Проблемы развития АПК России на новом этапе и пересмотр парадигмы стратегических решений Козлов Вячеслав Васильевич, д.э.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия инновационного развития агропромышленно го комплекса России до 2020 года.
Advertisements

Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса России до 2020 года.
Управление реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков развития сельского хозяйства и регулирования рынков.
Тема 3 Внешние связи ИКС. Организации с которыми постоянно взаимодействует ИКС: Правительственные, государственные, административные, статистические и.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
ЛЕКЦИЯ 1. Понятие финансирования. Основные принципы финансирования ИКС.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» и Ассоциация сельскохозяйственных.
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СКО) (на примере Нижегородской консультационной службы АПК) ФГБУ «Учебно-методический.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФЕРТА ИННОВАЦИЙ Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева Учебно-методический.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
О реализации ФЦПРО на годы в Забайкальском крае.
Валентина Георгиевна Бочарова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Федеральное государственное научное учреждение «Институт социальной.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
ТЕМА: «Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников как интегрального средства обеспечения современного качества.
О долгосрочной целевой программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на годы» Заместитель министра экономики.
Транксрипт:

Проблемы развития АПК России на новом этапе и пересмотр парадигмы стратегических решений Козлов Вячеслав Васильевич, д.э.н., профессор

ВТО: проблемы нашего программирования 18 лет вступали в ВТО, а действовали будто бы условия членства в этой организации нас не касаются! В частности в проекте Госпрограммы развития сельского хозяйства …на годы имеются: Субсидии на молоко по 3 руб. за 1 кг : в 2013 году млн. руб. или $ 0,3 млрд. ( ~ 3% от АMS); в 2020 году млн. руб. или $ 0,47 млрд. ( ~ 11% от АMS)! Субсидии на льготное кредитование: в 2013 году млн. руб. или $ 3,0 млрд. ( ~ 32% от АMS); в 2020 году млн. руб. или $ 4,1 млрд. ( ~ 91% от АMS)!

ВТО: ориентиры нашей Стратегии Но если в первую очередь: холдинги, крупный агробизнес – то один сценарий, а фермеров и, тем более, все МФХ – то другой сценарий. если просто развитие производства, как сейчас – старая тема; если развитие конкурентоспособного производства – НОВАЯ ТЕМА то это совсем другая, НОВАЯ ТЕМА! Минсельхоз России предпринимает отчаянные попытки внесения изменений в Госпрограмму, но… СТРАТЕГИЧЕСКИХ БЕЗ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ: КОГО ПОДДЕРЖИВАЕМ?; РАДИ ЧЕГО ПОДДЕРЖИВАЕМ? Конечно же всех сельскохозяйственных товаропроизводителей!

Общинного человечка Общинного человечка, безземельного и безответственного, Стратегия то наша Стратегия в поддержке крупных хозяйств с многозвенными оргструктурами и многочисленными наемными работниками, хозяйств, способных конкурировать только между собой ( производительность труда 600 – 900 тыс. руб./чел. в год ) ( производительность труда 600 – 900 тыс. руб./чел. в год ). Хозяйств, нуждающихся в «хорошей» таможенной защите и материальной поддержке «по полной программе». ВТО: альтернативы выбора стратегических решений На формирование какого типа селянина мы рассчитываем?

ГРАЖДАНИНА, Если же мы рассчитываем на сельского ГРАЖДАНИНА, ответственного собственника своих земли и животных или достойного квалифицированного работника, Стратегия то наша Стратегия – в поддержке развития конкурентоспособного фермерства и ООО с немногочисленными наемными работниками ( производительность труда 1800 – 3600 тыс. руб./чел. в год ). ВТО: альтернативы выбора стратегических решений А если уж оказывать прямую поддержку, то фермеру на земле, а не хозяину многотысячных гектаров в Москве!

Кредитной кооперацией Кооперацией в хранении и переработке Снабженческо- сбытовой кооперацией Обеспечены государственной поддержкой Надежной правовой базой Целевой адресной, стимулирующей матподдержкой (десятки программ) В получении инноваций и помощи в их освоении ОДНАКО ТАКИЕ ХОЗЯЙСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ: Охвачены системами некоммерческой кооперации

Сельский консультант обеспечивает развитие: 2. Постоянно следит за состоянием дел у фермера и вовремя предупреждает о назревающих проблемах. (Алтайский край) 1. Выявляет наилучшие варианты использования новшеств и знакомит с ними своих клиентов – фермеров, помогает использовать в конкретных условиях фермы. (Нижегородская область)

Сельский консультационный центр – служба одного окна : ПОМОЖЕТ: 1.Сделать маркетинговую оценку возможных видов бизнеса. Подобрать инновационные технологии 2. Подобрать инновационные технологии. РАЗРАБОТАЕТ: Проект развития бизнеса и оформит необходимые документы для получения финансовых средств. Проект развития бизнеса и оформит необходимые документы для получения финансовых средств. ДОВЕСТИ РАБОТЫ ДО КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ ПОМОЖЕТ: Получить кредитные ресурсы и

Ориентировать аграрную науку и образование на практику Нужны творческие коллективы, способные создавать инновации и обеспечивать их передачу производству и в системы консультирования Нужны не отдельные НИИ и аграрные университеты, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ а ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, готовить классных специалистов способные также готовить классных специалистов В первую очередь государственные и региональные фонды (платежные агентства), оперативно предоставляющие: -ГРАНТЫ на науку, создание и трансфер инноваций, подготовку магистров и повышение квалификации; -ЦЕЛЕВЫЕ субсидии на поддержку освоения инноваций. Нужны механизмы поддержки «ростков будущего»!

Научно-технический потенциал инновационной системы АПК ,6 88,9 Объем финансирования научных исследований, млн. руб. Россельхозакадемия Государственные научные учреждения Федеральные государственные унитарные предприятия Общая численность 27,8 тыс. человек В том числе: Доктора наук – 1,6 тыс. Кандидаты наук – 5 тыс Федеральные Государственные Бюджетные Образовательные учреждения высшего профессионального образования Хозяйственные общества Учебно-опытные хозяйства Учреждения дополнительного образования Общая численность научно- педагогических работников 23,7 тыс. человек В том числе: Доктора наук – 3,3 тыс. Кандидаты наук – 12,9 тыс. Система высшего и дополнительного профессионального образования Научно- исследовательские организации Объем финансирования, млн. руб ,0401,9427, ,3 575,5208,7 Федеральные государственные Бюджетные научные учреждения и предприятия Общая численность 1,9 тыс. человек В том числе: Доктора наук – 100 Кандидаты наук – ,06400,06900,0 Информационно- консультационная служба Региональные центры сельскохозяйственного консультирования Муниципальные центры сельскохозяйственного консультирования Машино- испытательные станции Общая численность человек МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное финансирование, млн. $ в РФ 247,2 401,8 28,3 в США 266,3 207,1 131,1 487,1 НаукаОбразованиеКонсультирование

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы «ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ » в рамках проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЪЕМ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ГОДАМ, МЛН. РУБ В том числе на : развитие консультирования млн. руб., а надо с 2016 г млн. руб млн. руб на «ростки будущего» млн. руб., а надо с 2016 г млн.руб. поддержка переподготовки кадров (текущая), а надо в 2016 г млн.руб. формирование фондов поддержки - - -, а надо 3000 – млн.руб. Из исходного варианта Стратегии инновационного развития АПК

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ » в рамках проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЪЕМ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ГОДАМ, МЛН. РУБ ,89663, В том числе на : Россельхозакадемия млн. руб., наверное, достаточно На перспективные инновационные проекты, на «ростки будущего» млн. руб., (+ 250 – 356 и пред. раздела), а надо с 2016 г млн.руб. А еще очень надо вовлечь интерес и ресурсы аграрных бизнесов !

не менее чем на 20% большую долю в пользу фермеров Некоммерческий кооператив по переработке молока и сбыта молочной продукции в торговые сети перераспределяет от конечной выручки не менее чем на 20% большую долю в пользу фермеров по сравнению с реализацией сырого молока частной переработке. Без кооперации фермер неэффективен! На уровне субъектов РФ и даже шире необходима двух-трех уровневая потребительская кооперация в обеспечение: снабжения расходными материалами, семенами и т.п. и сбыта одинаковой продукции; снабжения расходными материалами, семенами и т.п. и сбыта одинаковой продукции; в решении вопросов кредитования МФХ и др. в решении вопросов кредитования МФХ и др. Есть хороший опыт фермерской Астраханской кооперации!

Необходимо развитие зарождающихся и создание новых институтов: 1)государственной материальной поддержки с использованием оперативных и транспорентных механизмов платежных агентств (фондов); 2)механизмов грантовой поддержки прикладных НИР и работ по освоению в производстве инноваций, обучения магистров; 3)механизмов реализации государсвтенно-частного партнерства в научно-техническом развитии агробизнесов, в т.ч. научных парков, инновационных центров и исследовательских университетов; 4)региональных систем консультационной поддержки развития всех аграрных бизнесов, в первую очередь их деятельности по широкомасштабному распространению инноваций; 5)региональных и межрегиональных систем потребительской кооперации в снабжении, переработке произведенной продукции и сбыте оптовыми партиями продовольствия, в кредитовании и взаимопомощи, ином.

«Быть может, общественный разум с большим успехом может провести организационную реформу в сельском хозяйстве…?» – ставил вопрос А.В.Чаянов и отвечал – «… такая задача не под силу общественному разуму, хотя бы и располагающему всей мощью государственной организации». Таким образом, неизбежна смена парадигмы наших представлений и решений по поводу организации государственной поддержки сельского хозяйства. Не «сверху – вниз», а наоборот – «снизу – вверх» Только на основе региональных стратегий при общих подходах мы сможем сформировать общегосударственную Стратегию и создать условия для своих аграриев, адекватные условиям ВТО!

Региональные стратегические задачи РЫНОЧНОЙ 1. ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ РЫНОЧНОЙ ОЦЕНКИ АГРОКЛИМАТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ ТЕРРИТОРИЙ: -на каких землях и какой сельхозпродукции реально конкурентоспособное производство при таможенной защите, оговоренной условиями ВТО; -какая специализация наиболее целесообразна для тех или иных аграрных зон региона; -какие эффективные цепочки «поле – прилавок» можно ориентировать на собственный рынок, а какие будут конкурентоспособны в окружающем пространстве и т.п.

Региональные стратегические задачи 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: -фонда технологического развития сельских бизнесов; -вовлечение представителей аграрных бизнесов в принятие решений по грантам на НИР и их софиансирование (хотя бы 10-20%), в решений по их масштабному распространению; -формирование региональной системы адаптации и широкомасштабного распространения инноваций – консультационной поддержки бизнесов и населения.

Региональные стратегические задачи 3. ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ВЫБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ПО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: -разработка стратегии перехода к устойчивому развитию сельских территорий, обеспечение её корректировок по мере накопления отклонений, но не реже раза в 3 года; -формирование на её основе необходимого количества самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, конкретных региональных целевых программ и обеспечение их реализации.