Содержание обучения общеобразовательной области « Технология » Преподаватель: Курзакова О.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД» Базисный план 2004 года.
Advertisements

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Доступное и качественное образование каждому ученику (целевые установки на учебный год)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» Базисный план 2004 года.
Методические рекомендации «Как работать с БУП 2004г.» Центр повышения квалификации «Развитие образования», апрель 2010г.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Организация образовательного процесса на III ступени.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
БУП Принципы построения федерального базисного учебного плана для X –XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Модернизация структуры географического образования.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Нарушения при разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Роль предметного обучения в режиме профильного обучения.
Формирование индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план (ИУП) совокупность учебных предметов (курсов),выбранных для освоения обучающимся.
Транксрипт:

Содержание обучения общеобразовательной области « Технология » Преподаватель: Курзакова О.П.

Технология – образовательная область, в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире, нацеленная на создание обучающей среды для развития у учащихся способностей в области дизайна и изготовления, посредством работы с различными материалами, информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей.

В течении всего периода обучения технологии в российской школе каждый учащийся, в соответствии с программой, должен выполнить 10 проектов. Под проектом понимается завершённая творческая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, способствовать развитию творческой личности. Усвоение содержания предмета «Технология» обеспечит учащимся: - экономическое образование; - экологическое; - информационное обеспечение; - эстетическое образование в сочетании с дизайнерскими навыками и др. (нигде не говорится научить строгать, пилить планку, а творчески подойти к разработке изделия). Вывод : при рыночных отношениях общеобразовательная школа не должна обязательно давать своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации – является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. ФБУП для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. ФБУП для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – от 34 до 37 недель (с учётом экзаменационного периода). В 9 классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся. При проведении учебных занятий по «Технологии» (5-9 классы) осуществляется деление классов на две группы.

Особенности федерального базисного учебного плана В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение учащимися предметов социально- экономического цикла, иностранных языков и информатики. Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесены часы, которые рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (8 класс - 1 час в неделю учебного предмета «Технология», а также «География», «Биология», «История», «Искусство»).

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметыКоличество часов в год Всего Русский язык Литература Родной язык и литература* Иностранный язык Математика Информатика и ИКТ История Обществознание (включая экономику и право) География Природоведение70 Физика Химия Биология Искусство (Музыка и ИЗО) Технология Основы безопасности жизнедеятельности35 Физическая культура Итого: Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметы Количество часов в неделюВсего Русский язык Литература Иностранный язык Математика Информатика и ИКТ123 История Обществознание (включая экономику и право)11114 География12227 Природоведение22 Физика2226 Химия224 Биология12227 Искусство (Музыка и ИЗО) Технология Основы безопасности жизнедеятельности11 Физическая культура Итого: Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

Среднее (полное) общее образование Профильное обучение Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению позволяет: Обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием; Более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования, к освоению программ высшего профессионального образования.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне. Базовые общеобразовательные предметы- это учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание», «Естествознание» - обязательные предметы), остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения («Физика», «Химия», «Биология» -естественно-научный профиль, «Обществоведение», «Право», «Экономика» -социально-экономический профиль и т.д.). При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения Функции элективных учебных предметов: «надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный профильный учебный предмет становится углубленным; Развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному учебному предмету; Способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности человека. Представленные ниже варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер.

Характеристика содержания образовательной области «Технология» С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из 3 направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд». «Технология. Сельскохозяйственный труд». является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», - разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», - разделы «Растениеводство», «Животноводство». Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для направления «Технология. Обслуживающий труд» - разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» - разделы «Растениеводство», «Животноводство». «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование». Каждое из трёх направлений технологической подготовки обязательно включает в себя, кроме того, следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование».

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; овладение безопасными приёмами труда; Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности; Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Содержание обучения в общеобразовательной области «Технология» включает в себя следующие основные модули: 1. Технологии обработки конструкционных материалов; 2. Технологии обработки текстильных материалов; 3. Технологии ремонтно-строительных работ; 4. Технологии обработки пищевых продуктов; 5. Технологии получения сельскохозяйственной продукции; 6. Технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; 7. Технологии преобразования и использования энергии; 8. Техника и технологическое оборудование (элементы машиноведения); 9. Технологии получения, преобразования и использования знаковой и графической информации; 10. Культура дома.

Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов, представленных в основных модулях. Независимо от содержания основного модуля должно предусматриваться изучение сквозных образовательных линий : Культура и эстетика труда; Культура и эстетика труда; Получение, обработка, хранение и использование информации; Получение, обработка, хранение и использование информации; Основы черчения и графики; Основы черчения и графики; Элементы прикладной экономики и предпринимательства; Элементы прикладной экономики и предпринимательства; Мир профессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; Мир профессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; Художественно-прикладная обработка материалов; Художественно-прикладная обработка материалов; Творческая проектная деятельность; Творческая проектная деятельность; Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; История и социальные последствия развития технологии и техники. История и социальные последствия развития технологии и техники.

Структура обучения «Технологии» состоит из четырех блоков, которые скомпонованы из модулей. А модули базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.

С учетом психо-физического, интеллектуального развития учащихся выделяют 4 основных смысловых блока содержания технологии: 1.Период обучения в начальной школе (1-4 классы); 2.Второй блок относят к подростковому возрасту (5-8 классы); 3.Третий – к ранней юности (9 класс); 4.Четвертый – к юности (10-11 класс). В структуре первого блока в виде отдельных модулей изучаются технологии прикладного художественного преобразования таких материалов, которые не требуют при обработке значительных физических усилий. Данный блок называют «Введение в технологию». Содержание второго блока с учетом возможностей подростков, включает в себя в качестве модулей технологии изучения конструктивно и технологически несложных изделий производственного, бытового или художественно-прикладного назначения. Данный блок называют «Технологические основы труда». Содержание третьего блока ориентированно на обеспечение возможности учащимся проверить свои способности и склонности к определенным видам труда для обоснованного выбора будущего направления желаемого профильного обучения или профессионального образования. Данный блок называют «Основы профессиональной деятельности».

На последнем этапе, связанным с завершением обучения в полной средней школе, осуществляется углубленное изучение одной из технологии, выбор которой был сделан в основной школе. Содержание обучения в этом блоке технологической подготовки призвано способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся, дополняться прикладным производственным содержанием. Данный блок называют «Профильная и начальная профессиональная подготовка». Д/Задание: 1.Раскрыть сущность концепции технологического образования. 2.Раскрыть понятия «технология», «образование», «обучение».