Анализ результатов в области формирования читательской компетенции обучающихся ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕЙСТВИИ Л.Л. Курамшина заместитель директора СОШ 143 г. Казани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Качество знаний, успеваемость и СОУ за I полугодие учебный год.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Ул.Школьная Схема с. Вознесенка Ярославского городского поселения п.Ярославский 10 2 Ул.Флюоритовая
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
Транксрипт:

Анализ результатов в области формирования читательской компетенции обучающихся ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕЙСТВИИ Л.Л. Курамшина заместитель директора СОШ 143 г. Казани

АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЫ Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело. К.Д. Ушинский Чтение – это не просто один из четырех видов речевой деятельности, коммуникативная природа этого вида деятельности настолько неоднозначна и сложна, что минимизировать значимость формирования читательской компетенции нельзя. Однако, по данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся. Исследования, проведенные по данной проблеме в СОШ 143 г. Казани, позволили выявить причины низкой читательской грамотности школьников и наметить пути решения названной выше проблемы.

Первый уровень Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Разобраться в теме материала, собратьдополнительноинформацию, больше слушать и отвечать, чем проявлятьинициативу. Суметь сделать короткоевыступление,подготовитьзаметки,подобратьиллюстрации.Глубокопроработать тему, показать умениеподдерживатьдискуссию, привлечь к ней других участников,способствоватьразвитиютемы.Выработать стратегию стратегиюиспользованияразличныхкоммуникативных умений и достичьнамеченныхрезультатов,проявлятьсамостоятельность,ответственностьОтработать имеющийся имеющийся потенциал в ходевыполнения более сложных заданий. I. УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ I. УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Входящий мониторинг Класс Количество учащихся Первый уровень Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень 1.9а % % % % 17-71% 17-71% % % 5-21% 5-21% 3.9в % % 9- 53% 9- 53% 7-41% 7-41% 4- 24% 4- 24% 2-12% 2-12% 4.10а – 62% 24 – 62% % %12-46% 10-38% 10-38% 6-23% 6-23% 5.10б – 87% 13 – 87% % % 7-47% 7-47% 6 – 40% 6 – 40% 1-7% 1-7% 6.11а –100% 13–100% % % 11-85% 11-85% 9 – 69% 9 – 69% 5– 33% 5– 33% 7.11б –83% 15 –83% % % 12-67% 12-67% 7 – 39% 7 – 39% 3– 17% 3– 17% Итог 6 кл –86% 97 –86% 81-72% 81-72% 66-58% 66-58% 46 – 41% 22-19% 22-19%

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВХОДЯЩЕГО МОНИТОРИНГА Всего во входящем мониторинге, который был проведен в начале учебного года, участвовало 113 человек из шести классов. Из приведенных выше данных следует, что учащиеся на начало эксперимента слабо владели третьим, четвертым и пятым уровнями овладения коммуникативной компетенции. 16 человек испытывали затруднения на первом уровне овладения коммуникативной компетенцией, 32 человека испытывали затруднения на втором уровне, 41человек - на третьем уровне, Всего во входящем мониторинге, который был проведен в начале учебного года, участвовало 113 человек из шести классов. Из приведенных выше данных следует, что учащиеся на начало эксперимента слабо владели третьим, четвертым и пятым уровнями овладения коммуникативной компетенции. 16 человек испытывали затруднения на первом уровне овладения коммуникативной компетенцией, 32 человека испытывали затруднения на втором уровне, 41человек - на третьем уровне, 67 - на четвертом уровне и 91 - человек на пятом уровне. В классах с углубленным изучением русского языка (9а), в социально-гуманитарных классах (10а, 11а) уровень владения коммуникативной компетенцией выше, чем в общеобразовательных классах (9в) и классах оборонно- спортивной направленности (9в, 10б, 11б). Использование на уроках русского языка и литературы специальных заданий, способствующих повышению уровня овладения коммуникативной компетенцией, позволило повысить уровень овладения данной компетенцией. Мониторинг, проведенный после работы по формированию коммуникативной компетенции, показал значительное повышение уровня овладения данным видом компетенций. Мониторинг, проведенный после работы по формированию коммуникативной компетенции, показал значительное повышение уровня овладения данным видом компетенций.

КлассКоличествоПервыйуровеньВторойуровеньТретийуровеньЧетвертыйуровеньПятыйуровень 1.9а – 100% 24 – 100% 22 – 92% 22 – 92% % 12-50% 12-50% 10 – 42% 10 – 42% 2.9в % 12-71% 15 – 88% 15 – 88%10-59% 7-41% 7-41% 4 – 24% 4 – 24% 3.10а – 100% 26 – 100% 24 – 92% 24 – 92% 15 – 58% 13 – 50% 11 – 42% 11 – 42% 4.10б – 87% 13 – 87% % % 8 – 53% 8 – 53% 12 – 80% 3 – 20% 3 – 20% 5.11а – 100% 13 – 100% 11 – 85% 11 – 85% 12 – 92% 10 – 77% 7 – 54% 7 – 54% 6.11б – 100% 18 – 100% 16 – 89% 16 – 89% 15 – 83% 12 – 67% 6 – 33% 6 – 33% Итог 6 кл – 94% 106 – 94% 100 – 88% 79 – 70% 66 – 58% 41 – 36% 41 – 36% Итоговый мониторинг

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОГО МОНИТОРИНГА Результаты мониторинга, проведенного после реализации программы по формированию коммуникативной компетенции, показали, что даже в течение только одного учебного года можно получить положительную динамику в формировании коммуникативной компетенции на всех уровнях, включая самый сложный пятый уровень. Количество учащихся, овладевших первым уровнем коммуникативной компетенции на первом уровне, увеличилось на 9 человек, на втором уровне - на 13 человек, на третьем уровне - на 13 человек, четвертом уровне - на 20 человек и на пятом уровне - на 21 человек. Результаты мониторинга, проведенного после реализации программы по формированию коммуникативной компетенции, показали, что даже в течение только одного учебного года можно получить положительную динамику в формировании коммуникативной компетенции на всех уровнях, включая самый сложный пятый уровень. Количество учащихся, овладевших первым уровнем коммуникативной компетенции на первом уровне, увеличилось на 9 человек, на втором уровне - на 13 человек, на третьем уровне - на 13 человек, четвертом уровне - на 20 человек и на пятом уровне - на 21 человек. Таким образом, уровни овладения коммуникативной компетенцией можно представить следующим образом: Таким образом, уровни овладения коммуникативной компетенцией можно представить следующим образом: Первый уровень формирования коммуникативной компетенции возрос с 86% до 94%, второй - с 72% до 88%, третий с 58% до 70%, четвертый - с 41% до 58%, пятый - с 19% до 36%. Первый уровень формирования коммуникативной компетенции возрос с 86% до 94%, второй - с 72% до 88%, третий с 58% до 70%, четвертый - с 41% до 58%, пятый - с 19% до 36%.

Каждый из пяти уровней овладения компетенциями состоит из трех частей овладения каждой группой умений: А, Б, С. Каждый из пяти уровней овладения компетенциями состоит из трех частей овладения каждой группой умений: А, Б, С.

Часть «А» Часть «Б» Часть «В» Уметь использовать различный словарный запас для достижения поставленной цели, приводить аргументы, высказывать свои мысли и идеи, обмениваться информацией, подводить итог и т.д. Прочитать и подытожить информацию из двух объемных текстов относительно простого предмета. Проработать текстовой материал, определить причинно следственные связи и основные идеи текста. Подытожить информацию для достижения поставленной цели. Описание того, в какой форме обучающийся может представить подтверждение того, что он овладел требуемыми компетенциями. Для успешной сдачи ЕГЭ учащимся необходимо овладеть формой написания эссе. II. УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ КАЖДОЙ ГРУППОЙ УМЕНИЙ

КлассКоличество Часть «А» Часть «А» Часть «Б» Часть «В» 1.9а % 19-79% 17 – 71% 17 – 71% Эссе – 50% 2.9в – 76% 13 – 76% 8 – 47% 8 – 47% Эссе - 49% 3.10а – 69% 18 – 69% 16 – 62% 16 – 62% Эссе – 53% 4.10б – 73% 11 – 73% 10 – 67% 10 – 67% Эссе– 52% Эссе– 52% 5.11а – 100% 13– 100% 9 – 69% 9 – 69% Эссе – 79% 6.11б – 78% 14 – 78% 10 – 56% 10 – 56% Эссе– 56% Эссе– 56% Итог6кл – 78% 88 – 78% 70 – 62% 70 – 62% Эссе – 56% Входящий мониторинг Входящий мониторинг

Входящий мониторинг выявил, что обучающиеся испытывают затруднения в подборе аргументов, в подведении итогов, с трудом могут подытожить информацию двух объемных текстов, выделить причинно - следственные связи. Не все обучающиеся могут представить подтверждение в том, что они овладели определенными компетенциями для создания работы в форме эссе. Итоги мониторинга заставили нас пересмотреть подходы к работе с текстом на уроках русского языка и литературы, в результате чего итоговый мониторинг подтвердил положительную динамику в овладениями учащимися каждой группой заявленных умений. Входящий мониторинг выявил, что обучающиеся испытывают затруднения в подборе аргументов, в подведении итогов, с трудом могут подытожить информацию двух объемных текстов, выделить причинно - следственные связи. Не все обучающиеся могут представить подтверждение в том, что они овладели определенными компетенциями для создания работы в форме эссе. Итоги мониторинга заставили нас пересмотреть подходы к работе с текстом на уроках русского языка и литературы, в результате чего итоговый мониторинг подтвердил положительную динамику в овладениями учащимися каждой группой заявленных умений.

КлассКоличество Часть «А» Часть «А» Часть «Б» Часть «В» Часть «В» 1.9а – 92% 22 – 92% 19 – 79% 19 – 79% Эссе -59% 2.9в – 82% 14 – 82% 10 – 59% 10 – 59% Эссе – 57% 3.10а – 80% 20 – 80% 20 – 77% 20 – 77% Эссе – 64% 4.10б – 93% 14 – 93% 10 – 67% 10 – 67% Эссе – 71% Эссе – 71% 5.11а – 100% 13 – 100% 11 – 85% 11 – 85% Эссе – 89% 6.11б – 83% 15 – 83% Эссе – 68% Эссе – 68% Итог 6 кл – 87% 98 – 87% 85 – 75% 85 – 75% Эссе – 68% Итоговый мониторинг

Итак, динамика овладения каждой группой умений выглядит следующим образом: Итак, динамика овладения каждой группой умений выглядит следующим образом: динамика овладения группами умений части «А» возросла с 78% до 87%, части «Б» - с 62% до 75%, части «В» - с 56% до 68%. динамика овладения группами умений части «А» возросла с 78% до 87%, части «Б» - с 62% до 75%, части «В» - с 56% до 68%. Данные свидетельствуют о значительном повышении показателей усвоения обучающимися каждой группой умений. Данные свидетельствуют о значительном повышении показателей усвоения обучающимися каждой группой умений.

III. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ «Сплошные тексты» «Сплошные тексты» «Несплошные тексты» Описания (художественные и технические); повествования (рассказ, отчет, репортаж); объяснения (рассуждение, резюме, интерпретация) и др. Формы (визовые документы, анкеты и др.), таблицы, графики, карты, диаграммы, схемы и др

Опыт работы показывает, что хорошо ориентируются в сплошных текстах разного формата 86 % обучающихся и только 32% владеют элементарными навыками работы с «несплошными» текстами. Низкий уровень владения элементарными навыками работы с «несплошными текстами» объясняется тем, что в программах и учебниках по русскому языку и литературе не заложена работа с подобными видами текстов, хотя в практической деятельности на различных уроках и в будущей жизнедеятельности обучающихся с текстами подобного формата встречаются и будут встречаться довольно часто. Серьезное внимание при формировании читательской компетенции уделяется тем умениям, овладение которым полностью помогает понять текст. Опыт работы показывает, что хорошо ориентируются в сплошных текстах разного формата 86 % обучающихся и только 32% владеют элементарными навыками работы с «несплошными» текстами. Низкий уровень владения элементарными навыками работы с «несплошными текстами» объясняется тем, что в программах и учебниках по русскому языку и литературе не заложена работа с подобными видами текстов, хотя в практической деятельности на различных уроках и в будущей жизнедеятельности обучающихся с текстами подобного формата встречаются и будут встречаться довольно часто. Серьезное внимание при формировании читательской компетенции уделяется тем умениям, овладение которым полностью помогает понять текст.

IV. УМЕНИЯ, ОВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОЛНОМ ПОНИМАНИИ ТЕКСТА IV. УМЕНИЯ, ОВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОЛНОМ ПОНИМАНИИ ТЕКСТА Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание теста или его форму и его оценка Уметь «пробежать» текст глазами, определить основные элементы текста, найти необходимой единицы информации. Уметь сравнивать и сопоставлять в тексте информацию разного характера, видеть в тесте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста. Уметь связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, находить доводы в защиту своей точки зрения.

Входящий мониторинг Входящий мониторинг КлассКоличествоНахождениеинформацииИнтерпретациятекста Рефлексия на содержание текста и его оценка 1.9а % 20-83% 19-79% 19-79% 12-50% 12-50% 2.9в % 9-53% 7-41% 7-41% 8- 47% 8- 47% 3.10а % 22-85% 19-73% 19-73% 11-42% 11-42% 4.10б % 12-80% 13-87% 13-87% 6 – 40% 6 – 40% 5.11а % 12-92% 11-85% 11-85% 7-54% 7-54% 6.11б % 14-78% 12-67% 12-67% 8-44% 8-44% Итог6кл % 89-79% 81-72% 81-72% 52-46% 52-46%

Входящий мониторинг показал, что ряд обучающихся испытывают серьезные затруднения при интерпретации текста, не умеют находить подтверждение полученной информации в других источниках, с трудом находят доводы в защиту своей точки зрения. Полученная информация дала материал для корректировки работы по отработке умений учащихся, направленных на полное понимание текста.

Итоговый мониторинг КлассКоличествоНахождениеинформацииИнтерпретациятекста Рефлексия на содержание текста и его оценка 1.9а % 22-92% 21-88% 21-88% 16-67% 16-67% 2.9в % 10-59% 8-47% 8-47% 4.10а % 24-92% 22-85% 22-85% 13-50% 13-50% 5.10б % 13-87% 14-93% 14-93% 8 -53% 8 -53% 6.11а % % 12-92% 12-92% 9-60% 9-60% 7.11б % 15-83% 14-78% 14-78% 10-56% 10-56% Итог6кл % 97-86% 93-91% 93-91% 64-57% 64-57%

Итоговый мониторинг показал положительную динамику у ряда обучающихся в умении находить информацию, интерпретировать текст, находить доводы в защиту своей точки зрения: количество обучающихся, умеющих находить нужную информацию в тексте, увеличилось с 79% до 86%. Количество обучающихся, умеющих интерпретировать текст, увеличилось с 72% до 91%. Количество обучающихся, способных испытывать рефлексию на содержание текста, повысилось с 46% до 57%.

V. ОСНОВНЫЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТЕКСТОМ V. ОСНОВНЫЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТЕКСТОМ Чтение для личных целей Чтение для общественных целей Чтение для профессиональнойдеятельности полученияобразования Художественная литература, личные письма, научно- популярные тексты и др. Информация о различных событиях общественногозначения,официальные документы и др. Отчеты, информация попрофессиональной деятельности и др. Тексты, используемые в учебных целях, учебная литература и др. Важным является формирование у учащихся умений определять цели чтения, т.к. именно они и определяют предстоящую работу с конкретным текстом. Мониторинг, проведенный по данной проблеме, выявил следующие результаты:

Входящий мониторинг Входящий мониторинг КлассКоличествоЧтение для личных целей Чтение для общественныхцелей учебныхцелей углубления знаний по предмету 1.9а % 18-75% 2-8% 2-8% % % 5-21% 5-21% 2.9в % 15-88% 3-18% 3-18% 15-88% 15-88% 3-18% 3-18% 3.10а % 17-65% 2-77% 2-77% 25-96% 25-96% 730% 730% 4.10б % 10-67% а % 9-69% 3-23% 3-23% % % 6-46% 6-46% 6.11б % 14-78% 5-28% 5-28% 15-83% 15-83% 5-28% 5-28% Итог 6 кл % 83-73% 15-13% 15-13% % % 26-23% 26-23%

Данный мониторинг позволил выявить серьезную проблему, касающуюся отношения школьников к чтению и умения пользоваться информацией для различных целей. Цифры свидетельствуют о том, что, с одной стороны, падает интерес к чтению, а с другой стороны, о том, что на занятиях прививается недостаточный интерес к чтению для общественных целей и для углубления знаний по предмету. У учащихся 10б класса и вовсе отсутствуют навыки чтения для общественных целей и углубления по предмету. Данные таблицы свидетельствуют о том, что школьники достаточно хорошо владеют навыками чтения для учебных целей. Следовательно, нам необходимо было обратить внимание на формирование умений использования чтения для различных целей. Для этого мы включили в работу по текстоведению научно - популярные тексты, тексты общественного характера. В качестве домашних заданий предлагали школьникам индивидуальные задания по углублению знаний, которые требовали обращения к дополнительным источникам информации, которую можно было получить из текстов различного формата и которые требовали критического осмысления. Кроме того, были использованы педагогические технологии, способствующие развитию критического мышления обучающихся. В результате проделанной работы данные итогового мониторинга учащихся показали следующие результаты : Данный мониторинг позволил выявить серьезную проблему, касающуюся отношения школьников к чтению и умения пользоваться информацией для различных целей. Цифры свидетельствуют о том, что, с одной стороны, падает интерес к чтению, а с другой стороны, о том, что на занятиях прививается недостаточный интерес к чтению для общественных целей и для углубления знаний по предмету. У учащихся 10б класса и вовсе отсутствуют навыки чтения для общественных целей и углубления по предмету. Данные таблицы свидетельствуют о том, что школьники достаточно хорошо владеют навыками чтения для учебных целей. Следовательно, нам необходимо было обратить внимание на формирование умений использования чтения для различных целей. Для этого мы включили в работу по текстоведению научно - популярные тексты, тексты общественного характера. В качестве домашних заданий предлагали школьникам индивидуальные задания по углублению знаний, которые требовали обращения к дополнительным источникам информации, которую можно было получить из текстов различного формата и которые требовали критического осмысления. Кроме того, были использованы педагогические технологии, способствующие развитию критического мышления обучающихся. В результате проделанной работы данные итогового мониторинга учащихся показали следующие результаты :

Итоговый мониторинг КлассКоличество Чтение для личныхцелей общественныхцелей учебныхцелей углубления по предмету а % 12-50% 12-50%24-100%10-42% в % 6-35% 6-35%16-94%8-47% а % 13-50% 13-50%25-96%10-38% б % 4-27% 4-27%12-80%5-33% а % 10-77% 10-77%13-100%9-69% б % 10-56% 10-56%16-89%9-50% Итог6кл % 55-49% 55-49%106-94%51-45%

Итоговый мониторинг позволил выявить положительную динамику по основным ситуациям общения человека с текстом. Эта динамика выглядит следующим образом: чтение для личных целей возросло с 73% до 81%, чтение для общественных целей – с 13% до 49%, чтение для углубленного изучения предметов – с 23% до 45%. Итоговый мониторинг позволил выявить положительную динамику по основным ситуациям общения человека с текстом. Эта динамика выглядит следующим образом: чтение для личных целей возросло с 73% до 81%, чтение для общественных целей – с 13% до 49%, чтение для углубленного изучения предметов – с 23% до 45%. Следующим этапом экспериментальной работы было выявление уровней грамотности чтения.

VI. УРОВНИ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ Уровень/ вид текста Нахождение информации Интерпретациятекста Рефлексия и оценка текста 5 уровень Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Уметь работать с правдоподобной или достаточно объемной информацией.Истолковывать значение нюансов языка, либо показывать полное понимание текста и всех его деталей. Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нем на основе специальных знаний. Уметь работать с понятиями, которые противоположныожидаемым, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов

4 уровеньНайти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Умение использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Умение работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. Использовать академические знания и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. 3 уровеньНайти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль текста, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией. Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать полное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях.

2 уровеньНайти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. Определять главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. 1 уровеньНайти один (или более) независимый от других отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация общеизвестна. Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями Исходя из приведенных выше уровней грамотности чтения школьников, на был разработан и проведен мониторинг на владение учащимися определенными уровнями грамотности чтения. Данные получились следующими:

Входящий мониторинг Входящий мониторинг КлассКоличество 5 уровень 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1уровень 1.9а %16-66%24-100% 3.9в % % 4.10а % 1-4%3-12%9-35%15-58%26-100% 5.10б %6-40%13-87% 6.11а % 2-15%4-31%6-46%7-54%13-100% 7.11б % 2-11%3-17%8-44%9-50%16-89% Итог 6 кл % 5-4%10-9%35-31%58-51%107-95%

Входящий мониторинг показал, что обучающиеся хорошо овладели первым уровнем грамотности чтения. Начиная со второго уровня, они испытывали затруднения в овладении грамотностью чтения. Повышение этого уровня и выведение школьников на последующие уровни потребовало расширения рамок технологического уровня работы с текстом. Анализ полученных результатов показал, что причины подобной ситуации кроются не столько в учителе или в конкретных методиках преподавания, сколько в традиционных подходах образования к обучению чтению, когда чтение не рассматривается как основное средство обучения и развития. Необходимость повышения уровня грамотности чтения обучающихся заставила нас расширить рамки технологического уровня работы с текстом на уроках различных дисциплин, что привело, в конечном итоге, к повышению уровня читательской грамотности школьников в целом: Входящий мониторинг показал, что обучающиеся хорошо овладели первым уровнем грамотности чтения. Начиная со второго уровня, они испытывали затруднения в овладении грамотностью чтения. Повышение этого уровня и выведение школьников на последующие уровни потребовало расширения рамок технологического уровня работы с текстом. Анализ полученных результатов показал, что причины подобной ситуации кроются не столько в учителе или в конкретных методиках преподавания, сколько в традиционных подходах образования к обучению чтению, когда чтение не рассматривается как основное средство обучения и развития. Необходимость повышения уровня грамотности чтения обучающихся заставила нас расширить рамки технологического уровня работы с текстом на уроках различных дисциплин, что привело, в конечном итоге, к повышению уровня читательской грамотности школьников в целом:

Итоговый мониторинг КлассКоличество 5 уровень 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1уровень 1.9а %10-42%18-75%24-100% 3.9в %6-35%16-94% 4.10а %5-19%9-35%15-58%26-100% 5.10б %1-7%6-40%7-47%14-93% 6.11а %5-38%9-69%10-77%13-100% 7.11б %4-22%9-50%10-56%18-100% Итог6кл %17-15%48-42%66-58%111-98%

Таким образом, изменив технологию работы с текстовым материалом на уроках литературы в старших классах, нам удалось повысить положительную динамику в овладении обучающимися различными уровнями грамотности чтения: овладение 5 уровнем возросло с 4% до 9%, 4 уровнем – с 9% до 15%, 3 уровнем – с 31% до 42%, 2 уровнем – с 51% до 58%, 1 уровнем – с 95% до 98%. Таким образом, изменив технологию работы с текстовым материалом на уроках литературы в старших классах, нам удалось повысить положительную динамику в овладении обучающимися различными уровнями грамотности чтения: овладение 5 уровнем возросло с 4% до 9%, 4 уровнем – с 9% до 15%, 3 уровнем – с 31% до 42%, 2 уровнем – с 51% до 58%, 1 уровнем – с 95% до 98%.

РЕКОМЕНДАЦИИ Одним из значимых результатов проведенного исследования явилось определение комплекса умений, овладение которыми направлено на формирование читательской компетенции обучающихся. Школьники в основном владеют умениями, которые им необходимо демонстрировать при работе с текстовым материалом на уроках русского языка и литературы. Однако этого недостаточно. Для того чтобы овладеть читательской компетенцией, нужно овладеть умениями, которые не относятся к какой-либо предметной области, а носят общий интеллектуальный характер и способствуют решению жизненно важных проблем: Одним из значимых результатов проведенного исследования явилось определение комплекса умений, овладение которыми направлено на формирование читательской компетенции обучающихся. Школьники в основном владеют умениями, которые им необходимо демонстрировать при работе с текстовым материалом на уроках русского языка и литературы. Однако этого недостаточно. Для того чтобы овладеть читательской компетенцией, нужно овладеть умениями, которые не относятся к какой-либо предметной области, а носят общий интеллектуальный характер и способствуют решению жизненно важных проблем:

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ -умение приводить доводы, аргументы в доказательство той или иной точки зрения; -умение приводить доводы, аргументы в доказательство той или иной точки зрения; -умение вырабатывать свою точку зрения и обосновывать ее, выбрав необходимые аргументы из приведенной совокупности фактов; -умение вырабатывать свою точку зрения и обосновывать ее, выбрав необходимые аргументы из приведенной совокупности фактов; - умение выбирать наиболее взвешенную аргументацию; - умение выбирать наиболее взвешенную аргументацию; -умение извлекать нужную информацию из текста, необходимую для решения практической задачи; -умение извлекать нужную информацию из текста, необходимую для решения практической задачи; -умение обобщать и делать выводы; -умение обобщать и делать выводы; -умение сравнивать информацию, представленную в той или иной форме в двух и более текстах и делать выводы; -умение сравнивать информацию, представленную в той или иной форме в двух и более текстах и делать выводы; -умение различать мнения и факты в высказывании человека; -умение различать мнения и факты в высказывании человека; -умение осуществлять выбор из нескольких альтернатив; -умение осуществлять выбор из нескольких альтернатив; -умение определять, к какой деятельности относится то или иное действие; -умение определять, к какой деятельности относится то или иное действие; -умение определять причины поступков людей (персонажей) или явлений. -умение определять причины поступков людей (персонажей) или явлений.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Блохина Е.В. Разработка тренинга психологического сопровождения курсов эффективности чтения (для подростков). Международный институт чтения. Научно-методический и образовательный проект. Выпуск 1. – М.: НИЦ ИНЛОККС, Димнет Э. Искусство думать. М. и Э. де Лиу. Как научиться быстро читать. – М: Вече, АСТ, Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании, 2008 Качество чтения и понимание текста или формирование читательской грамотности в современной школе. – Казань: Школа, 2007 Ключевые компетенции Ковалевская Е.В. Чтение и современное состояние проблемного обучения. – М., Ковалева Г.С., Красновский Э.А. PISA – 2003: результаты международного исследования. Грамотность чтения // педагогическая диагностика. – Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA – 2003, 2006, 2009 Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. – М.: МГУ, 2001 и др.