Пром ИТ12 1 О ходе стандартизации информационных технологий в стране и взаимодействии стандартов Анищенко В.В. Председатель национального технического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление ИТ: от искусства к технологии Георгий Меметов Координатор itSMF Беларусь.
Advertisements

©2008 IT Governance Institute. All rights reserved. 1 Обзор принципов Корпоративного управления ИТ на основе CobiT и других методологий ITGI Борис Львов.
Управление ИТ рисками. Использование модели COBIT. 06 июня 2013 года Михаил Савчук, ООО «ЕвразХолдинг»
Управление информационными ресурсами 1. Лекция 2 Методология COBIT 2.1 Кто использует методологию. 2.2 Соответствие требованиям. 2.3 Информационные критерии.
Разработка автоматизированной системы регистрации и обработки обращений пользователей ИТ-инфраструктуры для компаний малого и среднего бизнеса. Степуро.
Новое в ITIL v.3: От теории к практике Москва, 2008 Бартенева Мария руководитель отдела ITSM-консалтинга.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В.В.Барабанов П.М.Елизаров НИЦ CALS-технологий.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ИЗМЕНЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Барановский Олег Константинович.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC и ISO/IEC Ильдар Гарипов.
Информационная безопасность. Процессный подход – миф или реальность? Базелев Вячеслав, руководитель направления информационной безопасности СП «Бевалекс»
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Международный стандарт ISO/IEC ПОДГОТОВИЛ:УШТАЕВ АРСЕН.
Особенности реализации процессных моделей управления ИТ на базе Naumen Service Desk Гузик Сергей Викторович Генеральный директор Компании GSV
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Налоговая безопасность бизнеса Аспекты информационной безопасности в коммерческих организациях Ведущий специалист отдела терминальных технологий ООО «Праймтек»
ЦЕНТРЫ КОМПЕТЕНЦИИ по информационной безопасности СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АУДИТА И МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ITIL: Практикаприменения Московский государственный авиационный институт (Технический университет «МАИ») Аэрокосмический факультет Школа высоких.
ITIL: Практикаприменения Московский государственный авиационный институт (Технический университет «МАИ») Аэрокосмический факультет Школа высоких.
Транксрипт:

Пром ИТ12 1 О ходе стандартизации информационных технологий в стране и взаимодействии стандартов Анищенко В.В. Председатель национального технического комитете по стандартизации ТК BY 22 «Информационные технологии» 17 мая 2012 года

Пром ИТ12 2 Национальный технический комитет по стандартизации ТК BY 22 «Информационные технологии» БелГИСС СП ЗАО «Международный деловой альянс» ОАО «ЦНИИТУ» ЗАО «БелХард Групп» ООО «БелХард Девелопмент» ОДО «Вирусблокада» Нацбанк РБ НИИ ППМИ БГУ ОАО «Гипросвязь» ОАО «КБСП» ОАО «НИИЭВМ» ГП «Центр Систем Идентификации» ОИПИ НАН Беларуси УП «НИИСА» УО «БГУИР» ИП «Топ Софт» ЗАО «СИС ИНЖИНИРИНГ» ГП «НИИ ТЗИ» ИП «ЭПАМ Системз» ЗАО «НПП БЕЛСОФТ» ООО «Речевые технологии» СП «Бевалекс» ООО

Пром ИТ12 3 В мае 2010 года по решению Совета Министров Республики Беларусь создана: Межведомственная комиссия по координации работы республиканских органов государственного управления по вопросам создания и внедрения современных интегрированных информационных систем и технологий. Секретариат комиссии возглавляет Басько В.В.

Пром ИТ12 4 Организации используют различные модели ИТ, стандарты и лучшие практики. Данный слайд демонстрирует возможное совместное использование различных стандартов, при этом C OBI T выступает в качестве консолидирующего (зонтичного) стандарта. C OBI T ISO 9000 ISO ITIL ЧТО КАК C OBI T, ITIL, ISO, СТБ и другие стандарты ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ISO ( СТБ) ISO ISO 250хх ISO Система менеджмента качества. ISO Система менеджмента ИТ сервисов. COSO – Рекомендации по управлению, финансовой отчетности, внутреннему контролю и управлению рисками. СТБ (ISO 15408) Критерии оценки безопасности ИТ. ISO 250хх – Требования к качеству и оценке ПО. COSO ISO Система менеджмента ИБ.

Пром ИТ12 5 Результаты анализа организованного Секретариатом МКК Наличие гармонизированных с международными национальных СТБ: - ISO Система менеджмента - СТБ (ISO 15408) - Критерии оценки безопасности ИТ. Необходима локализация лучших международных практик и стандартов: - CobiT – методология для корпоративного управления ИТ; - ITSM/ITIL – приемы и методы управления IT-отделом компании на основе решений из библиотеки передового опыта в области управления ИТ; - ISO – Система менеджмента ИТ сервисов; - ISO – Система менеджмента информационной безопасности; - ISO – Требования к качеству и оценке ПО.

Пром ИТ12 6 Организациям и предприятиям необходим структурированный подход для управления этими и другими проблемами. Такой подход позволит гарантировать согласованность целей бизнеса и ИТ, внедрение мер контроля в соответствие с лучшей практикой, а также мониторинга эффективности ИТ. Важность Корпоративного управления ИТ Непрерывность ИТ сервисов Безопасность Цена/Качество Управление комплексной средой Соответствие ИТ целям бизнеса Соответствие регуляторным требованиям

Пром ИТ12 7 Корпоративное управление – комплекс управленческих решений и практик, применяемых высшим руководством, с целью: Определения стратегического направления Обеспечения достижения целей Адекватного управления рисками Надлежащего использования корпоративных ресурсов Важность корпоративного управления ИТ PERFORMANCE MEASUREMENT RESOURCE MANAGEMENT RISK MANAGEMENT VALUE DELIVERY STRATEGIC ALIGNMENT Корпоративное управление ИТ : Ответственность Директоров и высшего руководства Неотъемлемая часть корпоративного управления, состоящая из руководства, организационных структур и процессов, обеспечивающих соответствие ИТ текущим и стратегическим целям организации

Пром ИТ12 8 Корпоративное управление ИТ – Заинтересованные стороны Руководители бизнес- подразделений Определение направлений развития ИТ, оценка результатов и требования по исправлению недостатков Определение бизнес-требований к ИТ, обеспечение достижения пользы от ИТ и управление рисками Обеспечение и совершенствование ИТ сервисов в соответствие с требованиями бизнеса Обеспечение независимой оценки, что ИТ предоставляет требуемые сервисы Оценка соответствия нормативным документам с учетом новых рисков Управление Рисками и Соответствия ИТ Аудит Руководство ИТ Служб Совет Директоров и высшее руководство

Пром ИТ12 9 C OBI T: Основывается на требованиях бизнеса Процессно-ориентированный, структурирующий задачи ИТ в общепринятую процессную модель Идентифицирует основные необходимые ИТ ресурсы Определяет необходимые цели контроля Инкорпорирует основные международные стандарты Стал де факто стандартом в области управления и контроля ИТ C OBI T помогает заполнить разрывы между бизнес-рисками, требуемыми мерами контроля и техническими проблемами. Он приводит лучшие практики в различных областях и процессах, а также перечень требуемых задач для ИТ в стройной логической системе. ИТ ресурсы должны управляться в рамках естественным образом сгруппированных процессов. C OBI T предоставляет методику для достижения этой цели. C OBI T предоставляет методологию для корпоративного управления ИТ

Пром ИТ12 10 Бизнес цели и цели корпоративного управления Эффективность Приложения Информация Инфраструктура Персонал Эксплуатация и Сопровождение Мониторинг и Оценка Приобретение и Внедрение Информация ИТ ресурсы C O B I T Результативность Конфиденциальность Целостность Доступность Соответствие требованиям DS1 Определение и управление уровнем обслуживания DS2 Управление услугами сторонних организаций DS3 Управление производительностью и мощностями DS4 Обеспечение непрерывности ИТ сервисов DS5 Обеспечение безопасности систем DS6 Определение и распределение затрат DS7 Обучение и подготовка пользователей DS8 Управление службой технической поддержки и инцидентами DS9 Управление конфигурацией DS10 Управление проблемами DS11 Управление данными DS12 Управление физической безопасностью и и защитой от воздействия окружающей среды DS13Управление операциями по эксплуатации систем ME1 Мониторинг и оценка эффективности ИТ ME2 Мониторинг и оценка системы внутреннего контроля ME3 Обеспечение соответствия внешним требованиям ME4 Обеспечение корпоративного управления ИТ PO1 Разработка стратегического плана развития ИТ PO2 Определение информационной архитектуры PO3 Определение направления технологического развития PO4 Определение организационной структуры и взаимосвязей PO5 Управление ИТ инвестициями PO6 Информирование о целях и направлениях развития ИТ PO7 Управление персоналом PO8 Управление качеством PO9 Оценка и управление ИТ рисками PO10 Управление проектами AI1 Выбор решений по автоматизации AI2 Приобретение и поддержка программных приложений AI3 Приобретение и обслуживание технологической инфраструктуры AI4 Обеспечение выполнения операций AI5 Поставки ИТ ресурсов AI6 Управление внесением изменений AI7 Внедрение и приемка решений и изменений Планирование и Организация Достоверность Структура C OBI T

Пром ИТ12 11 COBIT 5 уточнил процессы на уровнях управления и интегрировал содержание COBIT 4.1, Val IT и Risk IT в одну справочную модель 11 C OBI T 5 (10 апреля 2012) – новые и модифицированные процессы

Пром ИТ12 12 ISO 9000 ISO 9000 серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Цель серии стандартов ISO 9000 стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия- поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С 3 версией ISO 9000 (2000) большее внимание уделяется способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. Стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Пром ИТ12 13 ISO/IEC ISO/IEC серия международных стандартов, содержит лучшие практики и рекомендации в области информационной безопасности для создания, развития и поддержания Системы Менеджмента Информационной Безопасности. ISO/IEC глоссарий для стандартов СМИБ ISO/IEC 27001ISO/IEC Системы управления информационной безопасностью. Требования ISO/IEC 27002ISO/IEC Практические правила управления информационной безопасностью (ISO/IEC 17799)ISO/IEC ISO/IEC 27003ISO/IEC Руководство по внедрению Системы Менеджмента ИБ ISO/IEC 27004ISO/IEC Измерение эффективности системы управления ИБ ISO/IEC 27005ISO/IEC Управление рисками информационной безопасности (BS7799-3) ISO/IEC 27006ISO/IEC Требования к органам аудита и сертификации систем управления ИБ ISO/IEC стандарт для аудита СМИБ; ISO/IEC руководство по телекоммуникациям в СМИБ; ISO/IEC руководство по реализации ISO/IEC в медицинскойISO/IEC отрасли …

Пром ИТ12 14 ISO ISO первый международный стандарт для управления и обслуживания IT сервисов (2005, заменил ISO 15000). ISO представляет описание требований к системе менеджмента ИТ сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях в 5 группах: 1) Процессы предоставления сервисов (Service delivery process): в группу входят управление уровнем сервисов, управление непрерывностью и доступностью, управление мощностями, отчётность по предоставлению сервисов, управление информационной безопасностью, бюджетирование и учёт затрат. 2) Процессы управления взаимодействием (Relationship processes): эта область включает в себя управление взаимодействием с бизнесом, управление поставщиками. 3) Процессы разрешения (Resolution processes): разработчики стандарта фокусируются на инцидентах, которые удалось предотвратить или успешно разрешить – управление проблемами, управление инцидентами. 4) Процессы контроля (Control processes): в данном разделе рассматриваются процессы управления изменениями и конфигурациями. 5) Процессы управления релизами (Release process): речь идёт о выработке новых и коррекции уже имеющихся решений. ISO «Information technology Service management. Part 2: Code of Practice» - это практические рекомендации по процессам, требования к которым сформулированы в первой части. Является руководством для аудиторов и компаний, намеренных пройти сертификацию.

Пром ИТ12 15 Организации используют различные модели ИТ, стандарты и лучшие практики. Данный слайд демонстрирует возможное совместное использование различных стандартов, при этом C OBI T выступает в качестве консолидирующего (зонтичного) стандарта. C OBI T ISO 9000 ISO ITIL ЧТО КАК C OBI T, ITIL и другие стандарты ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ISO ( СТБ) ISO ISO 250хх ISO Система менеджмента качества. ISO Система менеджмента ИТ сервисов. COSO – Рекомендации по управлению, финансовой отчетности, внутреннему контролю и управлению рисками. СТБ (ISO 15408) Критерии оценки безопасности ИТ. ISO 250хх – Требования к качеству и оценке ПО. COSO ISO Система менеджмента ИБ.

Пром ИТ12 16 C OBI T, ITIL и другие стандарты

Пром ИТ12 17 Высокие затраты Неочевидные выгоды ITIL: Основные проблемы IT-отделов компаний Диспетчирование ИТ-систем Обновление ИТ-систем Финишная обработка распечаток (сортировка, брошюровка, доставка) Диспетчирование локальных данных и систем Некоторые из типовых задач IT-отделов компаний

Пром ИТ12 18 ITIL – IT Infrastructure Library «Библиотека передового опыта в области управления ИТ» ITIL: Понятия Суть ITIL Использование процессного подхода для управления информационными технологиями (ИТ) в компании: вся деятельность IT-отдела описывается с помощью совокупности услуг, которые предоставляются ИТ внутренним и внешним потребителям Суть внедрения ITIL Разработка и внедрение приемов и методов управления IT-отделом компании на основе решений из Библиотеки передового опыта в области управления ИТ

Пром ИТ12 19 Стандарты Использованный в ITIL процессный подход полностью соответствует стандартам серии ISO Их суть – стандартизированный контроль процессов На основе ITIL/ITSM разработан британский стандарт BSI (Standard for IT Service Management), разработанный BSI (British Standards Institution) - Британским Институтом по Стандартизации. Суть этого стандарта – стандартизация производственных процессов На основе стандарта BSI практически без изменений был разработан стандарт ISO 20000, разработанный ISO (International Standard Organization) – Международной организацией по стандартизации ITIL: Понятия

Пром ИТ12 20 Пример: 10 процессов ITSM, обеспечивающих предоставление и поддержку IT-сервисов Процесс управления инцидентами Процесс управления проблемами Процесс управления конфигурациями Процесс управления изменениями Процесс управления релизами Процесс управления уровнем услуг Процесс управления возможностями ИВС Процесс управления доступностью Процесс управления рисками Процесс управления финансами ITIL: Понятия

Пром ИТ12 21 Спасибо за внимание. Нужны ли IT стандарты: - Госстандарту? - IT бизнесу ? - IT отделу ? - IT институтам ?