Лекция 3. Структура исторического исследования. Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3. Структура исторического исследования. Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь,
Advertisements

Лекция 3. Структура научного исследования. Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005.
Лекция Структура исторического исследования. Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005.
Лекция 2. Структура исторического исследования. Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь,
Лекция 2. Структура исторического исследования. Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь,
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования детей «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения» дистанционный.
Актуальные вопросы организации исследовательской деятельности учащихся Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Автор: Дигтярь Наталья Владимировна, педагог-психолог, КГУ «ОСШ 31 г.Темиртау»
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
Транксрипт:

Лекция 3. Структура исторического исследования

Литература по теме: Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, Зевелев А.И. Историографическое исследование. Методологические проблемы. М., Зевелев А.И. Историографическое исследование. Методологические проблемы. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003.

Научное исследование как деятельность Субъект деятельности Субъект деятельности Объект деятельности Объект деятельности Мотив деятельности Мотив деятельности Цель деятельности Цель деятельности Средства деятельности Средства деятельности Действия исследователя Действия исследователя Результат Результат

Мотив Исторический интерес как потребность Исторический интерес как потребность

Объект исторического исследования Фрагмент объекта исторической науки, включенный в исследовательский процесс Историческое явление Историческое событие Исторический процесс

Объект исторического исследования. Пример Объект Исторического Исследования : Петр IПервая русская революция Антропогенез

Объект исторического исследования Обладает разнообразными свойствами (Петр I был высокого роста) Обладает разнообразными свойствами (Петр I был высокого роста) Вступает в разные отношения с другими объектами (Петр I как представитель династии Романовых) Вступает в разные отношения с другими объектами (Петр I как представитель династии Романовых) Имеет разнообразные связи с другими объектами ( Петр I как монарх) Имеет разнообразные связи с другими объектами ( Петр I как монарх)

Предмет научного исследования конкретные свойства, связи, отношения объекта, рассматриваемые в конкретном исследовании. конкретные свойства, связи, отношения объекта, рассматриваемые в конкретном исследовании.

Предмет научного исследования Предмет Исторического исследования Свойства объекта Связи объекта Отношения объекта

Предмет научного исследования. Пример. Объект исторического Исследования – ПетрI Предмет: Как личность Предмет: Как абсолютный монарх Предмет: Как представитель династии Романовых

Предмет исторического исследования Находит отражение в названии работы. Находит отражение в названии работы. Предмет исследования задает строгие рамки работы, делает его конкретным. Предмет исследования задает строгие рамки работы, делает его конкретным. Уточнением предмета исследования может быть : Хронология бытования изучаемого объекта. Территориальные рамки бытования изучаемого явления Уточнением предмета исследования может быть : Хронология бытования изучаемого объекта. Территориальные рамки бытования изучаемого явления

Предмет исторического исследования История(предмет) деревни Ивановка (объект) Шарканского района Удмуртской Республики (предмет). История(предмет) деревни Ивановка (объект) Шарканского района Удмуртской Республики (предмет). Быт и нравы (предмет) монашества (объект) Древней Руси (предмет) в домонгольский период (предмет) Быт и нравы (предмет) монашества (объект) Древней Руси (предмет) в домонгольский период (предмет)

Проблемный характер исследования Проблема – это вопрос требующий разрешения. Проблема – это вопрос требующий разрешения. Научная проблема – это вопрос, требующий разрешения, ответа на который не содержится в существующем фонде научных знаний. Научная проблема – это вопрос, требующий разрешения, ответа на который не содержится в существующем фонде научных знаний.

Проблемный характер исследования. Пример. Ответ на вопрос: «Сколько будет дважды два?» - « четыре». Этот вопрос не является проблемой науки, так как ответ на него наукой уже дан. Ответ на вопрос: «Сколько будет дважды два?» - « четыре». Этот вопрос не является проблемой науки, так как ответ на него наукой уже дан. Вопрос: «Каковы причины возникновения этносов?» - это проблема, потому что однозначного ответа на этот вопрос не существует Вопрос: «Каковы причины возникновения этносов?» - это проблема, потому что однозначного ответа на этот вопрос не существует

Проблемный характер исследования Научная проблема -форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Научная проблема -форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Научная проблема знание о незнании. Научная проблема знание о незнании.

Актуальность проблемы Проблема - это познавательная задача, обусловленная как соответствующими потребностями общественной жизни, Проблема - это познавательная задача, обусловленная как соответствующими потребностями общественной жизни, так и познавательными потребностями развития науки. так и познавательными потребностями развития науки. В научном исследовании рассматриваются прежде всего такие проблемы, которые в данное время необходимо и можно решать (актуальные) проблемы. В научном исследовании рассматриваются прежде всего такие проблемы, которые в данное время необходимо и можно решать (актуальные) проблемы.

Актуальность проблемы Социальный заказ: проблема диктуется современными общественными потребностями: Социальный заказ: проблема диктуется современными общественными потребностями: Например: изучение проблем этногенеза необходимо для выработки современной национальной политики Например: изучение проблем этногенеза необходимо для выработки современной национальной политики Потребности развития научного знания: напрямую не связаны с современными общественными потребностями, но важны для развития научного знания: например, изучение типологии древней керамики Потребности развития научного знания: напрямую не связаны с современными общественными потребностями, но важны для развития научного знания: например, изучение типологии древней керамики

Актуальность проблемы.Пример Провинциальная археология (ОБЪЕКТ)второй половины XIX – начала XX вв.(ПРЕДМЕТ)– особое направление развития научной мысли, в недрах которого сформировались традиции, имеющие значение до настоящего времени. Они предопределили специфику тематики, методологии, теоретических оснований, которые легли в основу археологических изысканий. Однако глубинные причины и механизмы формирования интереса к археологии в это время не рассматривались исследователями, что вполне объяснимо с позиций традиционной историографии. Провинциальная археология (ОБЪЕКТ)второй половины XIX – начала XX вв.(ПРЕДМЕТ)– особое направление развития научной мысли, в недрах которого сформировались традиции, имеющие значение до настоящего времени. Они предопределили специфику тематики, методологии, теоретических оснований, которые легли в основу археологических изысканий. Однако глубинные причины и механизмы формирования интереса к археологии в это время не рассматривались исследователями, что вполне объяснимо с позиций традиционной историографии.

Типы научных проблем Аналитические Аналитические Синтетические Синтетические Методологические Методологические Оценочные Оценочные Уже не проблемы Уже не проблемы Еще не проблемы Еще не проблемы Никогда не проблемы Никогда не проблемы

Проблема Проблема определяет неизвестное в объекте познания в форме вопросов, которые и составляют основу для постановки конкретных исследовательских задач. Проблема определяет неизвестное в объекте познания в форме вопросов, которые и составляют основу для постановки конкретных исследовательских задач.

Цель исследования Цель – ожидаемый, прогнозируемый результат исследования Цель – ожидаемый, прогнозируемый результат исследования Цель может повторять содержание проблемы (например, проблема – отсутствие типологии керамики, цель может состоять в создании типологии керамики) Цель может повторять содержание проблемы (например, проблема – отсутствие типологии керамики, цель может состоять в создании типологии керамики) Цель может составлять часть проблемы: например, частью проблемы этногенеза удмуртов может быть цель, предполагающая изучение погребального обряда Тарасовского могильника для изучения этногенеза Цель может составлять часть проблемы: например, частью проблемы этногенеза удмуртов может быть цель, предполагающая изучение погребального обряда Тарасовского могильника для изучения этногенеза

Задачи исследования Определяют последовательность в достижении цели Определяют последовательность в достижении цели Определяют структуру работы: количество задач соответствует количеству глав работы Определяют структуру работы: количество задач соответствует количеству глав работы

Задачи исследования Содержание задачи определяет содержание главы Содержание задачи определяет содержание главы Глава называется в соответствии с задачей Глава называется в соответствии с задачей Например: определить хронологию бус Неволинского могильника. Глава может называться «Хронология бус Неволинского могильника» Например: определить хронологию бус Неволинского могильника. Глава может называться «Хронология бус Неволинского могильника» Например: задача : охарактеризовать Петра I как монараха. Глава может называться «Петр I как монарх» Например: задача : охарактеризовать Петра I как монараха. Глава может называться «Петр I как монарх»

Задачи исследования Задачи исследования должны формулироваться в конкретных понятиях «определить», «проанализировать», «сравнить», «Типологизировать», «оценить», «охарактеризовать» и т.п. Задачи исследования должны формулироваться в конкретных понятиях «определить», «проанализировать», «сравнить», «Типологизировать», «оценить», «охарактеризовать» и т.п. Неуместно формулировать задачи в понятиях «исследовать» (каким образом?), «изучить» (каким способом?), «Рассмотреть» (каким образом?) и т.п. Неуместно формулировать задачи в понятиях «исследовать» (каким образом?), «изучить» (каким способом?), «Рассмотреть» (каким образом?) и т.п.

Обоснование исследовательских задач Задачи должны быть не только сформулированы, но и обоснованы с точки зрения возможности их решения. Задачи должны быть не только сформулированы, но и обоснованы с точки зрения возможности их решения. Обоснование исследовательских задач осуществляется в следующих направлениях: источниковедческое, историографическое, методологическое обоснование Обоснование исследовательских задач осуществляется в следующих направлениях: источниковедческое, историографическое, методологическое обоснование

Источниковедческое обоснование исследовательских задач выявление, отбор и критический анализ источников, ориентированные на обеспечение качественной и количественной представительности источников, необходимых для решения исследовательских задач. выявление, отбор и критический анализ источников, ориентированные на обеспечение качественной и количественной представительности источников, необходимых для решения исследовательских задач. Качественная представительность источников определяется тем, насколько они раскрывают существенные в плане поставленной задачи черты, свойства и связи, присущие объекту (обоснование типов и видов источников) Качественная представительность источников определяется тем, насколько они раскрывают существенные в плане поставленной задачи черты, свойства и связи, присущие объекту (обоснование типов и видов источников) Количественная представительность определяется способностью источников решить исследовательскую задачу. Количественная представительность определяется способностью источников решить исследовательскую задачу.

Источниковедческое обоснование исследовательских задач В источниковедческом обосновании нельзя писать: « в работе использованы летописи, частноправовые акты и фольклор» В источниковедческом обосновании нельзя писать: « в работе использованы летописи, частноправовые акты и фольклор» Надо указывать для решения каких задач используются конкретные виды источников: Надо указывать для решения каких задач используются конкретные виды источников:

Историографическое обоснование исследовательских задач непременный учет степени изученности рассматриваемых в исследовании явлений и процессов реальности. непременный учет степени изученности рассматриваемых в исследовании явлений и процессов реальности. изучение истории разработки отдельных проблем, раскрытие основных этапов и направлений, имевших место в их изучении, теоретико-методологических подходов, из которых исходили представители разных направлений, источнико-информационной базы и методов изучения, полученных результатов и их научной значимости. изучение истории разработки отдельных проблем, раскрытие основных этапов и направлений, имевших место в их изучении, теоретико-методологических подходов, из которых исходили представители разных направлений, источнико-информационной базы и методов изучения, полученных результатов и их научной значимости.

На этой основе могут быть выявлены те аспекты этой реальности, которые либо не получили должного освещения, либо вообще оказались вне исследовательского поля зрения. На их изучение и должна быть направлена постановка исследовательской задачи. Ее реализация имеет цель получение нового знания об изучаемых явлениях и процессах. На этой основе могут быть выявлены те аспекты этой реальности, которые либо не получили должного освещения, либо вообще оказались вне исследовательского поля зрения. На их изучение и должна быть направлена постановка исследовательской задачи. Ее реализация имеет цель получение нового знания об изучаемых явлениях и процессах. Историографическое обоснование может быть основано на хронологическом проблемном, проблемно-хронологическом подходах. Историографическое обоснование может быть основано на хронологическом проблемном, проблемно-хронологическом подходах. Историографическое обоснование исследовательских задач

Методологическое обоснование исследовательских задач обоснование наиболее эффективного подхода, принципов, метода (методов) решения исследовательских задач. обоснование наиболее эффективного подхода, принципов, метода (методов) решения исследовательских задач. Таковыми являются методы, позволяющие адекватно раскрыть сущность изучаемой реальности при использовании простейших из имеющихся познавательных средств. Таковыми являются методы, позволяющие адекватно раскрыть сущность изучаемой реальности при использовании простейших из имеющихся познавательных средств. Мощность метода должна соответствовать исследовательской задаче. Мощность метода должна соответствовать исследовательской задаче. Обоснование предполагает раскрытие научного подхода (подходов), принципов и конкретных методов исследования. Обоснование предполагает раскрытие научного подхода (подходов), принципов и конкретных методов исследования. Методы обосновываются применительно к каждой из поставленных исследовательских задач. Методы обосновываются применительно к каждой из поставленных исследовательских задач.

Заключение в работе В заключении необходимо вернуться к цели исследования и определить какое новое знание было получено входе исследования. В заключении необходимо вернуться к цели исследования и определить какое новое знание было получено входе исследования. Обязательно последний абзац исследования должен определить последующие направления в изучении проблемы. Обязательно последний абзац исследования должен определить последующие направления в изучении проблемы.

Список использованной литературы Составляется по ГОСТУ 2003 г. Составляется по ГОСТУ 2003 г. Обязательно в алфавитном порядке например: Обязательно в алфавитном порядке например: Голдина, Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа / Р.Д.Голдина. – Ижевск, с. Голдина, Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа / Р.Д.Голдина. – Ижевск, с. Иванов И.И. Проблемы аграрной истории России / И.И.Иванов, П.П.Петров // Вопросы истории. – – С.4. Иванов И.И. Проблемы аграрной истории России / И.И.Иванов, П.П.Петров // Вопросы истории. – – С.4.

приложения Имеют всегда общую нумерацию Имеют всегда общую нумерацию Имеют всегда название, например: Имеют всегда название, например:

Ссылки Оформляются по новому ГОСТу 2008 г.: ГОСТ Р Оформляются по новому ГОСТу 2008 г.: ГОСТ Р

СПАСИБО за внимание

Объект Исторического исследования Петр I Первая русская революция Антропогенез