«Заговори – и я скажу, кто ты!» (Сократ) Часть 1. Речевая деятельность. Автор: Курикова Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия стилистики Автор: Курикова Наталья.
Advertisements

«Заговори – и я скажу, кто ты!» (Сократ) Речевая деятельность. Образ оратора и его аудитории.
«Секреты общения». Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
Понятие речевого воздействия. Произнеси правильно 1. ОтгУл 2. АфЕра 3. ОпЕка 3. УполномОчивать 4. УсугубИть 5. ЗаЁм.
Работа ученицы 5 б класса Банщиковой Елены Рук.Толстова Н.Г.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Культура общения Виктория Максимова. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. -
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет«МАМИ» Мероприятие.
ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких- нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2.
2. Развитие отношений с окружающими. 1. Развитие характера 3. Войти без страха в мир общения.
Этикетные диалоги. Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые.
Презентация Казариной Ксении, ученицы 2 «В» класса на тему:
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Речевой этикет.. То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.
Транксрипт:

«Заговори – и я скажу, кто ты!» (Сократ) Часть 1. Речевая деятельность. Автор: Курикова Наталья

Речевая деятельность речевое событие дискурс речевая ситуация

Основные понятия речевой деятельности 1. Речевое событие основная единица речевого общения (коммуникации). некое законченное целое со своей формой и структурой. складывается из 2-х составляющих: – поток речевого поведения (речь плюс мимика и жесты). – условия, обстановка, участники. Пример: Здравствуйте! Здорово! Привет! Здрасте!

Основные понятия речевой деятельности 1.1. Дискурс Живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события. Речь, «погруженная в жизнь» (Н.Д. Арутюнова). В отличие от термина «текст», не применяется к древним текстам: связь с живой жизнью не воспринимается непосредственно. Изучается в совокупности с соответствующими «формами жизни» - репортаж, интервью, экзаменационный диалог, признание.

Основные понятия речевой деятельности Дискурс обращен к прагматической ситуации помогает интерпретировать текст Оптимисты учат английский, пессимисты - китайский, а реалисты автомат Калашникова (форум). Люди с Дальнего Востока уезжают. Запретят правый руль - и уедут 80% (форум).

Дискурс Инженерный дискурс Вот эту штуковину воткни сюда. Медицинский Спирт. Скальпель. Зажим. (императив) Бытовой дискурс - Это что у тебя? Где купила? - Да вот здесь, у нас. Эксперты образовательной деятельности (преподаватели ТПУ работают над международным проектом) – 27 февраля Пушкина удаляй! - Поняла. А сколько манагер в Берлине?

Основные понятия речевой деятельности 1.2. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации

«Сегодня хорошая погода» В разных речевых ситуациях цель может быть разная. 1) Молодой человек обращается к хорошенькой девушке. Цель –установить контакт. 2) К приятелю – пригласить на прогулку. 3) Ответ на предложение – отказ. (Не пойду в кино, так как хорошая погода).

Цели коммуникации Информационная цель - донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена Предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника Коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником

Речевая ситуация «просьба» 1. - Передайте, пожалуйста, соль! - Пожалуйста! И + П + К Передайте, пожалуйста, соль! - Простите, здесь соли нет. И + П – К Дайте соль! - А почему так грубо? И + П- К Передайте, пожалуйста, соль! - Что? И, П, К – 5. - Передайте, пожалуйста, соль! - На! И+ П+ К-

Определите успешность/ неуспешность достижения информационной, предметной, коммуникативной целей (используйте знаки (+) и (-). 1) – Дай мне жетон позвонить. – У меня нет. 2) - У тебя есть жетон позвонить? – Есть, но он мне нужен самому. 3) – Где бы найти жетон, срочно нужно позвонить… - Зайди в магазин. 4) – Вечно эти проблемы с жетонами для автомата! – (молчание)

Коммуникативные барьеры. Факторы барьеров Культурный (религия, уровень образования) Социальный (гендерное различие, жизненные потребности и цели:выживание, безопасность, любовь, дружба, самоуважение, самовыражение и др.) Ролевой (муж/жена, отец/сын) Психологический (эгоцентризм, группоцентризм) Когнитивный (стереотипы) Стереотипы - упрощенные образы кого-либо явления, существующие в сознании в готовом виде. Яйца курицу не учат (старики) Бьет, значит, любит Начальство что хочет, то и делает маленькие люди). Муж должен кормить семью!

Коммуникативное равновесие Вертикальное адекватное выполнение роли лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подчиненный, старший – младший. Горизонтальное адекватное выполнение роли равного собеседника (степень знакомства, возраст, соц/ служ. положение).

Коммуникативные роли Роли задают речевые жанры: приказ, просьба и т.д., отражающие симметричные и асимметричные роли. Если человек не понимает своей роли, происходит сбой в общении. Прошу Вас сообщить … Можете ли сообщить.. Дай (дай-ка) мне информацию … Скинь мне по у

«Слово есть дело». Речевой акт Действие, определяемое целью говорящего, - речевой акт. Перформативы – глаголы «поздравить», «благодарить», «просить» и т.д. -Я обещаю – РА обещания; -Я прошу – просьба и т.д. -Да, Нет (в церемонии бракосочетания – это тоже действие, поступок, который определяет судьбу). Речь = поступок. Последовательность РА создает дискурс.

Виды речевого акта Цель говорящегоРечевой актпримеры Сообщить, информироватьинформативыЗавтра будет хорошая погода Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира эмотивыКак хороши летние вечера! Побудить к действиюимперативыПомоги решить задачу. Напиши письмо. Прошу вас выдать мне … Выполнить ритуальное действие (прощание, приветствие, благодарность, поздравление, выражение соболезнования, сочувствия ритуальныйПривет! До свидания! Поздравляю с днем рождения!

Прямые и косвенные РА прямой РА: Не хочу идти в кино. Передай соль! Если вы разговариваете, я соберу контрольные работы косвенный РА: Мне нездоровится (отказ). Не могли бы вы передать соль? (просьба) Так, я вижу все готовы сдавать контрольную работу, все разговаривают друг с другом… (преподаватель в аудитории) - (предупреждение)

Запомните основные понятия по теме «Речевая деятельность» Речевое событие Речевая ситуация Дискурс Речевой акт Коммуникативные роли Коммуникативные барьеры Коммуникативное равновесие