам и педагогам системы образования, специалистам социальной защиты, отделов опеки и попечительства, инспекторам ПДН, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации районов.

Задачи: Создать систему выявления детей в кризисных состояниях. Организовать помощи в соответствии с функциями специалистов (поэтапно). Разработать и внедрить современные технологии с целью эффективного использования ресурсов. Наладить эффективные связи между первичным звеном здравоохранения и психиатрической помощью на основе четко определенных критериев направления пациентов, методов совместной помощи, адекватной информационной связи и т.д. Во всех районах области провести анализ состояния психического здоровья, выявить достоверное число детей, нуждающихся в специализированной психиатрической помощи. Сформировать внутри каждого района систему межведомственного взаимодействия оказания психиатрической, педагогической и социальной помощи.

Суицидальное поведение Согласно совместному приказу департамента здравоохранения и департамента образования от г. 674/616 «Об организации психиатрической помощи детям, находящимся в кризисных состояниях» определен порядок оказания психиатрической помощи детям, совершившим суицидальную попытку. Все дети, совершившую суицидальную попытку, должны наблюдаться психиатром. Врач психиатр оказывает лечебно- консультативную помощь и осуществляет контроль за реабилитационными мероприятиями, подключая специалистов социально- психологической и психотерапевтической служб.

Основным лечебно- консультативным медицинским учреждением на территории Новосибирской области, оказывающим психиатрическую помощь детскому населению, является ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

Структура : Телефон доверия Организационно- методический отдел Консультативный прием детского населения Консультативный прием детского населения

Опыт помощи семье и ребенку в кризисных ситуациях «Телефон доверия». За 9 месяцев 2010г. по телефону проконсультировано 5 тыс. человек. осуществляющие очное консультирование семей. Консультативная помощь психотерапевтов, медицинских психологов и социально-педагогическое сопровождение семей специалистами по социальной работе. На г зарегистрировано 15 тыс. обращений. Консультативные службы, осуществляющие очное консультирование семей. Консультативная помощь психотерапевтов, медицинских психологов и социально-педагогическое сопровождение семей специалистами по социальной работе. На г зарегистрировано 15 тыс. обращений. «Дистанционное Интернет-консультирование» «Дистанционное Интернет-консультирование» Информационный сайт - информация о содержании и формах работы специалистов детской психиатрической службы, статьи, подготовленные специалистами диспансера на тему «Семья без жестокости и насилия», консультирование родителей и подростков в диалоговом режиме по заявленным проблемам. На г зарегистрировано посетителей Информационный сайт - информация о содержании и формах работы специалистов детской психиатрической службы, статьи, подготовленные специалистами диспансера на тему «Семья без жестокости и насилия», консультирование родителей и подростков в диалоговом режиме по заявленным проблемам. На г зарегистрировано посетителей

Результаты работы Мобильными бригадами в районах области проконсультировано 437 детей, сделан 21 выезд тридцати специалистов. В области в ходе районных психолого-медико- педагогических комиссий проконсультировано 263 ребенка, при диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обследовано 2976 детей. Специалистами отделения социально-психологической помощи проконсультировано 3487 человек по проблемам детей и подростков, находящихся трудной жизненной ситуации и (или) подвергшихся жестокому обращению в школе, семье и т.д. Во исполнение законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в районных центрах социальной защиты проконсультировано 264 человека, в 88% - психические расстройства. Обследовано и направлено на медико-педагогическую комиссию детей с особыми образовательными потребностями 980 детей.

Разработаны и направлены для руководства детским психиатрам методические рекомендации «Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, клиническая картина. Профилактика суицидального поведения среди Проведена межрегиональная конференция «Межведомственная система выявления и оказания помощи детям в кризисных состояниях» г. с приглашением специалистов образования, социальной защиты, инспекций по делам несовершеннолетних районных управлений внутренних дел области и города, центров психолого-педагогической помощи семье и детям отделов по делам молодежи и т.д. Проведены межведомственные семинары по теме: «Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, профилактика» для педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних районных управлений внутренних дел в Карасукском районе, г.Бердск, в районах г. Новосибирска: Дзержинский, Ленинский.

Проводятся обучающие программы в школе, которые могут помочь учителям научиться распознавать учащихся с потенциально суицидальным поведением и тренировать учащихся так, чтобы они знали, как помочь своим находящимся в сложной ситуации сверстникам (ВОЗ, 2006г.) Ежеквартально проводится специалистами областного детского психоневрологического диспансера «Школа для родителей» по вопросам профилактики жестокого обращения, насилия, суицидального поведения в детско- подростковом возрасте. Специалистами диспансера адаптирован опросник по выявлению суицидальных наклонностей у детей и подростков для педагогов, родителей и несовершеннолетних. Организовано лечение детей и подростков с риском суицидального поведения и после суицидальных попыток в дневном стационаре.

Современные Профилактика и диагностика в детском возрасте по сути многоосевые и мультипрофессиональные Title Невролог. Эпилептолог. Нейрохирург Педиатр Нейрофизиолог Логопед. Дефектолог Психолог. Нейропсихолог ПСИХИАТР

СХЕМА координация.

Предложения: 1. в проект решения конференции в рамках проекта «Крепкая семья» в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми 2. в проведение коммуникативной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми в СМИ и в иных средствах массовых коммуникаций

Спасибо за внимание