Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 5»
Противоречие Экстенсификация учебных программ, увеличивающих учебную нагрузку без должного учета индивидуальных возможностей и способностей детей, их соматического и психологического состояния Ухудшение здоровья детей, обучающихся в школе
Необходимым условием достижения поставленной цели является психолого- педагогическая поддержка ученика («сопровождение») на всем протяжении образования и оказание ему индивидуально- ориентированной помощи.
Тема экспериментальной работы «Физиолого-психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в общеобразовательных классах и классах коррекционно- развивающего обучения».
Объект исследования: образовательный процесс в классах нормы и классах коррекционно - развивающего обучения.
Предмет исследования: содержание организационно- психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса содействующего здоровью в классах нормы и классах коррекционно-развивающего обучения.
Цель эксперимента: определение и реализация программы системных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья как важнейшего фактора развития личности через приведение учебного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся.
Задачи эксперимента: 1.проанализировать и выяснить условия организации учебно-воспитательного процесса в классах нормы и классах коррекционно- развивающего обучения 4.создать и апробировать систему непрерывного изучения «Здоровья» в классах нормы и классах коррекционно-развивающего обучения. 2.выявить в учебно-воспитательном процессе с одной стороны факторы, сохраняющие, обеспечивающие, а с другой – разрушающие здоровье учащихся и учителей в классах нормы и классах коррекционно-развивающего обучения; 3.разработать критерии и показатели мониторинга здоровья учащихся в классах коррекционно- развивающего обучения;
Направления работы Медико-физиологическое – проведение мониторинга состояния здоровья учащихся, создание банка данных на каждого ребенка. Медико-физиологическое – проведение мониторинга состояния здоровья учащихся, создание банка данных на каждого ребенка. Психолого-педагогическое – главная задача – предупредить появление осложнений, прежде всего нравственны и эмоциональных с помощью проведения систематического мониторинга психологического состояния детей, для того, чтобы определить, насколько учебные нагрузки соответствуют возможностям ребенка разных возрастных групп: готовность к школьному обучению, адаптация к средней школе. Отслеживание эффективности педагогической деятельности и ее влияние на состояние здоровья детей. Психолого-педагогическое – главная задача – предупредить появление осложнений, прежде всего нравственны и эмоциональных с помощью проведения систематического мониторинга психологического состояния детей, для того, чтобы определить, насколько учебные нагрузки соответствуют возможностям ребенка разных возрастных групп: готовность к школьному обучению, адаптация к средней школе. Отслеживание эффективности педагогической деятельности и ее влияние на состояние здоровья детей.
Направления работы Физкультурно-оздоровительное – это мониторинг физических качеств учащихся, разработка учебных программ для разных групп здоровья, корректировка учебного процесса в классах с низким уровнем развития физических качеств, внеурочная работа, в том числе «Дни здоровья». Физкультурно-оздоровительное – это мониторинг физических качеств учащихся, разработка учебных программ для разных групп здоровья, корректировка учебного процесса в классах с низким уровнем развития физических качеств, внеурочная работа, в том числе «Дни здоровья». Просветительское – это пропаганда ЗОЖ.. Просветительское – это пропаганда ЗОЖ.. Профилактическое – создание условий для учебы детей в соответствии с СанПиНами. Профилактическое – создание условий для учебы детей в соответствии с СанПиНами.
Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ
СРЕДСТВА ИНТЕГРАЦИИ РАЗВИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО -КОРРЕГИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И СИНХРОНИЗАЦИЯ Достигается при систематичности и непрерывности деятельности субъектов (прогноз, проектирование, реализация, анализ результатов, коррекция) Достигается за счёт обмена информацией Достигается при глубокой интеграции функций специалистов (формирование положительных эмоций и личного комфорта в УВП)
Консилиум Главные цели: Выявление детей, требующих особого внимания с точки зрения здоровья, трудностей в обучении, поведении и т.д.; Поиск возможностей для оказания помощи таким детям.
Комплексная диагностика здоровья Оценка факторов здоровья Экспертиза УВП Аналитико- статистическая работа Профилактическая работа Оздоровительная работа Коррекционная работа Обучение здоровью Обеспечение профориентационной работы «Здоровый учитель – здоровые дети » Работа с родителями и социумом Консультационная работа Обобщение передового опыта Выполнение внедренческих функций Оценка эффективности деятельности Поддержка детской инициативы СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ
План-график работы специалистов службы здоровья
Позволяет: увидеть весь спланированный процесс объёмно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; обеспечить преемственность в деятельности специалистов различного профиля, наиболее полно учесть связи между различными работами; равномерно распределить нагрузку; выявить и реализовать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; определить функциональные обязанности каждого специалиста на соответствующий этап работы
Школа ГО и ЧСВоенкомат Совет ветеранов Отдел образования администрации школы Национальны й парк Мещера Семьи учащихся Ветераны педагогического труда школы Музей просвещения города Детская школа искусств Детский Центр «Исток» Отдел по делам молодежи Отдел по культуре ГЦКД ИДН, КДН Медицинские учреждения: ЦРБ БСЧ Средние школы города ГСК ПУ – 13, 47 Учреждения физкультуры и спорта ФУ по контролю над незаконным оборотом наркотиков Музей Хрусталя им. Мальцова Городской социальный приют для детей Внешние связи школы
Восприятия учебного материала Эмоциональное состояние: Радостное – 60,3 % Сосредоточенное – 34,8 % Безразличное – 12.1 % Раздраженное – 6.4 % Угнетенное – 2,1 5
Состояние стресса Да, часто – 16,3 % Да, часто – 16,3 % Иногда – 24.1 % Иногда – 24.1 % Редко – 26,2 % Редко – 26,2 % Нет, не возникают – 38.3 %. Нет, не возникают – 38.3 %.
Бываешь ли ты расстроен несправедливым отношением учителя? Часто – 31,9 % Часто – 31,9 % Иногда 29,8 % Иногда 29,8 % Редко – 33,3 % Редко – 33,3 % Нет – 8,5 %. Нет – 8,5 %.
Состояние радости испытывают: Каждый день – 42.6 % Каждый день – 42.6 % На переменах – 41,1 % На переменах – 41,1 % На уроках – 12,8 % На уроках – 12,8 % Не испытывают – 6,4 %. Не испытывают – 6,4 %. 60 % учащихся редко чувствуют себя после школы усталыми, 12 % - не устают совсем. 60 % учащихся редко чувствуют себя после школы усталыми, 12 % - не устают совсем.
Анализ ценностных ориентаций
Субъективная оценка здоровья 52% опрошенных посчитали своё здоровье хорошим, удовлетворительным –42%, 5 % – плохим из-за частых простуд и наличия хронических заболеваний. Ухудшение здоровья отметили 36 % школьников. Субъективная оценка своего здоровья в целом оказалась верной – это подтвердили данные медицинского опроса.
Влияние школы на здоровье По мнению 21,3 % учащихся школа не влияет на состояние здоровья учащихся, 19,1 % учащихся считают, что почти не влияет, 24,8 % школьников выразили мнение, что школа плохо влияет на здоровье. 41, 1 % – не знают.
Влияние школы на здоровье 73,1 % опрошенных школа помогает заботиться о своем здоровье (уроки ОБЖ, физкультура, биология). 85,1 % учащихся среднего звена отметили необходимость уроков здоровья, в начальном звене – 99 %.
Оценка состояния физического развития Рост
Вес
Окружность грудной клетки
Жизненная ёмкость легких
Итоги тестирования физической подготовленности учащихся
Положительные изменения в практике образования. Создание комплекса условий для обеспечения положительных изменений в базовом (педагогическом) процессе Личностные изменения в субъектах образования Положительные приращения в личности учащегося