Какая она – Баба-Яга (добрая старушка или злая ведьма) ? И Что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?» к этой загадочной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель: Филимонова Людмила Ивановна УРОК: «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ВО 2 КЛАССЕ.
Advertisements

ПОДГУРСКАЯ ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Баба Яга – кто она? Выполнили: ученики 1 класса Руководитель: Боброва Л.А.
Из глубины моря достают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.
Тема исследования. Тема исследования. Ученики 2 а класса МОУ СОШ 7 мкр. Красный Октябрь г. Киржач Руководитель-Мордовина Любовь Борисовна.
Выполнил - ученик 4 А класса МОУ «СОШ 3» АНДРЕЕВ ДИМА Руководитель - ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА Тема исследования:
Выполнили: обучающиеся 4 б класса Тема исследования: Можно ли отнести Бабу Ягу к богиням?
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
Баба Яга - кто она?. В чащобе густой, среди ягод и мхов, Где людская вовек не ступала нога, Жила одинокая Баба-Яга. В чащобе густой, среди ягод и мхов,
Выполнил Климов Михаил ученик 3 б класса МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы 1 им. В.И.Кузнецова Научный руководитель Ерина Алла Витальевна,
Т ЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ. Какие они (добрые или злые) ? Какие они (добрые или злые) ? И Что нужно знать, чтобы «отправиться в гости Что нужно знать, чтобы «отправиться.
Авторы: ученики 1 «Б» класса МОУ средней школы 49 г.о. Тольятти Руководитель – Семенченкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Тема проекта.
Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Образ Бабы –Яги в русских сказках. Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного.
Образ Бабы –Яги в русских сказках. Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного.
Раскроем образ Бабы-Яги в славянской мифологии: лесная старуха, волшебница, ведьма. Рассмотрим образ Бабы-Яги в русских сказках.
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Герои волшебных сказок. Баба Яга. Баба-яга - один из самых популярных героев русской сказки. Она живёт в ма­ленькой избушке, затерявшейся «за трид­цатью.
Транксрипт:

Какая она – Баба-Яга (добрая старушка или злая ведьма) ? И Что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?» к этой загадочной старушке?»

Мы считаем, что Баба-Яга – злая ведьма -Она всем вредит -Создает на пути трудности -Баба-Яга похищает детей -Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть -У нее страшный внешний вид -Её бояться маленькие дети

1. Как появилась Баба-Яга? 2. Где живет Баба-Яга? 3. Какой характер у Бабы- Яги?

1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы

1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников

Родословная Бабы-Яги Баба-Яга - змея Человекоподобное существо со змеиным хвостом Одноногое божество Божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое) Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой

Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»

Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка

Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.

Баба-Яга – воительница Яга - похитительница Яга -дарительница Яга - советчица Яга - повелительница Повелевает силами природы и животного мира Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью Дарит предметы, обладающие волшебной силой

Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить

Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма Она может быть разной – и доброй, и злой Часто она помогает герою, спасает его Б Баба-Яга может быть веселой и смешной А А иногда даже красавицей

Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.

Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»

Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А

Сказка –ложь, да в ней намек – Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок добрым молодцам урок А.С. Пушкин А.С. Пушкин

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы